Методические указания для преподавателя

по дисциплине Конфликтология

по специальностям 080507.65 – Менеджмент организации, 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Согласно ГОСТу высшего образования учебный курс «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин при подготовке широкого круга специалистов: психологов, социальных педагогов, экономистов, менеджеров муниципального и государственного управления, политологов, специалистов в области средств массовой коммуникации.

Рыночные условия современной жизни привели к росту разнообразия условий жизни и восприятия этой жизни среди разных людей. Это – основание для конфликтов. Чем сильнее разнообразие, тем сложнее личности адаптироваться в социуме, тем сложнее процесс коммуникации.

Особенно сложным этот процесс становится в работе современного чиновника, который по роду своей деятельности находится в эпицентре человеческих проблем. Это поле конфликтогенно по существу. А это значит, что конфликтологическая компетентность – такая же необходимость сегодня, как компетентность экономическая или правовая.

В связи с этим данный курс призван помочь будущим государственным и муниципальным служащим понять, что конфликт – такая же норма жизни, как и мирное сосуществование. Поэтому будущий чиновник, изучая этот курс, получает представление о естественности конфликтных ситуаций в нашей жизни, подобно тому, как естественными нам представляются обстоятельства согласия и гармонии. Способность адаптироваться как к тем, так и к другим – конкурентное преимущество современной личности.

Получая инструментарий конфликтологии и ее технологии, студент научается отличать функциональный конфликт от дисфункционального, определять личные и структурные составляющие конфликта, находить наиболее адекватные разным ситуациям формы регулирования разногласий, разрешать или, напротив, стимулировать конфликты, используя их творческую энергию во благо. Поскольку конфликт – это острая форма развития, то конфликтологическая креативность становится основанием для конструктивного движения, как в личном совершенствовании, так и в организационной коммуникации.

Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а, с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития.

В общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтами во всех областях его проявления и обусловливает интерес к проблеме изучения происхождения, развития, регулирования и разрешения конфликтов в обществе исследователей общественных явлений: философов, социологов, психологов, педагогов, экономистов. Начиная с 80–90-х годов, российская конфликтология начинает интенсивно развиваться и вступает на новый уровень своего развития – формирования самостоятельной науки. Современное состояние психологии характеризуется интенсивным освоением зарубежного опыта и реализацией его в практической деятельности.

Целью дисциплины «Конфликтология» является рассмотрение проблемы конфликта в различных отраслях научного знания и формирование высокой профессиональной и психологической культуры, основывающейся на глубоких знаниях человека и группы, а также на овладении законами и механизмами психики и социального поведения людей.

В связи с этим формулируются следующие задачи:

– создать представление о сложной системе социальных взаимодействий, ее стратегиях;

– развить профессиональную культуру и сформировать способность к индивидуально-личностному развитию и саморазвитию;

– научить применять полученные знания в профессионально-управленческой деятельности;

– оказать студенту содействие в формировании позитивного социального имиджа и в развитии навыков оптимального общения и конструктивного разрешения конфликтов;

– обучить приемам социального посредничества, а также методам и техникам работы с коллективом подразделения и его сотрудниками.

В результате изучения учебной дисциплины «Конфликтология» выпускник должен:

иметь представление:

о предмете конфликтологии, ее месте и роли в культуре межличностного взаимодействия, в управлении и менеджменте;

об основных этапах развития конфликтологической мысли в мире и в науке социального управления;

о содержании современных конфликтологических концепций и моделей анализа конфликтов;

о сущности и методах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуации;

о стратегиях и стилях поведения в конфликтных ситуациях;

о роли и видах посредничества в урегулировании конфликтов;

о механизмах, способах и методах ведения переговорного процесса;

о содержании современных концепций управления конфликтами, стратегиях и стилях поведения в конфликте, способах урегулирования конфликтов;

знать:

основные учения и понятия конфликтологии, их роль в формировании организационной культуры и социальном управлении;

основы этики поведения в конфликтных ситуациях;

сущность и применение системно-ситуационного и системно-информационного анализов конфликтов;

виды медиаторства в урегулировании конфликтов;

основы переговорного процесса;

основные понятия конфликтологии, методологию и методику анализа конфликтных ситуаций;

причины возникновения, предмет, структуру и способы предупреждения конфликтов;

типологию конфликтов, специфику' их проявления в различных сферах жизни общества;

социальные, психологические и социально-психологические технологии регулирования и разрешения конфликтов;

специфику прогнозирования, предупреждения и разрешения конфликтов в органах государственной власти;

уметь:

выявить и проанализировать суть конфликта (основного, ядерного столкновения);

использовать различные стили поведения в конфликте и различные стратегии разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления;

использовать адекватные переговорные техники в зависимости от типа конфликтной ситуации;

реализовать роль посредника в конфликтной ситуации;

прогнозировать и урегулировать внутриорганизационный конфликт;

организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия;

завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Структура изучения учебной дисциплины «Конфликтология»: материалы курса выстроены с точки зрения эволюционного подхода к рассмотрению проблемы конфликта. Первый раздел посвящен методологическим проблемам, второй – основным подходам в изучении проблемы конфликтов, третий – типологии конфликтов и их структуре, четвертый – разрешению конфликтов. С этой точки зрения нами и предлагается тематическое содержание курса.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем. Для повышения эффективности преподавания конфликтологии целесообразно использовать различные активные формы проведения лекций.

Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; применения конфликтологического знания для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности в организациях; обоснования своей позиции и гуманистически ориентированных ценностей и убеждений. Для адекватной реализации полученных знаний при изучении конфликтологии в практической деятельности менеджера и управленца, активизации и повышения уровня мышления возможно проведение семинарских занятий методом интерактивных игр, моделирования и разрешения конфликтных ситуаций и самодиагностики.

На самостоятельной работе студентам прививается практика работы с психологической и социологической литературой, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие занятия помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, написанию рефератов, проведению самостоятельных исследований и других видов научных работ.

Заключительный этап изучения курса – экзамен, который проводится по билетам, в устной форме, с целью проверки степени усвоения обучаемыми программы курса «Конфликтология».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: