В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов.
Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности.
По этому принципу услуг подразделяются на следующие группы:
- услуги торговли;
- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания и т. д.);
- услуги транспорта;
- услуги связи и информационное обслуживание;
- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
- услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и др.);
|
|
- услуги образования, культуры и искусства;
- наука и научное обслуживание;
- услуги здравоохранения, включая физкультуру и спорт;
- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
- услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т. п.);
- услуги государственного управления.
В настоящее время в экономической литературе и классификаторах применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.
Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением, формами предоставления и способом оплаты.
По характеру оказываемые услуги имеют ярко выраженную отраслевую направленность:
- ремонт бытовых машин и приборов, изготовление новой продукции;
- услуги сельскохозяйственного, гигиенического и ритуального характера;
- транспортные, торговые, информационные, прокатные услуги;
- строительство, ремонт жилья, художественные работы и производство изделий народного творчества;
- образовательные, медицинские и др.
По целевому назначению услуги подразделяются на следующие группы:
- услуги по ремонту и уходу за вещами населения, имеющие целью восстановление потребительских свойств предметов бытового назначения, ремонт одежды, обуви, химчистка и крашение изделий и т. д.);
|
|
- услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения, т. е. создание новых потребительских стоимостей (пошив одежды, вязание трикотажных изделий, изготовление мебели, строительство жилья и т. д.);
- услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские, санитарно-гигиенические и медицинские услуги, прокат предметов культурно-бытового назначения и т. д.);
- справочно-информационные и посреднические, туристические и другие услуги;
- услуги по удовлетворению потребностей человека как личности (образовательные, культурные).
Особое значение имеет деление услуг на платные, бесплатные и смешанные. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики.
В отличие от бесплатных услуг, платные услуги обладают следующими свойствами:
- индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
- конкурентность, отсутствие монопольного положения. Большая часть услуг занимает промежуточное положение.
Соотношение этих групп услуг не является постоянным и зависит от степени развития рыночных отношений в стране.
По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом:
- услуги, оплачиваемые в порядке предварительного полного или частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов;
- услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантийный ремонт машин и аппаратов бытового назначения);
- услуги, оплачиваемые в рассрочку, т. е. предоставляемые в кредит.
Функциональная классификация услуг по видам деятельности, на которые направлены услуги, предполагает деление услуг на пять групп:
- производственные – лизинг, инжиниринг, техническое обслуживание производственного оборудования, ремонт технических коммуникаций и т. п.;
- потребительские – так называемые массовые услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем);
- профессиональные – страховые, финансовые, банковские, рекламные, консультационные;
- распределительные – транспортно-экспедиционные, услуги связи, торговли;
- услуги личностного характера – непроизводственные (парикмахерские, фотоателье и т. д.);
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколько классов:
- осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (химчистка и прачечные, ремонт и содержание оборудования, ветеринарные услуги, охрана и др.);
- осязаемые действия, направленные на тело человека (фитнес-центры, рестораны и кафе, салоны красоты);
- неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио– и телевещание, театры, музеи, информационные услуги, удовлетворение религиозных потребностей).
По комплексности услуги подразделяются на простые и сложные (комплексное обслуживание). Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц – это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга потребителей. Их сложно отнести к определенной подгруппе, какая бы классификация не использовалась.
Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий куплю-продажу товара.
В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), основанная на использовании иерархической системы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.
|
|
Классификация включает следующие группы услуг населению:
– бытовые услуги;
– услуги пассажирского транспорта;
– услуги связи;
– жилищно-коммунальные услуги;
– услуги учреждений культуры;
– туристические и экскурсионные услуги;
– услуги физической культуры и спорта;
– медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;
– услуги правового характера;
– услуги банков;
– услуги в системе образования;
– услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
– прочие услуги.
Классификатор имеет 4 ступени деления. Классификатор выделяет 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруппы, подгруппы – на виды, виды – на единичные услуги.
Структура кодового обозначения объекта классификации показана на рис. 1.7.1.
Рис. 1.7.1. Структура кодового обозначения объекта классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению
Пример обозначения объекта классификации в ОКУН:
Бытовые услуги | Химическая чистка и крашение, услуги прачечных | Химическая чистка | Химическая чистка мягких игрушек | Контрольное число |