Экспорт и импорт основных услуг

1. Под арендой понимается договор о предоставлении одной стороной - арендодателем другой стороне - арендатору имущества в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение.

За арендодателем сохраняется право собственности на сданное внаем имущество, арендатор же имеет право на его использование и становится собственником лишь в тех случаях, когда арендный договор содержит условие о возможном выкупе имущества арендатором.

В международной практике различают следующие формы аренды в зависимости от ее сроков:

• рентинг - краткосрочная;

• хайринг - среднесрочная;

• долгосрочная аренда в основном представлена в виде лизинга.

Предметами контракта на рентинг обычно бывают транспортные средства, туристические и спортивные товары краткосрочного пользования. Контракты такого рода обязывают арендодателей осуществлять страхование и техническое обслуживание предметов аренды.

Предметом контракта на хайринг являются транспортные средства, дорожно-строительные и сельскохозяйственные машины, монтажное оборудование. Страхование и техническое обслуживание в зависимости от договоренности осуществляют арендодатели или арендаторы.

Предметом лизинга могут быть: конторское оборудование, строительно-монтажные комплексы, технологические системы, промышленные предприятия, транспортное оборудование. Лизинговые операции считаются в деловых кругах новым перспективным видом финансирования. При получении объекта в пользование лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание, ремонт), а лизингодатель остается владельцем объекта лизинговой сделки.

Невозможность использовать объект из-за его порчи или гибели не освобождает лизингополучателя от обязанности погашать долг. Подобное распределение рисков отличается от сделок при аренде и является обоснованным, так как лизингодатель, как правило, приобретает объект лизинга по просьбе и в интересах лизингополучателя. Кроме того, такое распределение расходов и ответственности выступает эффективной гарантией соблюдения всех правил и инструкций по тщательному уходу за объектом со стороны лизингополучателя.

2. Аудиторские услуги - это деятельность, связанная с подготовкой заключения о финансовом положении организации, фирмы, правильности ведения бухгалтерского учета и составления балансов в соответствии с законодательством. В процессе аудиторской проверки организация должна обеспечивать надлежащие условия для выполнения договора, предоставлять аудиторам все необходимые документы и сообщать обо всех обстоятельствах деятельности организации, которые могут иметь значение для проверки. При этом аудитор не несет ответственности за достоверность предоставляемых материалов. Датой окончания работ считается дата представления соответствующего заключения по итогам аудиторской проверки, после чего уплачивается согласованное и указанное в договоре вознаграждение.

3. Банки и другие финансовые учреждения оказывают различные финансовые услуги, такие, как факторинг, форфетинг, трастовые операции.

Факторинг - это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных счетов-фактур за поставленные товары или оказанные услуги и права получения платежа по ним. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана решать проблему рисков и сроков платежей между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость. Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% стоимости счета-фактуры, а затем 10-20% после того, как будет погашена вся сумма долга покупателем. За эти операции компания-фактор взимает комиссию в размере около 3% плюс ежемесячный процент за аванс.

Операцией, сходной с факторингом, является форфетинг - однократная операция, связанная с взиманием денежных средств посредством перепродажи приобретенных прав на товары и услуги.

Под трастовыми операциями в зарубежной практике подразумевают операции банков и других финансовых институтов по управлению имуществом и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах доверенного лица.

4. Международный туризм делится на три основных вида: научный, деловой и развлекательные поездки (рекреационный туризм). На долю последнего приходится почти 70% всех туристических поездок. Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурно-массовых мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях, продажа фильмов, аудио- и видеокассет.

Посреднические услуги.

В международной торговле с участием посредников осуществляется более половины международного товарообмена. С помощью их иностранные предприниматели выходят на российский рынок, а также все больше российских предприятий и фирм становятся представителями и посредниками для иностранных фирм в России.

Существует два метода выхода предприятия со своей продукцией на внешний рынок:

- прямой, который предполагает установление непосредственных связей между предприятием - производителем товара и конечным потребителем его продукции: заключение договора купли-продажи между ними и поставка товара производителем непосредственно конечному потребителю;

- косвенный, который предполагает покупку (продажу) товаров через торгово-посредническое звено и реализуется через заключение с производителем или покупателем товара и торговым посредником специального договора на оказание торговым посредником определенного набора посреднических услуг, связанных с куплей-продажей товара.

Как отмечается в литературе, оба метода имеют свои достоинства и недостатки и используются на определенных товарных рынках.

Торговое посредничество представляет собой правовой институт, регулирующий отношения в сфере оказания торговых услуг, направленный на содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения посредником правомерных действий юридического и фактического характера.

Выделим характерные признаки торговых услуг как объектов торгового посредничества:

1) услуги в современных условиях являются одним из основных видов деятельности посреднических фирм;

2) оказываемые услуги реализуются в соответствии с материальными и трудовыми затратами конкретной фирмы;

3) услуги основываются на прямых, непосредственных связях между фирмой и потребителями, оформленных в виде контракта, договора или заказа, в связи с чем они приобретают адресный характер;

4) оказание услуг производственного характера осуществляется в отношении товаров, которые предназначены конкретному потребителю;

5) оказание услуг носит возмездный характер в соответствии с произведенными затратами.

К посредническим услугам относятся:

а) услуги по поиску иностранного контрагента

При выборе страны продажи экспортного товара учитываются многие факторы:

- текущий и потенциальный спрос на данный товар в той или иной стране;

- уровень внутренних цен;

- емкость данного рынка и условия сбыта товара;

- фирменная структура рынка;

- сложившаяся система продвижения товара к потребителям;

- существующие в стране торгово-политические, валютно-финансовые, таможенно-тарифные условия, официальные технические требования;

- специфические запросы потребителей в отношении качества товара, его упаковки, оформления технической документации и т.д.

При изучении фирм-партнеров используется несколько источников информации:

1) личная информация, которая может быть получена напрямую от представителей интересующей фирмы в процессе деловых контактов и переговоров и косвенно - от представителей деловых кругов, органов власти, средств массовой информации, имевших дело с интересующей фирмой;

2) информация, публикуемая самими фирмами в отчетах, проспектах, информационно-рекламных материалах, каталогах, предоставляемых бесплатно заинтересованным фирмам и организациям;

3) периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах;

4) справочники по фирмам, которые ежегодно издаются информационно-справочными агентствами и специализированными издательствами;

5) информация о фирмах, предоставляемая специализированными банками данных, создаваемыми с коммерческими целями консультативными издательскими, а также крупными компьютерными фирмами;

6) информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями (к таковым относятся кредитно-справочные бюро, консультационные фирмы, банки, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации);

7) информация о фирмах, предоставляемая международными организациями системы ООН, поступает из досье, формируемых на базе компьютерной техники-ростеров;

б) услуги по подготовке и совершению сделки

Совершению сделки должна предшествовать серьезная аналитическая проработка комплекса вопросов, касающихся хозяйственной деятельности на зарубежных рынках, а именно:

- анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный зарубежный рынок в частности;

- изучение условий работы на зарубежном рынке;

- изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- оценка наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках;

- разработка долгосрочных и (или) среднесрочных рыночных стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов внешнеэкономических проектов.

Примерная схема подготовки внешнеторговой сделки следующая:

1) выбор конкретного товара - объекта намечаемой экспортной или импортной сделки;

2) подыскание страны продажи (покупки) и выбор надежных иностранных контрагентов;

3) проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приемки, платежа и др.;

4) определение оптимального уровня контрактной цены;

5) разработка тактики выступления с запродажей (закупкой) товара на внешнем рынке;

6) организация работы по внедрению товара и последующему закреплению на рынке;

7) проведение коммерческих переговоров с иностранными контрагентами в целях заключения сделки;

в) транспортно-экспедиторские услуги

Транспортно-экспедиторские услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

К наиболее распространенным транспортно-экспедиторским услугам относятся:

- консультирование при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;

- консультирование по маршруту перевозки, виду сообщения, транспортным условиям контракта по базисам поставки товара;

- организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, в порт, аэропорт (т.е. до магистрального транспорта) или со станции, из порта, аэропорта до склада получателя;

- упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка;

- комплектация грузовых партий, т.е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) с целью наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев;

- посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и вообще с любыми предприятиями, участвующими в процессе доставки товара;

- оказание помощи грузовладельцам или выполнение по поручению грузовладельцев таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других операций, связанных с доставкой товаров;

- передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемосдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации;

- организация хранения груза на складах (возможно, на собственном складе);

- организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ при погрузке, выгрузке или перевалке груза;

- содействие в расчетах за товар и за выполнение операций, связанных с доставкой товара;

- прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента. Проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);

- оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т.д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами;

- производство расчетов за перевозку и погрузочно-разгрузочные работы в пунктах отправления и назначения груза;

- рассортировка крупных партий груза по партиям, сортам и размерам;

- организация личного сопровождения груза в процессе доставки;

г) услуги по страхованию, кредитно-финансовому обслуживанию.

Стабильный коммерческий оборот невозможен без страхования, поскольку все виды объектов, обращающихся в нем (товары, работы, услуги), подвергаются воздействию многочисленных факторов, приводящих к утрате или повреждению связанных с ними имущества, либо жизни и здоровья людей. События, в результате действия которых возможно возникновение неблагоприятных последствий, в том числе имущественных, которые сами субъекты, как правило, не могут предотвратить, именуются рисками.

Понятие риска складывается из следующих основных элементов:

1) возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива. Результат выбранного варианта поведения может оказаться совершенно не таким, какой предполагается;

2) достижение желаемой цели имеет определенную вероятность, т.е. цель в конечном итоге может быть достигнута;

3) отсутствие уверенности в достижении поставленной цели, когда заранее неизвестно, будет ли достигнута эта цель;

4) возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением избранного варианта.

По своей сущности риск - гипотетическая возможность наступления ущерба. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеет место отклонение (положительное или отрицательное) между плановыми и фактическими результатами.

Если отклонение положительное - страховщик имеет возможность получить какую-либо прибыль, если отрицательное - он несет ущерб.

Следует отметить, что основной причиной возникновения рисков в предпринимательской деятельности является системная многоуровневая неопределенность, которая порождается:

- трудно поддающейся реальному прогнозированию нестабильностью экономических процессов как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне мировой экономики;

- противодействиями, возникающими в случаях нарушения договорных обязательств иностранными партнерами;

- изменчивостью спора и трудностями сбыта товаров в условиях расширенных пространственных и временных рамок;

- вероятностным характером научно-технического прогресса и его неоднозначными последствиями для мирохозяйственных связей;

- случайностью многих социально-экономических, технологических и природных процессов в условиях растущей глобализации;

- ограниченностью и неполнотой информации о мировых экономических процессах, а также трудностями получения информации об иностранном контрагенте;

- столкновением противоречивых экономических интересов в условиях целевой интернационализации деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

- отсутствием комплексного и дифференцированного подхода к управлению рисками в условиях перехода на иностранную целевую группу производителей и потребителей.

В контексте настоящей работы речь идет прежде всего о страховании предпринимательских рисков, под которым понимается страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами и (или) изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (ст. 929 ГК РФ).

В связи с тем что риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие - внутренними.

Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел.

Трудно установить приоритетность этих факторов, поскольку они взаимосвязаны друг с другом, в связи с чем изменение одного фактора может вызвать изменение других, следовательно, и взаимосвязано их влияние на уровень риска.

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие:

- самого предпринимателя, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний;

- личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы;

- состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;

- состав наемных работников, их квалификация, материальное стимулирование работников;

- уровень предпринимательской культуры;

- организация управления и производства;

- проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;

- уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;

- качество продукции (работ, услуг);

- строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др.

Разновидности страхования предпринимательских рисков выделяют в зависимости от стадий кругооборота средств в процессе товарного производства:

- денежной, связанной с вложениями капитала (страхование инвестиций и финансовых гарантий);

- производственной, связанной с созданием новой продукции (страхование различного имущества и личное страхование персонала, страхование гражданской ответственности, страхование убытков от перерывов в производстве);

- товарной, выражающейся в реализации готовой продукции и ее оплате (страхование ответственности по договорам, в том числе за некачественную продукцию, рисков неплатежа по экспортным или товарным кредитам);

д) услуги по выполнению таможенных формальностей.

Как известно, товары, перемещаемые через таможенную границу, подвергаются определенным таможенным операциям и процедурам.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от следующего:

1) вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

2) вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

3) категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физические лица, перемещающие товары не для коммерческих целей, - гл. 23 ТК РФ, отдельные категории иностранных лиц - гл. 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).

Важно отметить, что все таможенные операции условно могут быть разделены на группы, получившие название таможенных процедур.

Согласно пп. 21 п. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Виды таможенных процедур:

- таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

1) прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

2) внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

3) помещение товаров на временное хранение;

- предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);

- таможенное декларирование товаров;

- таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

1) при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТК РФ);

2) при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТК РФ);

- оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение и приостановление действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).

Кроме указанных, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Например, получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ);

е) услуги по осуществлению мероприятий по продвижению товара на внешний рынок (сбор, анализ и предоставление информации о рынках сбыта, реклама и т.д.).

Для того чтобы избежать ошибок или просчетов в выборе посредника и вида посреднической операции, российским предпринимателям предлагается руководствоваться следующим:

1) выбрать своим контрагентом такую фирму, которая зарекомендовала себя на рынке по соответствующему виду посредничества как надежная и компетентная во всех отношениях;

2) при выборе посредника обратить серьезное внимание на следующие факторы:

а) организационно-правовая форма.

Под организационно-правовой формой понимаются способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из приведенного определения, выделим следующие две группы признаков организационно-правовой формы.

I группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством:

- юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законодательством;

- любое юридическое лицо может образовываться только в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;

- юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах, которые определены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо;

- на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

II группа отражает главное в характеристике юридического лица, его имущественный статус:

- каждый вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и, соответственно, об основании владения этим имуществом;

- организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, отношение к нему учредителей юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом;

- организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам.

Следует подчеркнуть, что критериями выбора организационно-правовой формы являются:

- цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли;

- распределение прибыли;

- ответственность учредителей (участников);

- налогообложение;

- учет и отчетность;

- минимальный размер имущества организации;

- передача имущества организации ее учредителям (участникам);

- возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации;

- управление <15>;

б) время и место регистрации;

в) сколько времени занимается фирма соответствующей посреднической деятельностью;

3) прежде чем остановиться на каком-либо виде посредничества, следует изучить законодательство, регулирующее разные виды посредничества, т.е. изучить соответствующее применимое право, и при возможности включить в договор пункт, позволяющий в случае споров сторон избежать негативных последствий при определении прав и обязанностей сторон;

4) при формулировании условий посреднических договоров давать определение терминов и понятий, используемых в договоре, четко сформулировать права и обязанности сторон;

5) следить за тем, чтобы условия договоров не находились в противоречии с нормативными предписаниями законов, а также с антимонопольным законодательством страны исполнения договора, если договор касается предоставления "исключительных" прав.

Виды внешнеторговых посреднических операций.

Внешнеторговые посреднические операции - это сделки, совершаемые за определенное вознаграждение независимой фирмой или физическим лицом по продаже товара предприятия на внешнем рынке или иностранного товара на внутреннем рынке.

I. В зависимости от объема прав и обязанностей, которыми наделяется посредник, посредничество можно разделить на два вида:

1) юридическое посредничество представляет собой деятельность посредника от имени и за счет другого лица (поручение) или от собственного имени, но за счет другого лица (комиссионные отношения). К юридическим посредникам относятся торговые представители, агенты, брокеры, комиссионеры, консигнаторы, факторы, франчайзи и др.;

2) фактическое посредничество представляет собой деятельность, осуществляемую посредником от своего имени и за свой счет. К фактическим посредникам относятся дилеры, дистрибьюторы, покупатели и продавцы товара, которым предоставлено исключительное право продажи (покупки) товара.

II. В зависимости от характера взаимоотношений между организацией (продавцом или покупателем) и посредником посреднические операции подразделяются на:

1) операции по поиску торговых партнеров, когда через посредника устанавливается контакт между сторонами. К ним относятся маклерские операции (посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных);

2) операции по перепродаже, когда посредник действует от своего имени и за свой счет, т.е. он выступает стороной договора, как с производителем, так и с покупателем, и после оплаты товара становится его собственником.

К ним относятся такие операции, когда:

- посредник выступает как покупатель товара у производителя, становится собственником товара и может продавать его на любом рынке и по любой цене. Отношения между экспортером и такого рода посредником прекращаются после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи;

- производитель предоставляет посреднику право продажи своего товара на определенной территории в течение конкретного срока на основе договора о праве на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров на определенной территории. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена, условия поставки, способ платежа и форма расчета, сроки платежа, условия гарантии качества, порядок предоставления рекламаций;

3) операции по купле-продаже, когда посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обусловлен договором комиссии;

4) агентские операции, когда одна сторона (принципал) поручает другой стороне (агенту) совершать фактические и юридические действия, связанные с куплей-продажей товара на обусловленной территории за счет и от имени принципала;

5) брокерские операции, когда посредник осуществляет заключение контракта между продавцом и покупателем; такие операции, как правило, осуществляются на биржах и аукционах;

6) операции по оказанию научно-консультационных услуг, так называемые консалтинговые услуги. Они заключаются в проведении научных консультаций, оказании услуг по разработке методических рекомендаций, созданию и оформлению новых фирм, их ликвидации, подготовке кадров и т.п.

Итак, торговое посредничество осуществляется посредством совершения внешнеторговых посреднических операций, которые представляют собой операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера (покупателя-импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними договора или отдельного поручения.

Международное научно-техническое сотрудничество

Специфической разновидностью международной передачи техноло­гий является международное техническое содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом с конца 1970-х гг.

Эти программы, осуществляемые на двух- или многосторонней осно­ве, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процес­сов, продуктов и управления. Программы технического содействия раз­рабатываются и реализуются ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и другими международными организациями.

Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» по­средством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, проведение в жизнь политики, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологи­ческих грантов и проектов совместного финансирования развития тех­нологий.

С 1991 г. мировое сообщество помогает России в переходе к рыноч­ной экономике, в том числе и по линии международного технического содействия. Средства на эти цели поступают из двух источников: около 60% от «группы семи»— Европейской комиссии, Дании, Финляндии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии — и примерно 40 % от международных финансовых организаций.

В общей сумме выделенных средств за период реформ доля соответственно технического содействия невелика — примерно 8 %, что в абсо­лютном выражении составляет 6,5 млрд. дол. Из этой суммы было израсходовано всего лишь 2,6 млрд. дол. или около 40 %.

Для современной России крайне важна поддержка отраслей, распо­лагающих значительным экспортным потенциалом (космическая, авиа­ционная, алюминиевая промышленность). Ускорение развития подоб­ных отраслей на базе новейших технологий могло бы «вытянуть» эко­номику страны в целом, создать предпосылки экономического роста. Однако в этих отраслях помощь Запада невелика, здесь срабатывают конкурентные интересы. Дело в том, что все проекты и аналитические разработки, связанные с оказанием технического содействия России, готовятся западными специалистами. В этих условиях выделенные сред­ства используются в интересах западных фирм, в том числе и на изуче­ние российского рынка.

Если к оценке эффективности технического содействия применить критерии Мирового банка, то оно должно способствовать притоку ин­вестиций в размере, 10-кратно превышающем объем оказанной техни­ческой помощи. Однако не только такого, но и гораздо меньшего прито­ка инвестиций в Россию не наблюдается.

Низкая эффективность технического содействия также связана с соб­ственным неумением по-хозяйски распорядиться внешним финансирова­нием. Полученные из-за рубежа средства, как правило, распыляются, ис­пользуются не по назначению, на эти средства не создаются даже точки роста рыночной экономики.

Тема5.Принципы оценки эффективности внешнеэкономических операций.

Макроэкономическая и микроэкономическая эффективность. Два аспекта оценки ВЭД предприятий: экономический эффект и экономическая эффективность. Затраты и результаты в ВЭД. Принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результатов. Принцип сравнения с базовым результатом. Порядок выбора базы сопоставления. Принцип сопоставимости затрат и результатов по единицам измерения. Стоимостные показатели: уровни и потоки. Принцип приведения разновременных затрат и результатов к одному периоду времени. Приведенная стоимость: дисконтирование и наращение.

Макроэкономическая политика и условия ее эффективности

Нынешняя ситуация в российской экономике по большому счету представляет собой результат действия двух сил: 1) относительно благоприятных объективных условий, в которых она находится в последние годы, и 2) экономической политики правительства.

Первая из них, то есть сравнительно благоприятные объективные условия, нашла свое выражение в том, что:

во-первых, цены на основные экспортные товары, прежде всего на нефть и газ, все эти годы держались на приемлемом для наших экспортеров, а в течение значительного времени – на чрезвычайно высоком уровне;

во-вторых, политическое урегулирование проблемы внутренней и внешней задолженности в результате дефолта 1998 г. и соглашений с Лондонским и Парижским клубами позволило нормализовать обслуживание и погашение государственного долга и в целом облегчить связанное с этим процессом финансовое бремя;

в-третьих, приход в Кремль нового президента, который, по крайней мере в первые годы своего президентства, был позитивно воспринят протестно настроенной частью общества, позволил правительству сократить бюджетные расходы, не связанные с обслуживанием государственного долга, как в реальном выражении, так и в пропорции к ВВП.

Все это вместе взятое, с одной стороны, позволило ликвидировать бюджетный дефицит и порождаемую им составляющую инфляции, снизить фискальное давление на бизнес, убрать дестабилизирующие вспышки нестабильности на финансовых рынках, а с другой – обеспечило частным и государственным компаниям возможность увеличить финансирование собственных инвестиций.

Конечно, экономические результаты последних лет не сводятся исключительно к влиянию высоких цен на нефть и других перечисленных благоприятных объективных обстоятельств, но то, что последние сыграли для экономического роста чрезвычайно важную роль – факт, не подвергаемый сомнению никем из серьезных специалистов-аналитиков.

Что же касается второго фактора, обусловливающего нынешнюю ситуацию в российской экономике – экономической политики правительства, – то его воздействие выглядит не столь однозначно.

Принято считать, что макроэкономическая политика в сегодняшней России является в целом адекватной существующим условиям и способствует экономическому росту. Подобный взгляд разделяют в том числе и многие западные аналитики – в последнее время лестные оценки этой политики высказывают представители и МВФ, и международных рейтинговых агентств.

Это справедливо, но лишь отчасти. Действительно, макроэкономическая политика в ее привычном понимании сегодня осуществляется в целом компетентно и не содержит явных дестабилизирующих элементов.

Если взять набор показателей, по которым обычно судят о том, насколько здравой и ответственной является такая политика, то в целом они рисуют относительно благополучную картину. Государственные финансы сбалансированы по доходной и расходной частям. Более того, в последние годы доходы федерального и консолидированного бюджетов превышают их текущие расходы, что позволило сформировать значительный финансовый резерв для выплат по внешним долгам и для других необходимых расходов на случай резкого ухудшения конъюнктуры. Бюджет перестал играть роль источника инфляции, во всяком случае в той ее части, которая обусловлена монетарными факторами. Курс национальной валюты не испытывает резких дестабилизирующих колебаний и, несмотря на тенденцию к постепенному повышению реального курса рубля, его рыночный курс остается как минимум вдвое ниже паритета покупательной способности, что обеспечивает поддержку экспортеров и активное сальдо торгового баланса, необходимое для безболезненного погашения внешних долгов и наращивания валютных резервов. Золотовалютные резервы выросли до уровня, объективно достаточного для обеспечения стабильности национальной валюты и проведения необходимых внешних платежей. Инфляция, хотя и остается высокой по меркам развитых экономик, в среднесрочном плане демонстрирует тенденцию к снижению до сравнительно безопасных порогов (см. также [22, 35, 41, 43, 79, 81, 100, 144, 149]). То есть во многих областях, требующих проведения осмысленной макроэкономической политики, ситуация действительно нормализовалась.

Вместе с тем надо иметь в виду следующее:

1. Возможности макроэкономического регулирования методами
кредитно-денежной и валютной политики в принципе ограничены. Поддержание макроэкономического равновесия и благоприятных условий для производственного и инвестиционного планирования способствует экономическому росту, но не порождает его, тем более – автоматически. Главные условия роста – это, во-первых, наличие пригодных для использования ресурсов и, во-вторых, эффективных хозяйствующих субъектов, способных эти ресурсы использовать. Если эти базовые условия есть, можно вести дискуссии и выбирать оптимальный вариант использования инструментов кредитно-денежной, валютной, таможенной политики и т.д. Если их нет – все это имеет вторичное значение, а самой важной задачей становится создание названных базисных условий. Конечно, в значительной степени наличие этих условий обусловлено историческими и иными объективными факторами, но и роль государства здесь является немаловажной. Государство может и должно через формирование и совершенствование системы общественных институтов способствовать увеличению экономических ресурсов, с одной стороны, и повышению эффективности хозяйствующих субъектов (в том числе через их селекцию) – с другой. Для этого существуют институциональные реформы, структурные реформы, промышленная политика.

2. Современная теория и практика макроэкономического регулирования
методами кредитно-денежной, валютной и отчасти фискальной политики подразумевают (часто просто по умолчанию) такую предпосылку, как наличие развитой рыночной экономики, большое количество эффективных производителей и сеть высокоразвитых экономических и общественных институтов. В этом смысле теория макроэкономического регулирования сконструирована и имеет смысл только или главным образом для развитых экономик. Для развивающихся экономик все эти манипуляции по большей части бессмысленны, так как в этих странах, во-первых, нет достаточно большого количества крупных производственных и финансовых компаний, способных реагировать на инструменты «тонкой настройки» кредитно-денежной сферы, а во-вторых – необходимых для этого институтов. Для таких стран безусловным приоритетом являются институциональные реформы и осмысленная промышленная политика.

3. То же следует сказать и об экономиках с преобладанием сырьевого
сектора: инструменты макроэкономического регулирования не могут эффективно работать в хозяйстве, основу которого составляет небольшое число крупных сырьедобывающих экспортеров. Экспортеры сырья мало зависят от состояния внутренней конъюнктуры и финансовых рынков внутри страны; их инвестиции обусловлены в большей степени глобальной конъюнктурой и политическим климатом; сами они в значительной степени ощущают себя глобализированными компаниями и составными частями мировой системы хозяйственных отношений, связанными со своими собственными экономиками скорее административно, нежели через плотную сеть хозяйственных связей (см. также [168]). Поэтому поддержание макроэкономического равновесия в рамках национальной экономики хотя и играет определенную положительную роль, еще не является достаточным условием для расширения производства и инвестиций нефтяными, газовыми и другими сырьевыми компаниями, которые в своем поведении больше ориентируются на мировую конъюнктуру и глобальные экономические сдвиги и тенденции.

Из вышеизложенного следует вывод: признавая важность всего арсенала инструментов рыночного макроэкономического регулирования (прежде всего посредством мер кредитно-денежного регулирования), мы должны понимать, что они являются эффективными и действенными лишь при определенных условиях. Главные из них: развитая и диверсифицированная экономическая структура с большим количеством конкурентных эффективных фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои функции административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия, тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно, мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику, в которой доминируют крупные монополии, которая в целом мало поддается их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода экономике крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэкономическая политика в такой экономике не нужна – напротив, она, безусловно, необходима, но, во-первых, ей нужен особый инструментарий, учитывающий состояние ее производственной и институциональной базы, и, во-вторых, она может сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему здесь должны быть меры иного характера – меры, которые воздействуют на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами, как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно и непосредственно.

Тема 6 Анализ факторов, влияющих на эффективность внешнеэкономической деятельности

Задачи и методы анализа факторов, влияющих на эффективность внешнеэкономических операций. Классификация факторов. Рыночные факторы. Цикличность развития экономики. Цены и методы из расчета. Инфляция. Валютные курсы. Формы расчетов в ВЭД. Влияние кредитной формы расчета на эффективность сделки. Налоги и субсидии. Методы регулирования ВЭД за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: