Тема 7. Язык СМИ. Стилистика газетных жанров

Язык СМИ: понятие, функции, разновидности, жанры. Роль СМИ в формировании стилистических вкусов и языковых норм. Язык современных СМИ – «факт цивилизации» (А. Мейе), а не лингвистическое явление.

Стилистика электронных СМИ. Специфика общения в чатах. Функции общения в чатах (коммуникативная, игровая, катарсическая). Графический текст как основа общения. «Возрождение» эпистолярного жанра. Монолог, диалог, полилог в чатах. Отсутствие паралингвистических средств как снижение надежности речевого общения. «Смайлики» как суррогат невербалики. Бедность эмоциональной палитры и коннотативных средств. «Капс» и ремарки как суррогат интонационного оформления фразы. Образ автора в чатах. Речевая маска и мистификация в чатах. Проблема инвективы. Специфика ключевых слов в чатах. Языковая стилистика TV и радио.

Стилистика печатных СМИ. Стилистика газетных жанров. Типы информации и газетные жанры. Информационное поле и информационная норма. Виды запретов. Аргументация в газетных жанрах. Достоверность/недостоверность информации. Виды отступлений от информационной нормы. Маркеры недостоверной информации. «Субъективное» и «объективное» в газетном дискурсе. Образ автора в журналистике. Авторизация и чрезмерный субъективизм современных СМИ. Виды оценок и способы их выражения. Оценка и информационная норма.

Газетные жанры. Заметки, обзор, отчет, репортаж, статья, очерк, рецензия, фельетон, эссе: структура, функции, тематика, композиция, язык, виды. Интервью: структура, функции, тематика, композиция, язык. Виды интервью. «Речевой портрет» в интервью. Монолог, диалог, полилог в интервью. Условия успешной беседы и причины коммуникативных неудач.

Стилистика рекламы. Понятие, функции, разновидности, жанры рекламы. Жанры газетного дискурса в рекламе. Элементы научного стиля в рекламе. Черты разговорного стиля в современной рекламе. Ассоциации в рекламе: русское языковое мышление. Степень воздействия рекламы и стратегии восприятия. Влияние эстетического фактора на восприятие. Языковая и стилистическая неграмотность современной рекламы. Национальная специфика рекламы.

Тема 8. Литературный стандарт и “разговорность” в современном языковом дискурсе. Социальные жаргоны, территориальные диалекты, просторечие, русская разговорная речь.

Устная разговорная речь: понятие, функции, разновидности, жанры. Вопрос и диглоссии русского языка. Условия функционирования и особенности изложения в разговорном стиле. Неязыковые стилеобразующие факторы. Языковые особенности разговорного стиля. Язык города как социолингвистическая и стилистическая проблема. «Многоязычие» города и полиглотизм горожан (Б.А. Ларин). Основные подходы к изучению языка города.

Специфика и формы городской коммуникации. Речевой стереотип. Речевые культуры города (литературные: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная, фамильярно-разговорная; нелитературные: просторечная, просторечно-разговорная, диалектная). Стилистический эффект использования «чужой» речевой культуры. «Речевая» маска как языковая игра.

Разновидности языка города (русская разговорная речь, просторечие, сленги, арго (воровская речь), профессиональные жаргоны и др.). Взаимоотношение субъязыков города: проблема «переводимости», иерархия престижности, интеграция. Социолект. Язык города как «культурологическая лестница» (Н.И. Толстой)

Следует ли «редактировать» разговорную речь? Специфика нормы в разговорной речи.

Раздел 3. СТИЛИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: