Распределение населения, занятого в сфере услуг США

(%)

Виды услуг 1970 г. 2000 г.
Распределительные    
Деловые    
Общественные    
Личные    

Источник. Singelmann J. From Agriculture to Services. The Transformation of Industrial Employment. L.: Sage Library of Soc. Research, 1978 (см.: Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 55.

Каждый вид услуг может иметь собственную сложную классификацию, например, насчитывается несколько сотен видов банковских услуг, множество бытовых услуг.

Неодинакова и роль различных классов и видов услуг в создании валового внутреннего продукта промышленно развитых стран. Об этом наглядно свидетельствуют данные табл. 4.4.


Таблица 4.4

Доля отраслей сферы услуг в валовом внутреннем продукте промышленно развитых стран

(%)

  США Франция Италия Япония Великобритания Швеция
1985 г. 2001 г. 1985 г. 2001 г. 1985 г. 2001 г. 1985 г. 2001 г. 1985 г. 2001 г. 1985 г. 2001 г.
Деловые услуги (включая кредитно-финансовые, услуги по страхованию) 23,6 27,3 18,3 23,3 21,5 28,2 15,4 18,0 16,9 23,5 16,0 24,6
Торговые услуги, услуги общественного питания, гостиничные услуги 17,4 16,2 14,6 15,5 19,1 17,7 13,4 12,0 1,4 13,7 10,7 8,6
Услуги госсектора, включая социальные 12,0 12,6 16,9 17,5 12,1 11,4 8,2 7,6 12,7 7,8 21,0 16,6
Услуги населению — социальные и личные 9,1 13,8 4,9 7,9 0,9 1,1 16,4 21,7 5,2 13,4 4,2 7,1
Транспортные услуги, услуги связи (включая телекоммуникационные и почтовые), услуги складирования 6,2 6,0 6,1 5,0 5,4 8,0 6,6 6,2 6,8 8,0 5,4 6,7
Всего 68,3 75,9 60,8 69,2 59,0 66,4 60,0 65,5 53,0 66,4 57,3 63,6

Источник. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учебное пособие / под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 124.


К классификации Зингельманна близка иногда встречающаяся в литературе градация услуг по следующей функциональной направленности:

· услуги, ориентированные на производство;

· услуги ориентированные на общество;

· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

· услуги личностного характера.

2. В западной литературе широко известна классификация услуг, предложенная К. Лавлоком (Christopher H. Lovelock) в 1983 г. (публикация в Journal of Marketing). Она построена на базе двух определяющих признаков:

а) на кого или на что направлена услуга;

б) с осязаемыми или неосязаемыми действиями сопряжено ее оказание.

Приведем эту классификацию в авторском варианте, а также ту ее интерпретацию, которая встречается в отечественных изданиях. Думается, что такая «двойственность» будет полезна в учебно-методическом плане как с точки зрения экономики, так и с точки зрения маркетинга, менеджмента (табл. 4.5 и 4.6).

Таблица 4.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: