по дисциплине «Конфликтология»

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:

¾ познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их);

¾ развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение);

¾ воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).

Самостоятельная работа студента предполагает:

¾ работу с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями интернета, проработкой конспектов лекций;

¾ написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

¾ участие в семинарах, научно-практических конференциях;

¾ подготовку к зачётам и экзаменам.

Обучаемым предлагается тематика рефератов, написание которых является важнейшим компонентом учебного процесса.

Рефераты являются одной из важных форм самостоятельного изучения материала курса. Работа над ними стимулирует творческое мышление, помогает овладеть научной методологией, навыками анализа документальных источников и специальной литературы, способствует углублению знаний курсантов и слушателей. По итогам проверки реферата можно судить о том, насколько глубоки теоретические знания курсанта (слушателя), умеет ли он пользоваться научной и методической литературой, излагать свои мысли, выводы и обобщения в письменной форме.

При выполнении рефератов следует исходить из общих требований, предъявляемых к работам подобного рода.

Курсант (слушатель) определяет тему реферата в соответствии с предлагаемым кафедрой перечнем. Содержание реферата должно полностью соответствовать названию темы и составленному плану. Необходимо, чтобы в работе прослеживалась тесная связь с научными положениями и практическими рекомендациями, изложенными в источниках, с реальной политической действительностью, с нуждами практической деятельности. При приведении цитат или цифровых данных сноски на источники обязательны.

Общий объем контрольной работы - 10 - 15 страниц набранного на компьютере текста (12 шрифт, через полтора интервала). Работа должна быть надлежащим образом оформлена. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество слушателя, специальность, название учебной дисциплины, по которой выполняется работа, название темы работы, фамилия, инициалы преподавателя, которому контрольная работа адресована.

Курсант (слушатель) имеет право предварительно проконсультироваться (устно или письменно) с преподавателем кафедры по теме контрольной работы, изменить по согласованию с преподавателем формулировки вопросов примерного плана раскрытия темы. Можно также выходить за рамки рекомендуемой по теме литературы, но при этом надо обязательно указать названия источников, которые были использованы в ходе выполнения контрольной работы.

В соответствии с установленным порядком курсант (слушатель), получивший зачет по контрольной работе, допускается к собеседованию с преподавателем-рецензентом, в процессе которого он защищает свою работу, показывая должное понимание содержания темы. Работа, не получившая зачета, пишется заново с учетом замечаний и советов рецензента.

В целях планомерной и плодотворной работы кафедры с курсантами и слушателями-заочниками выполнение ими контрольных работ не должно откладываться до начала сессии: они должны поступать на рецензирование в течение всего учебного года. Представление контрольных работ на самой сессии крайне нежелательно.

Контрольную работу по политологии целесообразно выполнять по определенной методике. Приступая к работе, необходимо иметь в виду, что ее написание предполагает достаточно четкую последовательность и осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя следующие моменты: 1) планирование работы; 2) составление библиографии; 3) изучение источников. Планирование работы предусматривает составление двух планов: а) плана работы над контрольной работой (рефератом) и б) плана самой контрольной работы (реферата).

План работы над контрольной работой представляет собой своеобразную программу организации труда, состоящую из таких стадий, как выявление материала, его сбор, первичная систематизация, его последующая обработка, сроки осуществления намеченных этапов.

План контрольной работы должен предусматривать его целевую установку, содержание и структуру. Основой структуры контрольной работы являются: введение, основные вопросы, заключение. Главное требование к плану - это правильно сформулированные вопросы и их детализация, а также построение вопросов и подвопросов в определенную логическую последовательность, выявление между ними отношений субординации и координации. Это и будет план-проспект будущей контрольной работы. Он служит рабочим каркасом для разработки темы в содержательном отношении. В процессе написания план-конспект может уточняться.

Составление библиографии (списка литературы) необходимо для того, чтобы достаточно всесторонне проанализировать изученность темы работы и ее освещение в научной, учебной, мемуарной и специальной литературе для подготовки исходного материала к изложению поставленных вопросов. Изучение источников после составления списка литературы осуществляется в таком порядке: а) общее знакомство с литературой; б) углубленное осмысление. Общее знакомство с литературой позволяет «войти» в тему (в самом общем плане определить круг ее проблем), отобрать и определить, что необходимо тщательно изучить и законспектировать, что прочитать бегло, а что выборочно. После систематизации начинается углубленное изучение литературы, которое обязательно сопровождается конспектированием, пометками, выписками.

Таким образом, подготовительный этап позволяет организовать свой труд, собрать и вникнуть в исходный материал для написания работы.

Основной этап предполагает: анализ исходного материала, его первичную обработку, написание самой работы. Анализ исходного материала заключается в определении полноты его по вопросам и подвопросам плана, выявление и восполнение пробелов в теоретическом, фактически -эмпирическом, иллюстрационном, критическом и других аспектах содержания работы. Обработка накопленного материала предполагает его дальнейшую систематизацию. Ее результатом является составление фрагментарного скелета всей работы. Непосредственное ее написание проводится на базе увязанной системы и группировки материала путем постепенного развертывания плана-конспекта. Итогом выполнения основного этапа должно стать четкое изложение темы по намеченным в плане вопросам.

Заключительный этап состоит в написании кратких выводов, в уточнении основных положений и формулировок, оформлении работы. Краткие выводы в заключении суммируются из выводов по каждому вопросу.

При подготовке к зачету следует обратить внимание на предложенные вопросы для повторения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: