Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Проанализируйте графическую стилистику в классической и современной русской поэзии, в СМК

Задание 1. Проанализируйте графическую стилистику в классической и современной русской поэзии, в СМК, в рекламных текстах, буклетах, объявлениях. Укажите стилистически оправданное и неудачное использование графических средств по отношению к вербальному тексту.

Задание 2. Найдите стилистические фонетические погрешности; отредактируйте текст.

[1-10] 1) Крупнейший производитель пива на Западном Урале – ОАО “Пермская пивоваренная компания” – признанный лидер отрасли в этой области. 2) Путин умудрился выжать скупую слезу из глаз Буша. 3) Национальный барьер заставляет их консолидироваться и конспирироваться. 4) Наиболее эффективной признана деятельность ЛЛД-фонда, АОА ПНППК и КЖОПа. 5) Ну а уж деньги на будущие выборы найдутся. 6) Так, заместителем проигравшего Гора был Либерман – этнический еврей, ортодоксальный иудей. 7) Но как бы то ни было, питерского полку в Москве прибыло. 8) Порой это просто непростительно, и домоуправления, если грамотно с ними обращаться, быстро исправят свою халатность. 9) Когда мы отошли от села километров на пять, стало чуть-чуть рассветать. 10) И конечно же, ждать непринужденных и живых встреч.

[11-20] 11) Временами он был круче крутого Уокера. 12) Подготовить документацию на реставрацию и последующую демонстрацию указанных памятников. 13) Автопарковка оснащена системой сигнализации и системой современной охраны. 14) Племянница Усаамы Бен Ладена Воира Дудур Бен Ладен подписала контракт с Джордом Угербер. 15) Пастой плотно подкрепились двести участников 24 Московского международного марафона мира. 16) Не спеши, соблазнившись рекламой, покупать недешевый парфюм. 17) В целях поддержания чистоты и порядка можно уже пользоваться освежающими спреями и жевать после еды. 18) Причина остается нераскрытой, а болезнь тем временем прогрессирует. 19) Государство должно способствовать населению в переселении из труднодоступных и удаленных территорий. 20) Не тяните, откладывая ее приобретение на неопределенное будущее.

[21-30] 21) При жевании у человека выделяется желудочный сок, который раздражает поверхность желудка. 22) Реально о решении проблемы говорит лидер регионального отделения «Единой России» Владимир Рыбакин. 23) При этом устраняется причина неприятного запаха. 24) Формирование фракций прошло корректно и без обливания друг друга грязью. 25) В компании «Ричброксервис» это можно сделать за один визит. 26) Среди парламентариев больше трети тех, кто решительно требует преобразования парламентских привилегий. 27) В мастерской их обработают специальными инструментами, средствами и материалами. 28) Явное преимущество у команды «ДИВС-УПИ-Прайм». 29) Благодаря такому подарку одаренный человек не раз вспомнит вас недобрым словом. 30) Город отвернулся, отгородился от Камы грязными километрами предприятий.

[31-40] 31) Бывший руководитель ОРМУП «ЖКХ» более компетентно пояснил этот вопрос; По прогнозу ЦМАКП не стоит ждать резкого улучшения. 32) Специально для инвесторов с низким порогом иска разработаны и исполняются стратегии доверительного управления. 33) А именно избиратели, общественники и активисты настаивали на том, что каждый пермяк имеет право на выбор. 34) Инфляция может привести к деградации экономизации и усиленной государственной приватизации. 35) На собрании партии РОЖ присутствовал и Сергей Суханов (партия «Родина Жизни»). Члены РОЖ и Пенсионеров наконец-то пришли к согласию. 36) Есть другие категории детей с проблемами. 37) По примеру Перми начата «заточка» структуры самоуправления других образований края под нужды губернатора, который очень активно развивает в регионе сеть супермаркетов. 38) Прокуратура бодро отчиталась об отработанном заказе. 39) Госструктуры собственными руками, руководствуясь заказом, породили новых преступников, беспризорников. 40) Строительный проект губернатора «Ворота Прикамья» ориентирован на развитие территории, повышение рентабельности (Из газет и предвыборных материалов).

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Основные фонетические недочеты [13]

Ангофразия – перерыв речи гласными или согласными (м-м-м, э-э-э).

Звуковые ассоциации, связанные с табуированным пространством (Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины… В. Высоцкий; На кой Херли Лиз нужен этот Грант?).

Зияние – неблагозвучное стечение гласных внутри слова (внутреннее) (Иоа нн) или между словами (внешнее) (Используется в авиац ии, а и менно …).

Неоправданная ритмизация – ритмические фрагментывнутри неритмизированного текста (Пали всегда по этой цели. Тогда ты будешь лучший).

Неудачная аббревиация и сокращения – неблагозвучное сокращение слов (ЕБРР обещал помочь России; Зарубежспецреставрация; Интерхимпромооксисинтез).

Неуместная рифма – рифма, неуместная в данном стиле, тексте (Скоро будет газ у нас).

Случайные звуковые повторы: аллитерация и ассонансы (П а р а ф иносоде р жащий п ояс “ Ф изомед” - э фф ективное пр о ф илактическое с р едство; Вдруг в з гру стн у лось другу, в ско р е сно в а в ст р етит он вр а г а); анафора (Пор ой это про сто не про стительно так пре ступно пер еступать черту, за которой находится чужое про странство); эпифора (Прем ии Армен ии); стык (Президент сам займется им и и и х свободами) и др.

Стечение согласных (Вот характерная строка из одной поэмы для детей: пупс взбешен … Попробуйте произнести это вслух! Псвзб – пять согласных подряд. Нужно ненавидеть детей… К. Чуковский).

Задание 3. Определите фонетические и графические лингво-стилистические приемы в рекламных текстах. Какие лингвистические приемы являются наиболее частотными? Определите удачные и неудачные в фонетическом отношении тексты.

[1-10] 1) Есть идея, есть IKEA. 2) Умное решение – быстрое лечение. 3) Здоровье для кожи. Здоровье для жизни. 4) Самый сок телеэфира. РенТВ. 5) Живой журнал. Молоток. 6) Мезим – для желудка незаменим. 6) Автомобильные лампы ОСРАМ – ваша уверенность на ночных дорогах. 7) «Мишлен». Лучшие шины для вашей машины. 8) Веселье без похмелья. 9) Ш-ш-ш-в-е-п-с-с-с. 10) Сбербанк России. Просто. Профессионально.

[11-20] 11) Центрум. Нацелен на здоровье. 12) Мммм… Магги; Мммм… Данон. 13) Восход. Превосходная продукция. 14) Wella. Вы великолепны. 15) Бесконечное удовольствие. Вольво. 16) Аптека О 3. Посмотри на цены. 17) Фиш. Лучшая фишка на вашем столе. 18) Стройфирма «Рост». Просто блеск. 19) ТехноТрейд. 20) Полимерные наливные полы.

[21-30] 21) Галина Бланка. Буль-буль… Буль-буль. 22) Мы, Миринда, новая, понтовая, лиловая! 23) Р-р-р… Рычите? Вас успокоит «Новопассит». 24) Лучше есть с раками или креветками. 25) Стильно. Светильно. 26) Жудэмэмен. Ваша фигура. 27) Nissan Primera. Право быть замеченным. 28) Обувь Camelot. Оставь свой след. 29) Knorr – вкусен и скор. 30) Новый TIX хорош вдвойне: по качеству и цене.

[31-40] 31) Автомобиль «Пежо». Моментальное преображение. 32) Взгляни на жизнь веселей. Кофе «Жокей». 33) «Причуда». Попробуйте прямо сейчас. 34) «Эрманн» - безупречен от природы. 35) NIVEA. Все, что нужно Вашей коже. 36) Ураган в вашем городе (Фабрика звезд - 2). 37) «Пумпан» (средство для оптимизации сердечной деятельности). 38) «Фрутоняня» в помощь маме. 39) «Спрайт». Жизнь хороша, если пьешь не спеша. 40) «Евросеть» - цены просто обалдеть!

[41-50] 41) Упростим и убыстрим! Переводы «Унистрим». 42) Любым папиросам даст фор «Герцоговина Флор». 43) Не валяй дурака, голосуй за земляка! 44) Сухарики «Хрустишка». Включи похрустиста. 45) Ваша киска купила бы «Вискас»! 46) Жалюзи меня нежно, Димакс! («Димакс» фирма, торгующая жалюзи). 47) МТС. Мир твоей свободы! 48) Галина Бланка! Любовь с первой ложки. 49) СОКОС – ничего кроме сока! 50) «Красная линия» - волосы такие, что ах.

[51-60] 51) «Сытый слон». Вкусное решение, быстрое приготовление. 52) Батарейки GP. Видел – купи. 53) Не просто пшик, а «Стопангин». 54) Nivea Brilliant Blonde. Пусть солнце сияет в твоих волосах. 55) Citroen. Опережая воображение! 56) Chrysler. Мощь в роскошном оформлении! 57) M & M’s: В любом месте веселее вместе. 58) «Мистер Пропер» веселей, в доме чисто в два раза быстрей. 59) Мир твоей свободы. 60) Шины «Мишлен» - движение к совершенству!

[61-70] 61) Суфле «Рузанна» - сладость в радость! 62) Осторожно! Аллигатор! (автосигнализация). 63) Запасись запчастями в «Завгаре» (автомагазин). 64) Пермская ярмарка – марка Урала. 65) Купи кирпич сейчас. 66) ПРОСТОМОЛ – просто будь мужчиной. 67) Клуб «Зажигалка» - жги не по-детски! 68) «БарБара» (клуб). 69) «Вещные ценности» (магазин женской одежды). 70) Catsan. Запирает запах на замок.

[71-80] 71) Renault Clio. Сила Соблазна. 72) Масло «Белая река» родилось из молока. 73) Mersedes. Следуй своей звезде. 74) Банк «Дзержинский». Дзержитесь с нами. 75) Дерматологи рекомендуют «Нормадерм». Нормадерм нормализует работу и оздоравливает кожу. 76) Молодежная косметика «МИА» только для молодой кожи. 77) Пропеллер. Попрощайся с подростковыми проблемами. 78) Блестящая премьера. Больше блеска для бесконечно соблазнительных губ. 79) МТС. О ком ты думаешь сейчас? 80) Ням-ням… Ням-ням… Покупайте Микоян.

Задание 4. Определите звукосимволические характеристики звуков, которые обусловливают ваше представление о внешности гостей, съезжающиеся на бал..

С свОей сУпрУгОЮ дОрОднОй В пУхУ, в картУзе с кОзырькОм

Приехал тОлстый ПУстякОв; (Как вам, кОнечнО, Он знакОм),

ГвоздИн, хозяИн превосходный, И отставной советник Флянов,

Владелец нИщИх мужИков; Тяжелый сплетник, старый плут,

Скотинины, чета седая, Обжора, взяточник и шут.

С детьми всех возрастов, считая С семьей Панфила Харликова

От тридцати до двух годов; ПрИехал И мОсье ТрИке,

Уездный франтик Петушков, Остряк, недавнО Из ТамбОва,

МОй брат двОЮрОдный, БУянОв, В Очках И рыжем парИке.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Задание 5. Проанализируйте фонетическую организацию фрагментов текста. Проанализируйте соотношение фонетической и лексической структуры фрагментов текста.

1) Всегда скроМНа, всегда посЛушНа, Итак, оНа з ваЛась ТатьяНой

Всегда как утро весеЛа, Ни красотой сестры своей,

Как ж и з Нь поэта простодушНа, Ни све ж естью ее руМяНой

Как по ц еЛуй Любви МиЛа; Не привЛекЛа б оНа о ч ей.

ГЛа з а, как Небо гоЛубые, Дика, пе ч аЛьНа, МоЛ ч аЛива,

УЛыбка, ЛокоНы ЛьНяНые, Как ЛаНь ЛесНая боя з Лива,

Дви ж еНья, гоЛос, Легкий стаН, ОНа в сеМье своей родНой

Все в ОЛьге… Ка з аЛась дево ч кой ч у ж ой.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

2) Как Рано мог он Л ицемеРить, Он пе Л Л юбовь, Л юбви пос Л ушной,

Таить надежду, Ревновать, И песнь его бы Л а ясна,

РазувеРять, заставить веРить, Как мыс Л и девы пРостодушной,

Казаться мРачным, изнывать, Как сон м Л аденца, как Л уна,

Яв Л яться гоРдым и Л ь пос Л ушным, В пустынях неба безмятежных,

Внимате Л ьным и Л ь Равнодушным! Богиня тайн и вздохов нежных.

Как томно бы Л он мо Л чаЛив, Он пе Л Раз Л уку и печа Л ь,

Как п Л аменно кРасноРечив, И нечто, и туману да Л ь,

В сеРдечных тайнах как небРежен! И Романтические Розы;

Одним дыша, одно Л юбя, Он пе Л те да Л ьние стРаны,

Как он уме Л забыть себя! Где до Л го в Л оно тишины

Как взоР его быЛ быстР и нежен, Л и Л ись его живые с Л езы;

Стыд Л ив и деРзок, а поРой Он пе Л поб Л ек Л ый жизни цвет

Б Л иста Л пос Л ушною с Л езой! Без ма Л ого в осьмнадцать Л ет.

А. С. Пушкин “Евгений Онегин”

3) Луна и любовь

Луна лениво ласкала лепестки ландышей и листву ее любимой липы на лесной лужайке. Луна лелеяла ее легкомысленное личико, лишив лучезарной улыбки и разоблачив лесть лжи, той лилово-синей лжи. Лучезарный свет, льющийся от луны, тускнел в ее лукаво-колдовских слезах, слезах былой любви… Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (Ю. Сунцева СО-99).

4) Товарищи! В наше время шахматы и шашки – наилучший способ улучшить ваше мышление. И у Вас появился шанс! Существует школа, где асы шахматного и шашечного дела обучат Вас стать настоящим, знающим шахматистом и шашечником. Спешите к нам (Е. Недопёкина, СО-99).

5) Веер-вечер Щедр, безмерен,

В блеске, в снеге, Беспределен

Верен, вечен Веер-вечер,

В вере, в неге, Вечер-терем… (А. Панченко).

6) Капель до половины дня,

Потом, морозом землю скомкав,

Гремит плавучих льдин резня

И поножовщина обломков.

И ни души. Один лишь хрип,

Тоскливый лязг и стук ножовый,

И сталкивающихся глыб

Скрежещущие пережевы (Б. Пастернак).

7) Мне на ухо поэты нашептали

Созвучья для созвучья самого,

Но думается мне, что у Шампани

Нет общего с шампунью ничего.

И ведь не все же – в самом деле! – парни –

Родня Парни; не всякое чело

В чулок пролезет; да и Пермь – не в Парме,

Хоть вынести все это тяжело… (Н. Матвеева. Созвучия).

© Задание 6. Создайте текст, используя фонетические приемы ассонанса, аллитерации, паронимической аттракции и др. При этом следует учесть, что звуковые (фонетические) характеристики текста должны соответствовать его содержанию.

Задание 7. Произведите фоносемантический анализ стихотворного текста, используя метод Ю. Казарина.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Фоносемантический анализ текста

Ю. Казарин[14] предлагает различные виды фоносемантического анализа поэтического текста: идеографический, психологический, ассоциативный, колористический. Метод поэтической идеографии состоит из нескольких этапов: 1) поиск в тексте стихотворения аллитерационных явлений с последующим установлением их анаграмматической парадигмы; 2) идеографический анализ лексико-смысловой структуры стихотворения; 3) выявление ключевых единиц лексического и фоносемантического характера; установление фоносмысловой интерпретанты и соотнесение ее с лексико-смысловой доминантой; 4) интерпретация фоносмысловых вариантов, сведение их к инварианту; 5) вывод о наличии в тексте фонетических смыслов и их характеристика.

Задание 8. Произведите колористический анализ стихотворного или рекламного текста, используя метод А. П. Журавлева.

ДЛЯ СПРАВОК: Колористический анализ текста

А. П. Журавлев[15] предложил методику анализа звукоцветовых соответствий в поэтическом тексте, который включает несколько этапов: 1) подсчет общего количества звукобукв (гласных и йотированных), где ударные считаются за две; 2) статистическая обработка данных и определение доли звукобукв данного цвета на определенном участке текста (строфа); 3) соотнесение цветовой семантики текста с его содержательно-смысловой структурой; 4) интерпретация полученных результатов.

При проведении анализа используйте данные колористической характеристики звуков: а - густо-красный; я - ярко-красный; о - светло-желтый или белый; е - зеленый; э - зеленоватый; и - синий; й - синеватый; у - темно-синий, сине-зеленый, лиловый; ю - голубоватый, сиреневый; ы - мрачный, темно-коричневый или черный.

Задание 9. Произведите колористический анализ рекламного текста, сопровождающегося видеорядом. Сравните лингвистическую и визуальную цветовые характеристики. Сделайте вывод.

Задание 10. В рекламных текстах проследите использование различных видов шрифта. Определите стилистическую целесообразность шрифтовых выделений, соотнесите их с семантикой текста. При необходимости отредактируйте графические выделения в тексте.

Задание 11. В данных фрагментах текста найдите анаграммы к выделенному слову [16]:

1) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора(И. Тургенев «Русский язык»);2) И, разлюбив вот эту красоту, я не создам, наверное, другую(Н. Рубцов «Утро »);3)Вещество существования(А. Платонов «Котлован» - главный герой романа Вощев);4)Ювенильное море(название романа А. Платонова, главный герой – Н. Вермо);5)Ну, говорит, скажи ты мне, кого ты видела во сне(А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Задание 12. Существует ли, на ваш взгляд, анаграмматическое построение рекламного текста? Аргументируйте свой ответ наиболее цитируемыми рекламными текстами.

Задание 13. Определите фонетические основания текста Вс. Некрасова.

прстфхцчшщчто вы так испугались

Задание 14. Определите фонетические стилистические средства, определяющие жанровую специфику фольклорного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: