Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Проанализируйте различные определения интерпретации

Задание 1. Проанализируйте различные определения интерпретации. Найдите общее и различное в дефинициях этого понятия. Что понимается под интерпретацией в каждом из определений?

ДЛЯ СПРАВОК: Понятие интерпретации

1) Интерпретация (лат. interpretatio – толкование, разъяснение) – когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры. В социально-гуманитарной сфере интерпретация выступает как установление значения понятийных вербальных структур и понимается амбивалентно: и как аппликация их на предметные области (например, идентификация формулировок законоположений с индивидуально-конкретной ситуацией в практике юриспруденции), и – вне такой аппликации – как наделение выражений тем или иным смыслом (М. А. Можейко).

2) … само существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, но вкладыванием смысла в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла (Дж. Х. Миллер).

3) Интерпретация - 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержания, знания; 2) в гуманитарном знании истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания; 3) способ бытия, которое существует понимая (Л. А. Микешина).

4) … интерпретаторские испарения вокруг искусства отравляют наше восприятие (С. Зонтаг).

5) Интерпретация – работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении (П. Рикер).

6) Интерпретация знака – это навык, в силу которого можно сказать, что то или иное знаковое средство означает некоторые виды объектов или ситуаций; выступая как метод определения совокупности объектов, которые означает данный знак, интерпретанта не является членом этой совокупности (Ч. У. Моррис).

7) Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словами, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его понимании (А. А. Потебня).

Задание 2. Опишите системно-структурную организацию текстов.

1) Мне хочется поговорить с собой. Разобраться, что было, что прошло.

Прошли друзья, разошлись по могилам.

У истории странная походка.

Мне хочется вспомнить, что такое сюжет. Сюжет хотят вывести из слова. Так понял мысли своих друзей и попутчиков.

Люди были велики. Когда-то я шел за Потебней так пристально, что даже начал спорить (В. Шкловский «О теории прозы»).

2) Сквозь ветви

Осень листья темной краской метит:

Не уйти им от своей судьбы!

Но светло и нежно небо светит

Сквозь нагие черные дубы,

Что-то неземное обещает,

К тишине уводит от забот –

И опять, опять душа прощает

Промелькнувший, обманувший год! (И. Бунин).

3) У слова свой удел, своя звезда.

Отдал его – в нем сразу начинают

Соперничать и утренняя даль,

И горний свет, и глубина ночная.

Я трачу их. Нет смысла приберечь

На черный день: их не бывает, черных,

Когда и в даль, и в свет восходит речь,

И в глубине стоит неизреченность (В. Карпов).

Задание 2. Какие элементы семантической структуры следующих текстов позволяют делать заключение об открытости этой структуры? Можно ли говорить о безграничности интерпретации этих текстов?

1) Слышу твой кошачий шаг, призрак измены!

Вновь темнит глаза твой мрак, призрак измены!

И куда я ни пойду, всюду за мною

По пятам, как тайный враг, - призрак измены.

В шуме пира, пляске нег, стуке оружий,

В буйстве бешеных ватаг – призрак измены.

Горы – голы, ветер - свеж, лань быстронога,

Но за лаем злых собак – призрак измены.

Ночь благая сон дарит бедным страдальцам,

Но не властен сонный мак, призрак измены.

Где любовь, топаза глаз, памяти панцирь?

Отчего я слаб и наг, призрак измены? (М. Кузмин).

2) [1] Случайной бабочки визит,

Такой, как и она, случайный.

Два лепестка от розы чайной

Сошлись в немыслимой связи.

[2] Как обнаружишь, обнажишь

Таинственные эти скрепы

Двух невесомостей с секретом,

Где ошибалась даже Жизнь!

[3] А ты – свободна и легка

И на лету, и на помине,

В пыльце сирени ли, жасмина

Вся пышешь страстью – увлекать.

[4] Алхимик, в этом мире мер

Как жили бы и клен, и вишня,

Когда б не твой полет всевышний.

Не этот ветреный пример! (В. Карпов).

Задание 4. Определите роль читателя в интерпретации текста. «Образцовый читатель» по У. Эко, «аристократический читатель» по Р. Барту, «архичитатель» по М. Риффатеру, «воображаемый читатель» по Э. Вулфу: о каком читателе идет речь. Согласны ли вы С. Бартом в том, что ни одному, даже самому «образцовому», читателю уловить все смыслы текста «было бы невозможно, поскольку текст бесконечно открыт в бесконечность» (Р. Барт).

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Роль читателя в интерпретации текста

1)«Мы имеем дело с текстами, которые включают в себя цитаты из других текстов, и знание о предшествующих текстах является необходимым условием для восприятия нового текста», т.е. потенциальный читатель должен быть носителем своего рода "интертекстуальной энциклопедии" (У. Эко).

2) «Множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель. Читатель - это то пространство, где запечатляются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении, а в предназначении... Читатель -...некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют... текст» (Р. Барт).

3) Коль скоро Автор устранен, то совершенно напрасными становятся всякие притязания на «расшифровку текста». Присвоить тексту Автора – это значит как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо (Р. Барт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: