Стилистические возможности семантики

Фигуры замещения. Парадигматика. Фигуры количества (гипербола, литота, мейозис и др.); фигуры качества (тропы / метонимия, метафора, ирония и др.).

Фигуры совмещения. Синтагматика. Фигуры тождества (сравнения, синонимы-заменители и др.); фигуры неравенства (синонимы-уточнители, градация (нарастание, климакс), разрядка (антиклимакс), каламбур, зевгма и др.); фигуры противоположности (оксюморон, антитеза и др.).

Синонимия. Полисемия. Омонимия. Паронимия. Антонимия.

Семантическое пространство слова в художественном тексте. Приращения смысла и возможности их перевода на другой язык. Динамика семантического пространства слова: инвариантная и вариативная его части.

Основные стилистические погрешности и недочеты.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Семантические стилистические приемы

Аллегория – вид метафоры– выражение отвлеченных понятий в конкретных образах (осень жизни – старость, старуха с косой – смерть, двенадцать дочерей Ирода – болезни; роза, звезда - любовь; У А. Пушкина – Анчар, Пророк; у М. Лермонтова – Парус, Утес).

Антиклимакс (разрядка) – любое отклонение от расположения значений по принципу нарастания, неожиданное ослабление или снижение. (Дамы, которые боятся грозы, хотя могли бы спокойно встретиться с дьяволом или даже с мышью. М. Твен; Господь, благослови мою Россию, Спаси и сохрани мою Россию, в особенности – Милу и Шапиро. И прочую спаси, Господь, Россию. Т. Кибиров).

Антиметабола – вид антитезы, усиленной словесными или корневыми повторами, обычно в виде хиазма (Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть).

Антитеза – резкое противопоставление семантики, часто через антонимы (Не отстать тебе. Я – острожница, ты – конвойный. Судьба одна. М. Цветаева).

Антифраз(ис) – простейший вид иронии –клишированные и стереотипные слова и конструкции, употребляемые всегда в противоположном значении (Этого еще не хватало!; Геркулес о тщедушном, Рокфеллер / арабский шейх / Бил Гейтс – о бедном, Аполлон / ди Каприо – о некрасивом).

Антономасия – особый вид метонимии: употребление собственного имени в значении нарицательного (Мы все глядим в Наполеоны... А. Пушкин; Хлестаков, Манилов, донжуан, ловелас, Шварценеггер, Бил Гейтс).

Гипербола – вид переноса, содержащего преувеличение свойств (степени качества) - размера, силы, значения и т.д. - предмета или явления; выражение эмоциональной оценки (Сто раз тебе говорил!; У меня к тебе дело на миллион).

Зевгма – объединение в одном контексте разноплановой семантики; нарушение семантических запретов, логики при усечении, сокращении (Он пил чай с женой, с лимоном и удовольствием; Она имела два вставных зуба и доброе сердце. О. Генри; И крови-то почти не было – не больше полстакана; Он очень интеллигентный. Он монтер. Он полностью окончил семилетку; Наблюдается нытье и разные гуманные чувства. М. Зощенко).

Ирония – двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный смысл, а противоположный ему (подразумеваемый); степень противоречия между смыслами: юмор, комический эффект (отрицание несущественных свойств предмета иронии); сатира (полное отрицание предмета иронии); сарказм (злая ирония); гротеск (сатира с преувеличенным фантастическим изображением предмета иронии).

Каламбур – выражение, построенное на смысловой двуплановости и представляющее собой элементарную логическую ошибку (Жизнь бьет ключом и все по голове < ФЕ бить ключом «бурно кипеть», бить «стучать», ключ «инструмент»; Шел дождь и два студента). Ср. зевгма.

Климакс (нарастание, градация) – расположение слов в порядке усиления или уменьшения свойств, степени качества, интенсивности признака в значении (Вы должны были испустить ручьи, что я говорю, реки, озера, моря, океаны слез. Ф. Достоевский; Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. А. Белый).

Литота – вид переноса, содержащего преуменьшение свойств (степени качества) – размера, силы, значения и т.д. – предмета или явления, построенное на отрицании; выражение эмоциональной оценки (не более наперстка, небезызвестный, не без помощи).

Мейозис – литота без отрицания (влетит в копеечку, море по колено, стоит три копейки).

Оксюморон (оксиморон) – сжатая антитеза-сочетание логически несовместимых понятий(Горячий снег. Живой труп. За успех нашего безнадежного дела; Убогая роскошь наряда. А. Некрасов; Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной. А. Ахматова).

Олицетворение – вид метафоры-наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (земля спит; звезда с звездою говорит).

Парадокс – краткое, логически завершенное, афористичное высказывание, на первый взгляд, противоречащее здравому смыслу, но содержащее более глубокий смысл, чем общепринятые высказывания (Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. Джеферсон; Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра; Ничего не делать – очень тяжелый труд. О. Уайльд)

Персонификация – вид метафоры-полное уподобление неодушевленного предмета человеку, предмет при этом обретает человеческий облик.

Синонимия. Контекстуальные синонимы – обусловлены контекстом и ситуацией ( Из заросли поднялся корабль. Разбрасывая веселье, он плыл, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь (А.Грин «Алые паруса»). Синонимы-уточнители (Х+Х), сопоставительные синонимы (У Х, а Z Х), синонимы-противопоставители (не Х, а Х), синонимы-разъяснители (Х, т. е. Х)

Сравнение – метафора другой формальной структуры: 1) однословные: а) в тексте Тв. п. (Серой белкой прыгну на ольху. А. Ахматова); б) в тексте И. п. в составе именного сказуемого или приложения (Ты жизни моей благодать. А. Ахматова; Я не более чем животное кем-то раненое в живот. М. Цветаева); 2) трехкомпонентные - Х как / словно / будто У (Саван как деревья белый. Е. Евтушенко). Виды сравнений: 1) отрицательные (Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. А. Некрасов; Нет, не ересь толстовская это, не хохла длинноносого бзык – я хочу, чтобы в песенке спетой был всесилен вот этот язык. Т. Кибиров), 2) неопределенные (ни в сказке сказать, ни пером описать; ни рыба ни мясо; ни богу свечка, ни черту кочерга); 3) сравнения с двумя образами (Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, как тень иль верная жена. А. Пушкин); 4) скрытое сравнение – один из компонентов подтекста. Метафору и сравнение часто трудно разграничить (И малиновые костры словно розы в снегу цветут. А. Блок). Предмет стилистики – только образное сравнение, где идет сопоставление разноплановой семантики (Она поет, как соловей), а не логическое сравнение, где сопоставляются понятия одной семантики (Она поет, как профессиональная певица).

Список литературы

1. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. М., 1976.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2001.

3. Долинин К. А. Стилистика французского языка. М., 1987.

4. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

5. Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975.

6. Щербинина А. А. Сущность и искусство словесной остроты (каламбур). Киев, 1958.

7. Лаптева О. А. Стилистические приемы создания языковой иронии в современном газетном тексте // Стилистика. Поэтика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: