Данная глава вводит проектный цикл, описывает его этапы и объясняет его роль в управлении техническим содействием. В главе содержится логическое обоснование и обзор принципов Управления проектным циклом.
Проектный цикл
Рис. 3: Проектный цикл
Проектный цикл– это последовательный процесс, в рамках которого планируются, выполняются и оцениваются проекты. Цикл начинается с определения идеи проекта, затем эта идея развивается в рабочий план, который может быть осуществлен. После завершения проекта оцениваются его результаты. Проектные идеи рассматриваются в контексте заранее согласованной стратегии. Проектный цикл обеспечивает структуру для поэтапного, информированного и логичного принятия решений на всех стадиях жизни проекта.
Проектный цикл, принятый Европейской Комиссией, состоит из пяти этапов: Программирование, Определение, Формулирование, Осуществление и Оценка.
Цикл основан на трех общих принципах:
1. Цикл определяет ключевые решения, информационные требования и ответственность на каждом этапе.
|
|
2. Этапы цикла последовательны, то есть для успешного начала следующего этапа необходимо завершение предыдущего.
3. Цикл использует оценивание (Оценку), для того чтобы встраивать опыт существующих и законченных проектов в разработку будущих программ и проектов.
Этапы проектного цикла могут быть описаны следующим образом:
1. В течение этапа Программирования анализируется ситуация на национальном и секторальном уровнях с целью определения проблем, препятствий и возможностей для развития, на которые может быть направлено сотрудничество. Эта работа включает в себя обзор социально-экономических показателей, национальных приоритетов и приоритетов донорской организации. Цель этого этапа – определить и согласовать главные цели и секторальные приоритеты таким образом, чтобы обеспечить программные рамки, в которых конкретные проекты могут быть выявлены и подготовлены.
2. На этапе Определения идеи проектов выявляются и тщательно отбираются для последующего изучения. Этот процесс включает в себя консультации с потенциальными получателями содействия, анализ проблем, с которыми они сталкиваются, и определение возможных вариантов решения этих проблем. В результате принимается решение об уместности и значимости каждой проектной идеи (как для потенциальных получателей, так и для программных рамок, сформулированных на предыдущем этапе) и о том, какие проектные идеи следует далее развивать на следующем этапе Формулирования. В конце этапа Определения принимается решение о финансировании программ.
|
|
3. На этапе Формулирования уместные проектные идеи развиваются в практические планы действий. Получатели содействия и другие заинтересованные стороны участвуют в подробной детализации идеи проекта, которая затем оценивается на выполнимость (возможно ли успешное достижение цели) и на устойчивость(возможно ли создание долгосрочной пользы для получателей). На основе этой оценки принимается или не принимается решение о составлении официального финансового предложения и об обращении за финансированием для проекта. В конце этого этапа принимается решение о финансировании индивидуальных проектов.
4. На этапе Осуществления мобилизуются ресурсы для выполнения проекта, и проект выполняется. Это может потребовать проведения тендеров и подписания контрактов о техническом содействии или о работах и поставках. В процессе осуществления и при непосредственном участии получателей и других вовлеченных сторон, менеджмент проекта оценивает действительный прогресс в сравнении с запланированным прогрессом, для того чтобы определить, двигается ли проект к достижению своих целей. В случае необходимости работа проекта корректируется или изменяются некоторые из его целей ввиду каких-либо значительных изменений, которые могли произойти со времени формулирования проекта.
5. На этапе Оценки, финансирующая организация и страна-партнер оценивают проект для того, чтобы определить - что было достигнуто и, какие уроки из выполнения проекта можно извлечь на будущее. Результаты оценкииспользуются для улучшения качества будущих проектов и программ. Хотя в общем проектном цикле этапоценки идет после этапа осуществления, распространенной практикой является проведение промежуточной оценки проекта, для определения уроков, которые могут быть учтены в течение оставшейся жизни проекта.