Практическое занятие № 15-16

Тема: Слово и его значение в речи.

Цели и задачи:

-научиться контролировать степень соответствия устной и письменной речи требованиям норм современного русского литературного языка;

-научиться работать с толковыми словарями.

Вопросы:

1. В каких случаях возникает языковая избыточность?

2. Что такое паронимы?

3. Почему паронимы смешиваются в речи?

4. Какая группа паронимов-прилагательных развивается наиболее активно?

5. Какие языковые средства используют для повышения выразительности речи?

Задания:

1. Пользуясь толковым словарём, определите, правильно ли вы понимаете значения следующих слов: мракобес, анонсировать, плутократия, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, консилиум, толерантность, кворум, елей, пасека, борзописец, андеграунд, Бестселлер, промоутэр, шоумен, гамбургер, презентовать.

2. Составьте связный текст из пяти – шести предложений об актуальных экономических и социальных процессах в России, употребляя следующие слова и их формы: коррупция, компенсация, криминогенный, конституционный, федеральный, электорат, коммерческий, компания, кампания, бюджетный, конкурентоспособный, беспрецедентный, кризисный, инвестиция, рентабельность.

3. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам, за справками обращайтесь к словарям. Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора: аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, электорат, беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация, эксклюзивный, вариативный, индифферентный, тинэйджер.

4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов: абонемент – абонент, быт – бытие, героизм – героика – геройство, гордость – гордыня, доброта – добротность, жесткость – жестокость, консервация – консервирование, поза – позёрство – позиция, тема – тематика, факт – фактор, будний – будничный, дипломатичный – дипломатический, эффективный – эффектный, одеть – надеть.

Литература

1. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: Справочник. Практикум / Н. С. Водина [и др.] - М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 17 -33.

2. Русский язык для студентов – нефилологов [Текст]: учебное пособие / М. Ю. Федосюк [и др.] - М.: Флинта: Наука, 2001.- С.69– 80.

Практическое занятие № 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: