Политическое мнение эпохи Возрождения и Нового времени. Политические учения Запада в начале XX в

В эпоху Возрождения политическая мысль начинает освобож-даться от основ теологической догматики. Буржуазия, которая форми-руется, стремится создать светскую политическую теорию. В центре политической проблематики выдвигаются вопросы свободы личности, общественной воли, политического равенства, и т. д.

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, итальянский философ Никколо Макиавелли (1469 – 1527), следом за Аристотелем, внес серьезный вклад в создание современной политологии. На протяжении 14 лет он занимал должность секретаря Флорентийской республики. Его основные произведения: "Государь", "История Флоренции", "Рассуждения, о первой декаде Тита Ливия".

Макиавелли освободился от теологии во взглядах на политику, выделил политику в самостоятельную науку, в первый ввел понятие "государство" (stato) как специфическую политическую организацию, создал политическую психологию. Политическая наука, по мнению Макиавелли, должна заниматься не иллюзиями, а реальными проблемами.

Политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали, названа именем Макиавелли – "макиавеллизмом". Однако сам Макиавелли выразительно не проповедовал политическую аморальность и насилие. В произведении "Государь" он указывал, что единственная цель, которая оправдывает аморальные средства, – это создание и сохранение государства. Во имя государства можно нарушить и принципы религии и саму мораль.

Классиком политических учений Нового времени и её представителем является выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс ( 1588 – 1679). В основе его политической теории – определенное представление о природе человека. Природа человека эгоистична, порочна. "Война против всех" – "естественное состояние рода чело-веческого". Поэтому для обеспечения общего согласия необходимо создание государства и системы его абсолютной власти. В основе авторитарной концепции Томаса Гоббса лежит твердое ограничение политической воли граждан при сохранении и гарантировании экономической воли.

В 1688 г. в Англии состоялся государственный переворот. Король Вильгельм Оранский установил конституционную монархию. Буржуазия получила реальную власть. Между дворянством и буржуазией был заключен компромисс, между ними была разделена государственная власть.

Идеологом социального компромисса между дворянством и буржу-азией стал мыслитель Англии XVII в. Джон Локк (1632 – 1704). Свои политические взгляды он изложил в работе “Два трактата о государ-ственном правлении”. Идеи Дж. Локка послужили основой либерального направления развития политического мысли Нового времени. Локк продолжает развивать теорию общественного договора. Локк рас-сматривает государство как результат договора с ним людей, объеди-ненных добровольно в политическое общество. Локк выделяет полити-ческую власть от других видов власти с ее необходимыми атрибутами – законом и силой. Государство, считает Локк, не должно наседать на естественные права человека, в том числе на политические и эконо-мические (право собственности, воля веры, совести, мыслей и т. д.). Права человека имеют верх над любыми государственными правами. Государство, в соответствии с концепцией Локка, – это средство выполнения и гарантированной защиты прав человека. Отсюда и развитие Локком идеи о разделении законодательной, исполнительной и федеративной власти.

Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) развивает идею разделения властей. В соответствии со взглядами Ш-Л. Монтескьё, основной принцип демократического государства – это принцип разделения и независимости власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Социально-политические взгляды Жана-Жака Руссо (1712 – 1778), французского философа, писателя, положили начало новому направле-нию политической мысли Нового времени – радикально демократи-ческому. Главное произведение Ж.-Ж. Руссо – "Об общественном договоре". Общественный договор, по мнению ученого, – это результат достижения народом в целом политической и моральной зрелости. Это не договор между подданными и правителями. Это соглашение равных между собой субъектов. По условиям договора суверенитет при-надлежит народу, то есть народный суверенитет, по мнению Ж.-Ж. Руссо, – это основной принцип демократического порядка. Подчеркивая неделимость суверенитета, философ, выступил против теории разделения власти.

Яркими представителями политической мысли XVIII в. были немецкие мыслители И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель. И. Кант. Он же заложил основы современной концепции правового государства. И. Фихте рассматривает государство как идеальное средство развития общества. Его взглядам свойственны идеи немецкого шовинизма.

Выдающийся немецкий философ-идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) стал продолжателем авторитарного направления политической мысли. Его основной работой по полити-ческой тематике является "Философия права" (1820). Он исследует два ключевых понятия: гражданское общество и государство. Гегель не отрицает необходимость гражданского общества. С его точки зрения оно представляет сферу реализации интересов частных лиц, сферу, которая состоит из разных слоев населения (дворян, крестьян, хлеборобов и т. д.). Гражданскому обществу Гегель отводит роль только экономической деятельности. Сфера политической деятельности, с точки зрения Г. Ге-геля, должна принадлежать только государству.

В первой половине XIX в. важнейшим направлением европейской политической мысли становится консерватизм. Идеология консерватиз-ма ‑ это закономерная реакция на результаты Французской революции в 1789 г., стремлениям сохранить традиции, прежние порядки, идеализировать феодализм, отстоять принципы монархии, сословной иерархии. Наиболее влиятельными представителями консерватизма выступили английский политический философ Эдмунд Берк (1729 – 1797), французские политические философы, Леон Бональд (1804 – 1840), Жозеф де Местр (1753 – 1821) и др.

Во второй половине XIX и начале XX в. продолжает развиваться либеральное направление политической мысли. В либеральных теориях основное внимание уделяется проблемам воли индивида, взаимоотношениям личности и государства в сфере частной собственности, рассматриваются вопросы о роли парламента, политических партий.

Либеральную политическую теорию развивает французский мыслитель Алексис Токвиль (1805 – 1859). Ученый исследует негативные и позитивные стороны демократии. К первым он относит политическую тиранию большинства. Нейтрализующим фактором негативных последствий демократии А. Токвиль считает добровольные политические и общественные объединения граждан. К середине XIX в. с ростом промышленного капитализма и развития демократии в Запад-ной Европе, либеральная мысль стала больше ориентироваться на социальные проблемы.

Значительный вклад в развитие политологии внес Макс Вебер (1864 – 1920). Начиная с М. Вебера в западной социологии разраба-тывается теория бюрократии. Ученый утверждает, что в современном капиталистическом обществе политическая жизнь в решающей степени определяется бюрократией – быстро растущим слоем профес-сиональных управляющих. Современное общество имеет тенденцию к общей рационализации, проникновению во все сферы научной органи-зации и господству бюрократии в структуре власти. Вебер в разработан-ной им теории демократии основное внимание уделяет механизму соци-ального контроля над бюрократией. В этом механизме Вебером ра-смотрены три типа господства: харизматическое, традиционное и легальное.

Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она сложилась давно на основе традиций и норм. Второй тип господства – харизматичный. Харизма-тичное господство базируется на вере управляемых в особенные каче-ства правителя. Такими, отмечал М. Вебер, является революционный вождь, дальновидный государственный деятель, который спасает страну от кризиса, религиозный пророк. И, наконец, легальное господство – это господство правового государства, в котором подчиняются не личности, а законам.

В середине XIX в. в Западной Европе формируется одно из влиятельных направлений политической мысли – марксизм, который является наследником всех предыдущих радикально демо кратических идей. Ее творцами являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Енгельс (1820 – 1895). В основе марксизма лежит идея поэтапного закономерного развития общества, движения его от одной общественно-экономической формации к другой путем социальных революций. В соответствии с марксизмом, основная причина социаль-ных революций лежит в изменениях, которые происходят в способе производства материальных благ. Противоречия в обществе между классами можно решить только придя к бесклассовому обществу, высшей стадии своего развития – коммунизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: