Как строится стилистическая шкала?

1. Высокий. Несколько стилистических смыслов: возвышенность, книжность, книжность + специализация.

2. Нейтральный. Один стилистический смысл.

3. Низкий. Несколько стилистических смыслов: разговорность, разговорность + специализация, просторечность + специализация, деструктивность.

Крайние места шкалы: возвышенность – деструктивность. Крайние смыслы выделяются по ценностным категориям, а срединные – по социальным и культурным.

Моностилизм – отсутствие внутренней вариативности. Владение только одним стилистическим смыслом (например, иностранцы чаще всего владеют только нормой.)

Полистилизм – владение всеми стилистическими смыслами.

Каждый из смыслов может включать в себя информацию об эмоциях и оценке. Но разные смыслы по-разному относятся к способу выражения эмоции и оценки. Пример: белоснежный (цвет + положительные эмоции) – снежно-белый (просто цвет);

Эмоциональность, спонтанность и стилистические смыслы, которые относятся к низкому ярусу, образуют как бы один лагерь. Этому противопоставлены неэмоциональность, неспонтанность и стилистическая возвышенность. Вся наша речевая деятельность колеблется между двумя речевыми полюсами, двумя противостоящими друг другу началами: простое, стихийное, личностное, субъективное, эфемерное (т.е. ситуативное) и сложное, обработанное, ролевое, объективное, интеллектуальное, неэфемерное.

Что ещё входит в стилистическую шкалу? - Значение архаичности и новизны.

Высокий стилистический ярус (максимально широкое значение) – это точка зрения, предполагающая выход из сферы непосредственных интересов и жизненного мира говорящего. Приподнятость над обыденностью.

38. Выразительные и интертекстуальные знаки в публицистическом искусстве.

Применительно к стилистике газетной речи говорят о газетизмах. К газетизмам можно отнести языковые явления и единицы, которые, будучи широко употребительными именно в этой сфере, в то же время мало или вообще не употребительны в других речевых сферах и тем самым несут на себе печать «газетности». (политический плюрализм, разгосударствление).

Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее воздействующей направленностью на адресата, вызывает прежде всего открытую оценочность речи. Оценочность выражается прежде всего в лексике: сравнительно большая частотность качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, элятивов, характер метафоризации, особенности использования синтаксических средств.

Стилевой эффект «новизны». Стремление к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов, желание избегать повторений одних и тех же слов, оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, широкое применение средств словесной образности, экспрессивного синтаксиса.

Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в использовании подзаголовков, в прямой обращенности к читателю, проблемных вопросах и других способах и средствах.

Массовый характер. Свойственно проявление индивидуального стиля, речь от 1 лица, непринужденная диалоговая форма общения. Активизация устно-разговорной стихии речи в газете.

Высока частота употребления заимствованных слов. А также специальных слов типа интервью, репортаж.

Газета рождает и культивирует свою фразеологию, устойчивые обороты речи. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп.

Активное использование аббревиатур и словосложений терминологического характера.

Важной чертой выражения диалогичности в современных публицистических текстах является возросшая частота использования деформации прецедентных текстов с помощью приемов цитирования, аллюзий, реминисценций, ссылок, парафраз, пародий, которые вызывают у читателя дополнительные ассоциации.

39. Стилевые особенности электронных СМИ.

Стиль электронных СМИ – это разновидность публицистического стиля, распространенного в электронных каналах коммуникации – на радио, телевидении, в Интернете. Радио- и телевизионные выступления сближает устный характер и социальная направленность. Область устной речи здесь протирается от непрофессиональных выступающих (приглашенные в студию) до устной публичной речи. Радио- и телеречь должны являться произведением осмысленного творчества, с продуманной системой средств воздействия, направленной на достижение запланированного результата.

Выступление максимально эффективно, если оно сочетает элементы заранее подготовленного письменного текста с устной формой его реализации. Эффективное воздействие в электронных СМИ возможно лишь при наличии в речи эмоциональности, экспрессивности, личностности изложения, ясности сообщения, присущих публицистическому стилю в целом. В зависимости от конкретной тематики передачи по-разному проявляется социально ориентированный характер текста.

Выпуски новостей представляют собой несколько следующих друг за другом сюжетов. Самое важное – в начале. Маркер начала: Сегодня в нашей программе, продолжения: к другим событиям дня; завершения: На сегодня все… Это средство установления контакта с аудиторией. Экспрессивно выстраивается аннонсирующая часть новостного выпуска, вводимая напрямую обращенными к зрителям конструкциями связи: Смотрите далее в нашей программе. В качестве заголовков следующих новостных сюжетов выступают номинативные конструкции. Заголовками становятся событийные предложения, часто с инверсивным порядком слов, позволяющим выделить новостной повод.

Телевизионный макротекст тем понятнее, чем теснее взаимосвязь между словесным сопровождением и визуальным высказыванием, чем четче связаны друг с другом вербальные и визуальные фрагменты. Специфичен синтаксис вербального текста: небольшая глубина предложений, простые конструкции, много назывных и неполных предложений. Функцию описания и повествования выполняет видеоряд, а функцию комментария принимает на себя вербальный текст.

Целеустановка на диалогичность: взаимодействие с аудиторией. Диалог строится в рассчете на невидимого собеседника. Созданию диалогичности речи способствуют такие стилистические приемы, как вопросно-ответные комплексы, прямая адресованность и косвенная адресованность к рецепиенту, использование мы-конструкций. Мыслительный процесс, окрашенный эмоциями, воспроизводится как бы перед зрителями\слушателями, интимизирует общение. Это проявляется в этикетных речевых жанрах. Интимизации способствует разговорная лексика, фразеология, лексические образные средства, синтаксические средства образности и интонация.

Особенность радио: взаимодействие вербального текста с акустическим сопровождением.

Интернет. Устремленность к интерактивности. Участники вступают в сетевое взаимодействие, стремясь к самовыражению. Интрнет-жанры представляют собой полилог, у которого специфический адресат. Форумы начинаются со стимулирующей реплики (вопросительное или побудительное предложение). Коммуниканты легко могут переходить от одной темы к другой. Динамичны переходы от массовой адресации к индивидуальной. Смайлики – проявление интимизации в интернете. Могут использоваться жаргонизмы, причем довольно грубые, возможно нарушение этических норм. Отсюда общий агрессивный тонус речи.

40. Морфологическая стилистика плана выражения: вариантность у глаголов и прилагательных.

2 – 2, 7, 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: