Самостоятельная работа 6

Тема: Эмоции и их роль в конфликтном взаимодействии.

Задание 1. Проанализируйте произвольно выбранную конфликтую ситуацию по следующей схеме.

Вопрос Стратегии
1) Являются ли эмоции причиной конфликта и препятствуют ли они его разрешению. Если да, то  
  а) каковы эти эмоции? а) Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы могли выработать решения или соглашения
  (1) Раздражение? Если да, то чье? (а) Других людей (б) Ваше собственное   (а) Техника охлаждения или рассеивания раздражения: сочувственное выслушивание, предоставление выхода гневу, утверждение чего-либо с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, которое вызывает раздражение (б) Техника направления гнева по иному руслу или контроля раздражения, кратковременный выход, переключение, визуализация с целью освобождения от гнева
  (2) Недоверие? Если да, то с чьей стороны? (а) Других людей (б) Вашей   (а) Техника преодоления недоверия (б) Техника оценки обоснованности этого недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его
  (3) Страх? Если да, то чей? (а) Других людей (б) Ваш собственный   (а) Техника уменьшения страха (б) Техника оценки обоснованности этого страха или техника открытого и продуктивного обсуждения его
  (4) Другие эмоции? (Например, ревность, чувство вины и т.п.) (а) Других людей (б) Ваши собственные   (а) Техника успокоения других людей (б) Техника самоуспокоения
2) Каковы скрытые причины конфликта? (а) В чем действительно нуждаются другие люди и чего они хотят? (б) В чем вы действительно нуждаетесь и чего хотите на самом деле? (а) Рассмотрение реальных нужд и желаний (а) Непосредственное общение с целью выяснения причин конфликта, нужд и желаний другого человека, если это возможно (б) Техника сознательного или интуитивного поиска скрытых причин, если человек отказывается от общения или он знает себя недостаточно для того, чтобы распознать эти подспудные нужды и желания (а) Самоанализ с целью определения ваших реальных желаний и нужд, если они для вас еще не ясны (б) Техника сознательного или интуитивного выявления скрытых целей
3) Вызван ли конфликт непониманием? Чьим? (а) Другого человека? (б) Вашим собственным (в) Обоих участников конфликта или неизвестно чьим? (а) Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения (а) Техника объяснения и внесения определенности (б) Техника открытости и восприятия объяснений других людей (в) Комбинированные техники по пп. (а), (б)
4) Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность за какое-либо действие? Действие в прошлом? Действие в будущем? Согласие сделать что-либо? (а) Ответственность другого человека? (б) Ваша собственная ответственность? (а) Техника определения ответственной стороны и выработки соглашения о принятии ответственности (а) Техника приведения другого человека к пониманию своей ответственности и соглашению что-либо сделать (б) Техника выявления и признания этой ответственности
5) Какой из стилей поведения был бы наилучшим в данной конфликтной ситуации? (а) Возможно ли взаимовыигрышное решение? (б) Стоит ли вообще этот конфликт уси-лий, затрачиваемых на его разрешение? (в) Может ли оказать влияние на разрешение конфликта вопрос власти? (1) Другой человек (2) Вы (а) Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего, исходя из: 1) Предпочитаемого вами стиля; 2) Стилей, которые, как вы полагаете, другие люди считают наиболее подходящими; 3) Стилей, которые были бы самыми эффективными в данных обстоятельствах (а) Использование переговоров и дискуссий для выработки решения посредством компромисса или сотрудничества (б) Выбор стратегии ухода от конфликта и отказ от разрешения его в настоящий момент (а) Приспособление или предложение компромисса (б) Конкуренция или выход на компромиссное решение
6) Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при разрешении конфликта? (а) Представляет ли противоположную сторону человек, трудный в общении? (б) Имеете ли вы особые личностные нужды, которые вам необходимо удовлетворить (напр., желание получить признание)?   (а) Использование техники общения с особо трудными людьми (б) Техника эффективного выражения своих нужд
7) Какого рода альтернативы и решения являются подходящими? (а) Какие альтернативы и решения являются подходящими? (б) Как эту проблему превратить в благоприятную возможность? (в) Какой выход является наилучшим? (а) Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предложений (а) Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей (б) Мозговая атака и творческая визуализация (в) Установление приоритетов среди разных возможностей

Задание 2 Напишите эссе о роли эмоций в конфликтном взаимодействии на основе ответов на следующие вопросы.

Когда необходимо подавлять свое раздражение?

- Ваше раздражение питает раздражение другого человека

- Эмоциональный накал увеличивается, не давая результатов

- Ваш гнев частично уже нашел выход

- Необходимо вместе подумать над решением проблемы в будущем, а не перемалывать прошлое

Как подавить свое раздражение?

- Приказать себе остановиться

- Использовать различные способы самоуспокоения

- Предложить подавить раздражение обоюдно для того, чтобы можно было разрешить конфликт

Когда необходимо выслушать человека, охваченного гневом и страхом?

- Связанные с чем-либо эмоции человека так велики, что им нужно дать выход

- Человек не хочет вас слушать

- Враждебность и подозрительность человека порождают раздражение и недоверие, которые препятствуют общению

Как вести себя с человеком, охваченным гневом или страхом?

- Спокойно выслушать все, что этот человек хочет сказать

- Ответить на его вопросы

- Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, сохранять спокойствие и отвечать нейтральным тоном

- Проявлять самообладание, показывать всем свою готовность выслушать и утешить

Когда необходимо махнуть рукой?

- Накал раздражения и враждебности слишком высок

- Вы чувствуете, что ситуация стала мучительной: думаете только об этом, ощущаете все большее раздражение и разочарование

- Взаимоотношения не стоят эмоциональных затрат

- Нет большой необходимости сохранять взаимоотношения

- Нет реального способа решить проблему или избавиться от вашего раздражения и недоверия

- Вы хотите идти дальше

Как махнуть на все рукой?

- Сопоставить выгоды и издержки взаимоотношений

- Убедить себя в том, что необходимо списать все потери, оставить их за спиной

- Подумать о том, что в случае прекращения взаимоотношений, потери будут меньшими

- Разрешить самому себе махнуть на все рукой и уйти

- Повторять себе, что все кончено и время двигаться дальше

Самостоятельная работа 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: