План содержания План выражения
Тема Материал Языковой Словесный
действительности материал ряд
Идея Архитектоника Композиция
«Лики» образа автора Сюжет
Образ автора
ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия
Архитектоника – внешняя форма строения произведения словесности, расположения его частей: пролог, эпилог, глава, часть, книга, том; в стихотворных произведениях – строфа и так называемые «твердые формы» стиха (сонет, венок сонетов, французская баллада и др.). Архитектонику напоминает предлагаемое в «лингвистике текста» «объемно-прагматическое членение текста» (А. И. Горшков).
Задание 4. Приведите примеры «перевернутых» образов в текстах художественной литературы, рекламы, живописи.
ДЛЯ СПРАВОК: «Перевернутый» образ
«Перевернутый» образ (термин Ю. М. Лотмана) – троп, в котором два противопоставленных объекта меняются доминирующими признаками; своеобразное разрушение стереотипа, что особенно характерно для текстов сатиры и абсурда. Ю. М. Лотман в качестве «перевернутых» образов называет: противостояние М. Цветаевой и Б. Пастернака (цветаевское мужество и пастернаковская «женственность»); моду как воплощение «немотивированной новизны». Н. С. Валгина рассматривает «перевернутый» образ в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова: «фантастичность» московского быта и «реальность» эпизодов с Иешуа и Понтием Пилатом; образ Воланда (Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст).
|
|
Задание 5. Приведите примеры орнаментальной прозы, аргументируйте свой выбор текстовым материалом.
Задание 6. Охарактеризуйте один из рекламных текстов печатных и электронных СМК как художественный; определите специфику «художественности» рекламного текста. Как, на ваш взгляд, реализуется образ автора в рекламном тексте? О каком авторе следует говорить в данном случае? Определите художественные жанры, на которые чаще всего ориентированы рекламные тексты. Объясните причину доминирования именно этих художественных жанров. Какая точка зрения доминирует в рекламном тексте? Почему?
Задание 5. На основе анализа статьи В. Жирмунского «О поэзии классической и романтической»[10] выделите особенности классической и неклассической поэзии в предложенных текстах.
1) [1] Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –
Душа не избежит невидимого тленья.
|
|
[2] Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна (А. Блок).
2) [1] Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
[2] Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
[3] Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна (О. Мандельштам).
Задание 6. Рассмотрите проблему отсутствия четких границ между поэзией и прозой на основе анализа текстов.
1) Сад то сиял жарким солнцем и гудел пчелами, то стоял в какой-то тончайшей голубой тени: в бесконечно высокой, еще молодой, весенней и вместе с тем яркой и густой синеве порой круглилось, закрывало солнце бесконечно высокое облако, и воздух медленно темнел, синел, небо казалось еще больше, еще выше, и в этой вышине, в счастливой весенней пустоте мира начинало вдруг как-то благостно и величественно, с постепенно возрастающей и катящейся звучностью и гулкостью погромыхивать… Я взял карандаш и, все думая о смерти, стал писать на учебнике:
И вновь, и вновь над вашей головой,
Меж облаков и синей тьмы древесной,
Нальется высь эдемской синевой,
Блаженной, чистою, небесной,
И вновь, круглясь, заблещут облака
Из-за деревьев горними снегами,
И шмель замрет на венчике цветка,
И загремит державными громами
Весенний бог, а я – где буду я?
(И. Бунин «Жизнь Арсеньева»).
2) Волнение прошлого… Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству – в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление. Никогда, никогда больше не повторится оно! По мере ухода лет уходит его осязаемость, меняется форма, пропадают подробности. Кажется так, хотя его суть та, та самая, в которой мы жили, окруженные заботами и страстями. Однако что-то изменилось и в существе. Как человек, выросший лишь умом – не сердцем, может признать себя в портрете десятилетнего, так и события, бывшие несколько лет назад, изменяются вместе с нами. И, заглянув в дневник, многое хочется переписать так, как ощущаешь теперь. Поэтому я осуждаю привычку вести дневник. Напрасная трата времени! (А. Грин «Золотая цепь»).
Задание 7. Сделайте сопоставительный стилистический анализ текстов, имеющих одинаковое название.