Структура текста

План содержания План выражения

               
       


Тема Материал Языковой Словесный

действительности материал ряд

                   
         


Идея Архитектоника Композиция

       
   


«Лики» образа автора Сюжет

       
   


Образ автора

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия

Архитектоника – внешняя форма строения произведения словесности, расположения его частей: пролог, эпилог, глава, часть, книга, том; в стихотворных произведениях – строфа и так называемые «твердые формы» стиха (сонет, венок сонетов, французская баллада и др.). Архитектонику напоминает предлагаемое в «лингвистике текста» «объемно-прагматическое членение текста» (А. И. Горшков).

Задание 4. Приведите примеры «перевернутых» образов в текстах художественной литературы, рекламы, живописи.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: «Перевернутый» образ

«Перевернутый» образ (термин Ю. М. Лотмана) – троп, в котором два противопоставленных объекта меняются доминирующими признаками; своеобразное разрушение стереотипа, что особенно характерно для текстов сатиры и абсурда. Ю. М. Лотман в качестве «перевернутых» образов называет: противостояние М. Цветаевой и Б. Пастернака (цветаевское мужество и пастернаковская «женственность»); моду как воплощение «немотивированной новизны». Н. С. Валгина рассматривает «перевернутый» образ в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова: «фантастичность» московского быта и «реальность» эпизодов с Иешуа и Понтием Пилатом; образ Воланда (Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст).

Задание 5. Приведите примеры орнаментальной прозы, аргументируйте свой выбор текстовым материалом.

Задание 6. Охарактеризуйте один из рекламных текстов печатных и электронных СМК как художественный; определите специфику «художественности» рекламного текста. Как, на ваш взгляд, реализуется образ автора в рекламном тексте? О каком авторе следует говорить в данном случае? Определите художественные жанры, на которые чаще всего ориентированы рекламные тексты. Объясните причину доминирования именно этих художественных жанров. Какая точка зрения доминирует в рекламном тексте? Почему?

Задание 5. На основе анализа статьи В. Жирмунского «О поэзии классической и романтической»[10] выделите особенности классической и неклассической поэзии в предложенных текстах.

1) [1] Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –

Душа не избежит невидимого тленья.

[2] Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна (А. Блок).

2) [1] Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

[2] Вся комната напоена

Истомой – сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.

[3] Немного красного вина,

Немного солнечного мая –

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна (О. Мандельштам).

Задание 6. Рассмотрите проблему отсутствия четких границ между поэзией и прозой на основе анализа текстов.

1) Сад то сиял жарким солнцем и гудел пчелами, то стоял в какой-то тончайшей голубой тени: в бесконечно высокой, еще молодой, весенней и вместе с тем яркой и густой синеве порой круглилось, закрывало солнце бесконечно высокое облако, и воздух медленно темнел, синел, небо казалось еще больше, еще выше, и в этой вышине, в счастливой весенней пустоте мира начинало вдруг как-то благостно и величественно, с постепенно возрастающей и катящейся звучностью и гулкостью погромыхивать… Я взял карандаш и, все думая о смерти, стал писать на учебнике:

И вновь, и вновь над вашей головой,

Меж облаков и синей тьмы древесной,

Нальется высь эдемской синевой,

Блаженной, чистою, небесной,

И вновь, круглясь, заблещут облака

Из-за деревьев горними снегами,

И шмель замрет на венчике цветка,

И загремит державными громами

Весенний бог, а я – где буду я?

(И. Бунин «Жизнь Арсеньева»).

2) Волнение прошлого… Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству – в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление. Никогда, никогда больше не повторится оно! По мере ухода лет уходит его осязаемость, меняется форма, пропадают подробности. Кажется так, хотя его суть та, та самая, в которой мы жили, окруженные заботами и страстями. Однако что-то изменилось и в существе. Как человек, выросший лишь умом – не сердцем, может признать себя в портрете десятилетнего, так и события, бывшие несколько лет назад, изменяются вместе с нами. И, заглянув в дневник, многое хочется переписать так, как ощущаешь теперь. Поэтому я осуждаю привычку вести дневник. Напрасная трата времени! (А. Грин «Золотая цепь»).

Задание 7. Сделайте сопоставительный стилистический анализ текстов, имеющих одинаковое название.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: