Реабилитации

Борьба за сохранение трудоспособности населения является важнейшей задачей не только органов здравоохранения, но и государства в целом, неотъемлемой частью программы его социально-экономического развития.

Сегодня в мире инвалиды составляют более 10% населения, по данным ВОЗ, ожидается еще большее возрастание их числа. В нашей стране 28 млн. инвалидов, из которых 88% - лица трудоспособного возраста, в том числе 30% - до 45 лет. Ежегодно в стране 115,5 тыс. лиц в возрасте 30-45 лет признаются инвалидами. Большие потери несет общество также в связи с временной утратой трудоспособности. Современная реабилитация может предотвратить развитие инвалидности и сократить период временной нетрудоспособности больных.

Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis – «способность», rehabilis – «восстановление способности».

Но на протяжении ряда лет термин «Реабилитация» широко использовался только в правовом значении. Так, по данным толкового словаря Д.Н. Ушакова (1939), под реабилитацией следует понимать «…снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду», а в ряде других словарных изданиях – «…восстановление в правах, потерянных в результате судебного приговора (осуждения), например, путем помилования». В словаре Maier (Лейпциг, 1963) термин «реабилитация» впервые получает, помимо правового определения, дополнительное медицинское толкование, согласно которому «реабилитация – это …восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до полного возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях».

В докладе совещания ВОЗ (Женева 1973) подчеркивается, что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию.

В современном представлении реабилитация – это система медицинских, государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических и юридических мероприятий, направленных на восстановление утраченных морфофизиологических, психологических, а также социальных функций организма, трудоспособности больных и инвалидов.

По определению ВОЗ Реабилитация – это система государственных, социально-экономических, медицинских, психологических и др. мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество, к общественно полезному труду.

Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине прошлого столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудовая и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и др. вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Еще 20-30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию, как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением.

Реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-экономическую проблему, которую можно подразделить на несколько видов: медицинскую, профессиональную и социальную. Для их реализации необходимы усилия специалистов различных профилей. Выделяют три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1. медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2. снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3. социальная дезадаптация, т.е. нарушение связей с семьей и обществом. Следовательно, выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация – совсем не одно и тоже, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, то есть вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе. Медицинская реабилитация является начальным звеном в системе общей реабилитации, так как заболевший нуждается, прежде всего, в медицинской помощи, устранении вначале острых проявлений заболевания, затем стабилизации, сменяющейся регрессированием патологического процесса, сопровождающимися и соседствуя в дальнейшем с «последствиями» и «остаточными явлениями» болезни. Лечение и реабилитация тесно связаны между собой, взаимно друг друга дополняют и не должны противопоставляться. Ошибочно воспринимать реабилитацию только как долечивание больного или раненого, так как методы реабилитации применяют с самых ранних стадий заболевания или травмы. В лечебных учреждениях – больницах, госпиталях, поликлиниках, санаториях – существуют отделения восстановительного лечения, которые собственно и заняты медицинской реабилитацией больных реконваленсцентов. Можно заключить, что медицинская реабилитация и есть восстановительное лечение, это синонимы, эти понятия невозможно не только противопоставлять, но и разделять. Оттенок различия существует лишь в том, что понятие лечения больше связывают с острой фазой заболевания, а реабилитации – с их исходами: с фазами реконвалесценции острых заболеваний и ремиссии – хронических. В повседневной практике мероприятия по медицинской реабилитации начинаются, как правило, в больничном учреждении по прекращении острого периода болезни. Этот момент принято считать началом реабилитации, для чего применяют все виды восстановительных мер. Однако не существует средств, предназначенных только для реабилитации – она в основном реализуется теми же средствами, которые используются в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительных комплексах, спорте и т.д. В месте с тем базисными средствами любого реабилитационного учреждения являются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия.

Сегодня служба реабилитации организованно сложилась в структуру реабилитационных центров, специализированных по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организованы, это могут быть стационарные, санаторные или поликлинические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображениями. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать проблему восстановления трудоспособности больных – в денежном выражении – значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще можно восстановить здоровье больного до максимально возможного уровня его физической, психологической и социально-экономической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позволить себе увеличить число инвалидов и социально зависимых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения.

Медицинская реабилитация базируется на следующих принципах:

1. Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия, дополнять и обогащать их.

2. Преемственность и непрерывность реабилитации на всех этапах (госпитальный этап, диспансерно-поликлинический, санаторный), так как при ее непрерывности происходит снижение инвалидности и связанных с нею затрат на длительное материальное обеспечение и этапное лечение инвалида.

3. Комплексный и рациональный характер использования реабилитационных средств. В реабилитации инвалида должны участвовать не только медицинские работники, но другие специалисты, а именно: социолог, психолог, педагог представитель органов социального обеспечения, представитель профсоюза, юрист и т.д. состав такой реабилитационной бригады, разумеется, не может быть постоянным, он зависит от ряда обстоятельств. Несомненно, одно – руководство врача в такой бригаде обязательно.

4. Индивидуальность системы реабилитационных мероприятий. Как различен по течению процесс болезни у разных людей, как неповторимы характеры людей в различных условиях их жизни и работы, так и реабилитационные программы для каждого больного или инвалида должны быть строго индивидуальны. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол, профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса, и функциональные возможности больного.

5. Осуществление реабилитации в коллективе больных (инвалидов). Этот принцип обусловлен прежде всего, тем, что цель реабилитации – возвращение пострадавшего в коллектив. Жизнь и работа в коллективе морально облегчает существование инвалида, хороший пример воодушевляет и заставляет поверить в свои силы. Эффективность реабилитации гораздо более высока при условии прохождения курса реабилитационных мероприятий (трудотерапия, освоение протезов, занятия физической культурой и т.д.) в коллективе.

6. Возвращение инвалида в общество, к работе, общественно полезному труду. Трудоустройство инвалида является логическим завершением реабилитации (возвращение к труду). Предоставление работы в облегченных условиях, либо возвращение к прежней работе путем создания соответствующего рабочего места, предусматривает полное самообеспечение инвалида, его материальную независимость.

Приведенные принципы осуществимы обычно в крупных реабилитацианнных центрах, так как располагают современным оборудованием, необходимыми площадями, подготовленными кадрами.

Этапы реабилитации

1. Диспансерно-поликлинический этап – это центральный этап системы, так как на нем пациент находится более длительное время, а иногда перманентно. Кроме того, на данном этапе формулируется программа реабилитации, определяются режим труда и быта, сроки плановой госпитализации, показания к плановому санаторно-курортному лечению, проводится курортный отбор, ведется наблюдение за состоянием здоровья, своевременно выявляются его нарушения, планируется и осуществляется система оздоровительных и профилактических мероприятий. С этого этапа больные направляются на этапы госпиталя и санатория и сюда же возвращаются после стационарного или санаторного лечения. Диспансерно-поликлинический этап обеспечивает непрерывность, преемственность, последовательность, этапность в осуществлении программы восстановительной терапии. В соответствии с этими задачами в функции отделения входит продолжение индивидуальной программы реабилитации, начатой на госпитальном этапе и осуществляемой в поликлинике на основе специфики ее лечебно-диагностических возможностей. В зависимости от мощности поликлиники в состав отделения восстановительной терапии могут входить кабинеты и залы ЛФК, физиотерапии, массажа, гидрокинезотерапии, трудотерапии, иглорефлексотерапии, ингалятории и др. Основным методом работы поликлиники, в рамках которого осуществляется и поликлиническое восстановительное лечение, является диспансеризация.

2. Госпитальный (стационарный) этап, где проводится лечение больных с острой фазой заболевания с включением элементов восстановительной терапии. На раннем госпитальном этапе применяют в соответствии с показаниями лекарственные, хирургические и не медикаментозные виды лечения. На позднем госпитальном этапе осуществляется наиболее полное обследование больных перед переводом на последующие этапы реабилитации, вырабатываются принципы рациональной программы реабилитационных мероприятий на последующих этапах. На госпитальном этапе определяется адекватный двигательный режим, разрабатываются диетические рекомендации, своевременно выявляются факторы хронизации и затяжного течения заболеваний, производится санация очагов инфекции. Большое внимание должно уделяться психологической реабилитации, в частности выработке у больного мотивации на активное собственное участие в реабилитационном процессе.

3. Санаторный этап. Основными задачами санаторного этапа реабилитации являются: дальнейшее повышение работоспособности больных путем осуществления программы физической реабилитации и использования природных физических факторов, подготовка больных к профессиональной деятельности, предупреждение прогрессирования заболевания, проведение мероприятий по устранению или уменьшению психопатологических синдромов. К концу пребывания больных в санатории определяют эффективность санаторной реабилитации на основании динамики состояния больного за время пребывания в санатории и показателей комплексного исследования, по достигнутой степени физической активности уменьшению психопатологических явлений. Учитывают и субъективные показатели улучшения самочувствия, настроения больного, однако они не должны быть единственным критерием качества лечения в санатории. Результаты санаторного лечения должны учитываться на диспансерно-поликлиническом этапе с точки зрения дальнейшего хода реабилитации, последующего санаторно-курортного отбора и обоснования экспертных решений.

Виды реабилитации

Психологическая реабилитация это воздействие на психологическую сферу больного словом врача, медицинским персоналом, направленным на преодоление в сознании больного или инвалида представления о безвыходности положения, о бесполезности лечения, на выработку уверенности в благополучном исходе лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Задачи – выработка у больного рационального отношения к болезни, мотивации на участие в реабилитационном процессе, преодоление психологического компонента психосоматической патологии. Психотерапевтическим содержанием должны быть наполнены все форма лечебного процесса, начиная с повседневного общения с больным врачей и медсестер. Большое значение имеет воздействие обстановки: ландшафто-, эстето-, библио-, музыкотерапия. В последнее время все большее значение приобретает образование больных с целью выработки партнерских отношений с врачом, медицинской сестрой, мотивации на лечение, умения вести самонаблюдение, активно бороться за улучшение качества жизни.

Варианты психотерапевтического воздействия

· Психотерапевтическое убеждение – способствует установлению контакта врача с больным, создает систему их взаимоотношений, оказывающую воздействие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект, и личность больного в целом. Такое воздействие подготавливает больного к переработке сказанного врачом, к усвоению его слов.

· Внушение – целенаправленное словесное воздействие на психику больного с терапевтической целью. Внушение в бодрствующем состоянии использует элемент убеждения, но решающая роль принадлежит именно внушению, иногда даже в виде приказа (особенно при истероидных нарушениях). Гипнотерапия – словесное внушение в состоянии гипноза, т.е. частичного сна, при котором между врачом и больным сохраняется речевая связь, подразумевающая не только словесный контакт, но и реализацию словесных внушений. Гипнотический сон оказывает сам по себе успокаивающее и охранительное действие и повышает внушаемость.

· Аутогенная тренировка, заключается в том, что специальными упражнениями больной обучается внушать себе ощущение тяжести, тепла в руке, сердцебиение или изменение частоты дыхания. Эти упражнения направлены на то, чтобы переключить болезненные симптомы на регулируемые вегетативные функции. Управлять ими больной должен научиться в процессе подготовки.

· Обучение больных – разъяснения им сущности болезни и ее лечения, с главной целью выработки у них мотивации к деятельному участию в реабилитационном процессе и разумно-оптимистическому отношению к болезни и ее лечению. В групповой форме больные получают в ходе занятий необходимую и доступную информацию о сущности их болезни.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера в отношении больных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. В отношении взрослых осуществляются учебные мероприятия, предусматривающие подготовку их к доступным различным им видам деятельности.

Социально-экономическая реабилитация - подразумевается целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает жизненный тонус, вызывая тем самым состояние депрессии. Поэтому приспособление больного или инвалида к новым условиям труда, жизни, адаптация его в социально-экономической сфере, ощущение своей нужности и значимости в обществе в значительной мере влияет на исход и успех реабилитации.

Роль специалистов сестринского дела в реабилитационном процессе.

Сегодня в связи с новыми социально-производственными изменениями возросли требования к конечным лечебно-восстановительным результатам, достижения которых, в свою очередь, усложнились утяжелением, сочетанностью, комбинациями воздействий множества различных экзо - и эндопатогенных факторов. Диагностика, подбор реабилитационных средств, особенно оптимальная реализация их, немыслимы сегодня без профессионально подготовленных, рационально активных, творчески направленных, преимущественно в организационно-реабилитационном процессе, медицинских сестер – главных, академических, менеджеров. Медицинская сестра – главная организационно-лечебная должность на всех этапах и участках реабилитационного процесса, направленная деятельность, которой зависит от специализации учреждения, специфики, характера и локализации самой патологии. На диагностическом этапе медицинская сестра участвует в постановке расширенного, развернутого диагноза с указанием причинно-следственной связи, диагноза по уходу за больным, а так же определяет приоритеты медицинского обслуживания и организацию всего сестринского процесса, возможных осложнений. На последующих этапах роль медицинской сестры еще больше возрастает, так как основные средства реабилитационного воздействия – лечебная физкультура, массаж, физиотерапия – выполняются в основном медицинскими сестрами (методистами, инструкторами) или при их непосредственном участии и контроле. От организации, реализации поставленных целей и задач, внимательного и чуткого отношения к больному – будет зависеть исход реабилитационных мероприятий. Медицинская сестра является организатором сестринского процесса, умелым воспитателем работающий с коллективом, тонкий психолог, уважаемая личность.

В производственных условиях роль и значимость медсестры еще более значима. Она определяет санитарно-гигиенические условия производства, вредную биомеханику трудовых операций, вызывающих перенапряжения органов и систем, особенно опорно-двигательного аппарата, она и составляет с учетом биомеханики комплекс рациональной гимнастики для определенных работающих групп. Медицинская сестра – менеджер организует и регулирует функционирование оздоровительно-реабилитационных мероприятий. Все это, как правило, самостоятельно, лишь при прогрессировании патологии подключается врач. Аналогичное участие и значимость медицинской сестры – в спортивной реабилитации, которая, особенно в профессиональном спорте, также построена целенаправленно, с учетом специфики патологии, ее течения, биомеханики выполняемых спортивных операций, профессионального прогноза.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «реабилитация», какое она имеет социальное значение?

2. Какова цель реабилитации?

3. Перечислите основные методы медицинской реабилитации.

4. Расскажите об отдельных этапах медицинской реабилитации.

5. Каковы требования к составлению реабилитационных программ?

6. Перечислите принципы медицинской реабилитации и охарактеризуйте их.

7. Задачи психологической реабилитации, ее формы и методы.

8. Стационарный этап реабилитации: цели, задачи.

9. Послебольничный или поликлинический этап реабилитации: формы и место проведения реабилитации, цели и задачи.

10. Задачи санаторного этапа. Основные типы санаторно-курортных учреждений.

11. Виды реабилитации.

12. Роль специалистов сестринского дела в реабилитационном процессе?


Тема 2. Организационные основы медицинской реабилитации.

Организация реабилитационной службы представляется следующим образом:

1.Межрегиональные центры медицинской реабилитации, обслуживающие несколько регионов без учета ведомственной принадлежности.

2. Городские, межрайонные центры реабилитации.

3. Отделения реабилитации в многопрофильных больницах.

4.Кабинеты восстановительного лечения в амбулаторно-поликлинической сети, создающиеся с основными лечебными средствами (кабинеты ЛФК, физиотерапии, массажа, иглорефлексоте-рапии).

5. Центры промышленной реабилитации, создание которых целесообразно в крупных промышленных регионах. Назначение их многообразно: это и задачи медицинской реабилитации, и временного трудоустройства больных, и постоянного трудоустройства инвалидов, и, наконец, создание товарной продукции. Эта форма реабилитации особенно в настоящее время является экономически оправданной, полифункциональной.

6. Специализированные санатории, обычно республиканского значения, с организацией на их базе центра медицинской реабилитации, где сосредоточены специалисты и оборудование, необходимые для его деятельности (возможно лишь при содействии местных органов здравоохранения).

7. Диспансеризация, долечивание и закрепление положительных результатов на дому под контролем семейного врача и квалифицированной медицинской сестры как конечный этап любой формы реабилитации.

8. Для районов области целесообразно предусмотреть форму межрайонных центров смешанного (амбулаторно-стационарного) типа, имея в виду использование для жителей близлежащих районов амбулаторных условий, а для жителей отдаленных районов - профильных, стационарных коек больницы (центральной, районной, участковой) с проведением комплексного восстановительного лечения персоналом центра (отделения) реабилитации.

Организация физиотерапевтической помощи в лечебных учреждениях

Физиотерапия – область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации.

Лечебные физические факторы

Искусственные Природные

Электролечебные климатолечебные

Магнитолечебные бальнеолечебные

Светолечебные грязелечебные

механолечебные

термолечебные

гидролечебные

радиолечебные

В комплексном лечении больных с острыми заболеваниями, обострениями хронических патологических процессов, последствиями травматических повреждений и функциональных нарушений наряду с медикаментозным лечением широко применяются лечебные физические факторы. Для этих целей в составе госпитальных, амбулаторно-поликлинических учреждений и санаториев развертываются физиотерапевтические отделения (кабинеты), в которых оказывается физиотерапевтическая помощь больным и реконвалесцентами. Физиотерапевтическая помощь является разновидностью специализированной медицинской помощи, оказываемой населению с использованием природных и искусственных лечебных физических факторов. В ней нуждается примерно 60% больных, находящихся на стационарном лечении, не менее 80% больных, находящихся на амбулаторном и практически все больные, направленные в санаторий. По отраслевому стандарту ОСТ 42-21-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии, общие требования безопасности» (1986г.), введенному в действие приказом Министерства здравоохранения СССР № 1453 от 04.11 86 г., физиотерапевтическое отделение развертывается в наземных этажах лечебного учреждения. Аппаратурное оснащение, организационно-штатная структура и объем работы физиотерапевтического отделения (кабинета) определяются коечной емкостью стационара или амбулатории и их медицинским профилем. Руководство работой физиотерапевтических отделений (кабинетов) и ответственность за качество лечения несет заведующий отделением (врач кабинета). Физические факторы для лечения больных должны назначаться врачам – физиотерапевтом по согласованию с лечащим врачом больного. После консультации больного врач – физиотерапевт делает соответствующую подробную запись в графе назначений с указанием названия процедуры, зоны воздействия, методики, дозировки и количества процедур. На основании записи в истории болезни или амбулаторной карте в физиотерапевтическом отделении (кабинете) врач – физиотерапевт заполняет процедурную карту по форме № 44у (см. приложение 1). В ней медицинская сестра ведет учет каждой проведенной процедуры с указанием фактических дозировок физических факторов и продолжительности воздействия. После окончания курса лечения процедурная карта хранится в физиотерапевтическом отделении в течение года. Для количественного и структурного анализа работы физиотерапевтического отделения (кабинета) медицинские сестры ведут журналы ежедневного учета работы отдельных кабинетов. Физиотерапевтические процедуры проводят средние медицинские работники, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение об окончании курсов специализации по физиотерапии. Оценку работы физиотерапевтического отделения (кабинета) проводят по двум основным показателям. Первый из них – суммарный охват больных физическими методами лечения – определяется процентным соотношением количества лечившихся в отделении больных к общему количеству больных, пролеченных в стационаре (санатории) или первичных посещений в поликлинике. Второй показатель – количество процедур на одного лечившегося больного – составляет для стационаров и санаториев 15 – 20, а поликлиник 10-12 процедур. Норма нагрузки врачей – физиотерапевтов в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР №1000 от 23.09.1981 г составляет пять больных в час (40 больных в день). Количество условных физиотерапевтических единиц при выполнении одной процедуры определено Приказом Министерства здравоохранения СССР №1440 от 21.12.84 г. Норма нагрузки среднего медперсонала составляет 15000 условных процедурных единиц в год. За нее принимают время (8 мин.), необходимое для подготовки и проведения физиотерапевтической процедуры с соответствующим коэффициентом сложности. Норма нагрузки медицинской сестры по массажу составляет 30 условных массажных единиц за рабочий день (6,5 час), а их количество при выполнении процедур определяется Приказом Министерства здравоохранения СССР №817 от18.06.87 г.

Положения о старшей медицинской сестре отделения физиотерапии

1. На должность старшей медицинской сестры отделения физиотерапии назначается одна из опытных медицинских сестре, имеющая законченное среднее медицинское образование или высшее сестринское образование, обладающая организаторскими способностями, со специальной подготовкой и опытом работы по физиотерапии.

2. Старшая медицинская сестра отделения подчиняется заведующему отделению, а при его отсутствии – физиотерапевту.

3. Старшая медицинская сестра отделения физиотерапии назначается и увольняется руководителем лечебно-профилактического учреждения.

4. Старшая медицинская сестра полностью выполняет работу медицинской сестры по физиотерапии.

5. В непосредственном подчинении старшей медицинской сестры находится средний и младший медицинский персонал отделения.

6. Основными задачами старшей медицинской сестры являются: а) обеспечение своевременного выполнения врачебных назначений больным; б) рациональная организация труда среднего и младшего медицинского персонала.

Кадры физиотерапевтического отделения составляют физиотерапевты, старшая медицинская сестра, медицинские сестры (по проведению физиотерапевтических процедур), санитарки. Одна должность старшей медицинской сестры устанавливается при наличии в физиотерапевтическом отделении не менее четырех должностей медицинских сестер. Одна ставка медсестры по физиотерапии устанавливается при выполнении 15000 процедурных единиц в год. Одна должность массажиста на 300 коек. Младший медицинский персонал устанавливается из расчета одна должность на каждые две должности врачей – физиотерапевтов.

На каждый кабинет должен быть оформлен технический паспорт, содержащий перечень помещений, их оснащение и защитные устройства. Заведующий отделением (кабинетом) обязан разработать инструкции по технике безопасности для каждого кабинета. Инвентарная опись технического оборудования отделения, перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту оборудования должны содержаться в журнале технического обслуживания. Карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете), с учетом отпущенных процедур.

Техника безопасности при проведении физиотерапевтических процедур, а так же содержание аптечки первой помощи для физиотерапевтического отделения (кабинета) см. приложение №2, №3.

Организация проведения массажа.

Массаж широко используется не только для лечения травм, заболеваний, но и с профилактической целью. Массаж – это совокупность механических приемов, посредством которых массажист оказывает воздействие на поверхностные ткани, и рефлекторным путем – на функциональные системы и органы.

Гигиенические основы массажа

Эффективность массажа зависит от ряда условий:

· технической подготовленности массажиста;

· условий проведения массажа;

· правильного положения пациента и массажиста

· функционального состояния организма пациента и тяжести заболевания;

· продолжительности процедуры и курса массажа;

Массаж проводится в специально оборудованной комнате площадью не менее 10 м², из расчета 8 кв.м. на одну кушетку с хорошим освещением, вентиляцией, отоплением. Для проведения массажа используют специальные кушетки, столики для выполнения массажа лица, воротниковой области, рук. При проведении массажа в комнате необходимо соблюдать тишину. Рядом с массажной комнатой следует оборудовать раздевалку, туалет и душ.

В массажной комнате необходимо иметь: спиртовой раствор йода, клей БФ – 6, бинты, вату, лейкопластырь, 3% раствор аммиака, валериановые капли, перекись водорода, тальк, детский крем, ножницы, пинцет, мензурку, а также песочные часы на 5 мин и 15 мин, термометр.

Требования к массажисту. Массажист должен следить за состоянием своих рук, здоровьем. Руки должны быть без ссадин, царапин, трещин и мозолей, ногти коротко острижены. Массажисту следует ухаживать за своими руками. Массажист должен проводить массаж в чистом халате, легкой и свободной обуви. На руках не должно быть украшений, часов и т.д., которыми можно повредить кожу массируемого. Рабочая поза массажиста должна быть удобной, при необходимости ее можно менять; следует чередовать работу стоя и сидя, так как длительное выполнение массажа в одном вынужденном положении приводит к быстрому утомлению. В этой связи массажист должен уметь работать двумя руками, развивать силу кистей и пальцев рук, подвижность в лучезапястных суставах. Пальцы рук должны быть сильными, а движения – мягкими. Сопровождать движение рук дополнительным нажимом корпуса не рекомендуется, так как это приводит к утомлению мышц плечевого пояса и возникновению ряда профессиональных заболеваний. Массажист должен обладать хорошим осязанием, в совершенстве владеть техникой массажа, хорошо знать различные виды спорта, иметь ясное представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа, знать, в каких случаях применять тот или иной прием и переход от одного приема к другому. Кроме того, он обязан хорошо знать анатомию, топографию мышц, сосудов, нервов, показания и противопоказания к проведению массажа. Важно, чтобы массажист был внимателен к массируемому, умел оценить реакцию на проведенный массаж. Следует прислушиваться к жалобам пациента. При появлении неблагоприятной реакции на массаж надо его прекратить и сообщить об этом врачу. Во время массажа не рекомендуется разговаривать, так как это вызывает нарушение дыхания у массажиста и повышение мышечного тонуса у пациента.

Режим работы массажиста. Процедуры общего массажа следует проводить в первой половине рабочего дня чередуя их с локальным (частным) лечебным массажем. Общий массаж проводится спустя 1-2 ч после приема пищи. При проведении процедур необходимо делать набольшие перерывы для отдыха, обработку рук и заполнение документации. Следует отметить, что длительное нахождение массажиста в одном положении нередко приводит к быстрому утомлению, а при длительной работе – к ряду профессиональных заболеваний (плечелопаточный периартрит, плоскостопия, варикозное расширение вен и др.). Для предупреждения указанных заболеваний в минуты отдыха необходимо выполнять физические упражнения (встряхивание, потряхивание, наклоны туловища, бег на месте, вращение в суставах и сомомассаж рук). К концу рабочего дня хорошо сделать горячую (38-40° С) ванночку для рук и смазать их питательным кремом. Продолжительность одной процедуры массажа и нормы времени по массажу см. приложение №4.

Организация лечебной физической культуры.

Лечебная физкультура (ЛФК) – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Занятия ЛФК проводятся в специально оборудованных кабинетах (отделениях), на открытых физкультурных и открытых площадках, мини-стадионах, дорожках для оздоровительной ходьбы и бега, бассейнах для лечебного плавания – под руководством медицинских сестер (методистов).

Кабинеты ЛФК предназначены для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными. Площадь – из расчета 4 км.м. на 1-го больного и составляет не менее 20 кв.м. Должен иметь освещение, окна с фрамугами, одна из стен кабинета оборудуется зеркалами. Кабинет механотерапии должен быть 4 кв.м на 1-го больного, но не менее 20 кв.м. Отделение ЛФК организуется в крупных реабилитационных центрах, санаториях и многопрофильных больницах. Оно включает зал для групповых занятий (60-100 кв.м.), кабинеты ЛФК, для массажа, для бытовой и трудовой терапии, функциональной диагностики, бассейн для гидрокинезотерапии, помещение для ожидания и отдыха больных, кабинеты заведующего отделением, инструкторов и массажистов, душевые с санитарными узлами, раздельные раздевалки, подсобные помещения. Оборудование кабинетов и отделений ЛФК инвентарем зависит от типа и профиля лечебного учреждения. К необходимому инвентарю относятся: гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, кольца, булавы, гантели массой от 0,5 до 5 кг, полужесткие кушетки, наклонные плоскости лестницы, ребристые доски, следовые дорожки, мячи волейбольные и баскетбольные аппараты механотерапии блоковые аппараты, набор различных тренажеров для туловища, верхних и нижних конечностей, аппараты типа «Здоровье», велоэргометры, тредбаны. Кабинеты и отделения ЛФК оснащаются весами, ростомером, спидометром, сантиметровыми лентами, аппаратами для измерения АД, секундомерами, угломерами, динамометрами (ручными и становыми), электрокардиографами, пневмотахометрами, спирографом и др.

Должности инструкторов по ЛФК (методистов) устанавливаются: из расчета 1 должность на 200 коек и дополнительно 1 должность на каждые 20 коек для больных полиомиелитом; 0,5 – должность на каждое специализированное отделение: неврологическое, ортопедическое, ортопедотравматологическое, травматологическое, туберкулезное отделение для больных костно-суставным туберкулезом; 1 должность на 40 коек для больных инфарктом миокарда.

Документация по ЛФК ведется в соответствии с утвержденными формами для регистрации обоснованных действий и преемственности в использовании средств ЛФК в комплексной терапии больных, а также учета и отчетности. Основные формы: медицинская карта стационарного или амбулаторного больного, карта лечащегося в кабинете ЛФК, журнал учета работы методиста (инструктора) и журнал учета работы кабинета (отделения) ЛФК (см. приложение №5).

Для проведения процедур лечебной гимнастики взрослым и детям инструктору по ЛФК отводится следующее время:

1. Для терапевтических больных в остром и подостром периоде заболевания и постельном режиме – 15 мин. В период выздоровления или хронического течения заболевания при индивидуальном методе занятий – 25 ми.; при групповом методе занятий – 35 мин.

2. для больных после хирургических операций:

· при индивидуальном методе занятий – 15 мин.;

· при групповом методе занятий – 20 мин.

3. Для травматологических больных в период иммобилизации:

· При индивидуальном методе занятий – 15 мин.;

· При групповом методе занятий – 25 мин.;

· При травмах позвоночника и таза после иммобилизации – 30 мин.;

· Индивидуальные занятия – 25 мин.;

· Групповые занятия – 35 мин.

4. Для неврологических больных:

· При индивидуальном методе занятий – 30 мин.;

· При групповом методе занятий – 45 мин.

5. Для беременных и рожениц в родильных домах и консультациях:

· При индивидуальном методе занятий – 15 мин.;

· При групповом методе занятий – 30 мин.

6. Для детей школьного возраста:

· При индивидуальном методе занятий – 30 мин.;

· При групповом методе занятий – 45 мин.

7. Для детей дошкольного возраста (в детских дошкольных учреждениях):

· При индивидуальном методе занятий – 25 мин.;

· При групповом методе занятий – 30 мин.

Трудовая терапия

Трудовая терапия (трудотерапия) – это активный метод восстановления трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе реабилитации больных. В настоящее время трудотерапия приобретает важное значение в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты трудотерапии должны располагаться в близи зала ЛФК бассейна, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудотерапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специально оснащенных кабинетах (мастерских и пр.). Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично), трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии: восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятия трудом и терапия трудом.

Занятие трудом – это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом – использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.). Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения (функциональный дефект), подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: по средством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Выделяют три группы трудовых операций (упражнений): трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышения их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.). Примерный перечень оборудования (инструментов) для мастерских трудовой терапии, а также отчетная документация см. приложение №6, №7.

Дозирование нагрузки трудотерапии. На всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за эффективностью трудовой терапии. Это дает возможность вносить коррективы в работу. Дозировка нагрузки определяются состоянием здоровья больного, этапом реабилитации, объемом функциональных нарушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии является время (продолжительность) выполнение трудовой манипуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

Трудотерапия должна сочетается с ЛФК, массажем, коррекцией положением (лечением положением). Перед трудотерапией проводится комплекс ЛФК и массажа (самомассажа) продолжительность 5-8 мин, а сама трудотерапия занимает 30-45 мин ежедневно или через день.

Контрольные вопросы.

1. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий в медицинских учреждениях различного профиля?

2. Какие требования предъявляются к помещению и оснащению физиотерапевтических кабинетов?

3. Правила техники безопасности при проведении физиотерапевтических процедур?

4. Порядок назначения и проведения физиотерапевтических процедур?

5. Какая документация заполняется при назначении физиотерапевтических процедур?

6. Обязанности среднего медицинского персонала при отпуске физиотерапевтических процедур?

7. Роль и место ЛФК в системе медицинской реабилитации?

8. Какие требования предъявляются к материальной базе кабинета ЛФК, отделения ЛФК.

9. Как ведется учет ежедневной работы сотрудников службы ЛФК?

10. Значение трудовой терапии в системе медицинской реабилитации?

11. Какие различают основные формы терапии трудом?

12. Как дозируют нагрузки трудотерапии?
Тема 3. Медицинская реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: