(%)
Виды услуг | 1970 г. | 2000 г. |
Распределительные | ||
Деловые | ||
Общественные | ||
Личные |
Источник. Singelmann J. From Agriculture to Services. The Transformation of Industrial Employment. L.: Sage Library of Soc. Research, 1978 (см.: Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 55.
Каждый вид услуг может иметь собственную сложную классификацию, например, насчитывается несколько сотен видов банковских услуг, множество бытовых услуг.
Неодинакова и роль различных классов и видов услуг в создании валового внутреннего продукта промышленно развитых стран. Об этом наглядно свидетельствуют данные табл. 4.4.
Таблица 4.4
Доля отраслей сферы услуг в валовом внутреннем продукте промышленно развитых стран
(%)
США | Франция | Италия | Япония | Великобритания | Швеция | |||||||
1985 г. | 2001 г. | 1985 г. | 2001 г. | 1985 г. | 2001 г. | 1985 г. | 2001 г. | 1985 г. | 2001 г. | 1985 г. | 2001 г. | |
Деловые услуги (включая кредитно-финансовые, услуги по страхованию) | 23,6 | 27,3 | 18,3 | 23,3 | 21,5 | 28,2 | 15,4 | 18,0 | 16,9 | 23,5 | 16,0 | 24,6 |
Торговые услуги, услуги общественного питания, гостиничные услуги | 17,4 | 16,2 | 14,6 | 15,5 | 19,1 | 17,7 | 13,4 | 12,0 | 1,4 | 13,7 | 10,7 | 8,6 |
Услуги госсектора, включая социальные | 12,0 | 12,6 | 16,9 | 17,5 | 12,1 | 11,4 | 8,2 | 7,6 | 12,7 | 7,8 | 21,0 | 16,6 |
Услуги населению — социальные и личные | 9,1 | 13,8 | 4,9 | 7,9 | 0,9 | 1,1 | 16,4 | 21,7 | 5,2 | 13,4 | 4,2 | 7,1 |
Транспортные услуги, услуги связи (включая телекоммуникационные и почтовые), услуги складирования | 6,2 | 6,0 | 6,1 | 5,0 | 5,4 | 8,0 | 6,6 | 6,2 | 6,8 | 8,0 | 5,4 | 6,7 |
Всего | 68,3 | 75,9 | 60,8 | 69,2 | 59,0 | 66,4 | 60,0 | 65,5 | 53,0 | 66,4 | 57,3 | 63,6 |
Источник. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учебное пособие / под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 124.
К классификации Зингельманна близка иногда встречающаяся в литературе градация услуг по следующей функциональной направленности:
· услуги, ориентированные на производство;
· услуги ориентированные на общество;
· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
· услуги личностного характера.
2. В западной литературе широко известна классификация услуг, предложенная К. Лавлоком (Christopher H. Lovelock) в 1983 г. (публикация в Journal of Marketing). Она построена на базе двух определяющих признаков:
а) на кого или на что направлена услуга;
б) с осязаемыми или неосязаемыми действиями сопряжено ее оказание.
Приведем эту классификацию в авторском варианте, а также ту ее интерпретацию, которая встречается в отечественных изданиях. Думается, что такая «двойственность» будет полезна в учебно-методическом плане как с точки зрения экономики, так и с точки зрения маркетинга, менеджмента (табл. 4.5 и 4.6).
Таблица 4.5