Мы построим скоро сказочный дом
с расписными потолками внутри.
И, возможно, доживем – до.
Только вряд ли будем жить – при.
И, конечно же, не вдруг и не к нам
в закрома посыплет манна с небес.
Только мне ведь наплевать – на.
Я прекрасно обойдусь – без.
Погашу свои сухие глаза
и пойму, как безнадежно я жив,
и как глупо умирать – за,
Даже если состоишь – в…
И пока в руке не дрогнет перо,
и пока не дрогнет сердце во мне,
буду петь я и писать – про,
чтоб остаться навсегда – вне.
Поднимаешься и падаешь вниз,
как последний на земле снегопад…
Но опять поют восставшие – из.
И горит моя звезда – над!
Г. Григорьев
Задание 2. Определите стилистические функции частотности частей речи в художественном, научном, публицистическом стилях. Какие различия вы нашли? Объясните причину этих различий.
ДЛЯ СПРАВОК: Частотность частей речи [19]
Часть речи | Художественный | Научный | Публицистический |
существительное | 0,40 | 0,47 | 0,53 |
прилагательное | 0,15 | 0,23 | 0,22 |
глагол | 0,18 | 0,09 | 0,13 |
местоимение | 0,12 | 0,06 | 0,06 |
Задание 3. Определите семантику грамматических категорий в сказке Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Объясните причины множественной интерпретации смыслов, используя «критические» статьи М. Успенского на эту сказку (ЛГ, 14. 11. 1984, рубрика «Пересмешник»).
|
|
Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку и волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали и подудонились. А Калуша волит: «Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».