Этапы становления и развития политической мысли

Основные этапы Характерные признаки Основные Представители
     
Политические учения Древнего Китая . Постепенное освобождение взглядов от мифологической формы; их разви-тие в пределах философии. В центре внимания – проблемы эффективного управления и оптимального админи-стрирования. Конфуций, Моцзи, Шан Ян, Лао-цзи, Шень Бу-Хай
Политические теории Античности Обособление политических взглядов в самостоятельный подраздел филосо-фии. Логико-понятийный анализ поли-тических институтов и процессов, вы-работка научных принципов поли-тической морали и философии. Заро-ждение политической юриспруденции. Анализ происхождения и сущности государства, классификация его форм, поиск наилучшей, идеальной формы правления Сократ, Платон, Аристотель, Поли-бий, Цицерон.
Политические учения Средневековья Развитие социально-политической мы-сли преимущественно усилиями рели-гиозных деятелей и философов. Обос-нование теологической теории поли-тической власти. Идея примата церкви над государством и божьего проис-хождения монархической власти. Аврелий Августин, Фома Аквинский, Марселий Паду-анский, Джон Фор-тескью
Политические учения епохи Возрождения и Реформации Гуманизация и секуляризация полити-ческой теории и практики, распростра-нения принципа индивидуализма. Анализ проблем прав и свобод чело-века, закона и государства, возмож-ности сопротивления, монарху. Концепция республиканизма, идея на-родного суверенитета. Идея утвер-ждения общего равенства людей. Леонардо Бруни, Николло Макиа-велли, Жан Боден Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Томас Мор, Томазо Кампанел-ла

Окончание табл. 1

     
Политические учения Нового времени Становление и развитие теорий естес-твенного права и общественного дого-вора. Обоснование необходимости разделения власти и идеи вер-ховенства закона. Формирование кон-цепции прав человека и гражданина. Формирование либеральной, ради-кально демократической и консер-вативной парадигм политического мы-шления. Концепции правового госуд-арства и гражданского общества Т Гоббс,Дж. Локк, Шарль-Луи Мон-тескье, Жан-Жак Руссо, Джон Стю-арт Миль, Едмунд Берк, Иммануил Кант, Г.-В.-Ф. Ге-гель
Становление политических учений конец XIX – нач. XX вв. Концептуальное завершение критичес-кого осмысления реалий индустриаль-но-рыночной цивилизации, исследова-ний капиталистического общества. Анализ сущности феномена власти. Выработка политической доктрины анархизма. Формирование политого-гии как науки, ориентация на научно-теоретическое осмысление политичес-кой жизни. Карл Маркс, Фри-дрих Энгельс, М. Бакунин, К. Ка-утский, Петр Кропоткин, Герберт Спенсер, Вильфредо Паре-то, Гаетано Моска, Макс Вебер.

Первые политические идеи зародились в глубокой древности в странах Древнего Востока (Китае, Египте, Индии, Вавилоне и др.). Политические структуры в этих странах отличались жесткой цен-трализацией, применением со стороны властей суровых, деспотических методов правления (так называемый феномен “восточной” деспотии).

Политико-правовые учения Древнего Востока основывались на религиозно мифологическом мировоззрении, носили прикладной характер (сведение всех проблем власти к средствам и методам ее осуществления), были тесно связаны с этикой, требованием этического совершенствования правителей.

Своеобразной была школа политической мысли в Древнем Китае. Ее основные направления сложились в V – III в. до н. э. Конфуцианство является самим влиятельным направлением древнекитайской мысли. Его основатель Конфуций (Кун Фу-цзи, 551 – 479 до н. э.) разработал концепцию управления государством, в основе которой лежат патриархально семейные принципы подчинения – по возрасту, как в семье. Государство, за Конфуцием, – это одна большая семья, где власть императора аналогична власти отца в семье, а отношения в государстве осуществляются на основе ненасильственных, гуманных принципов добропорядочности через систему соответствующих им "правил поведения" – норм и ритуалов. Только на основе ритуалов возможна власть, которая обеспечивает стабильность общества и эффективность его управления.

Крайне жестким вариантом решения проблемы управления обществом является концепция легизма. Наиболее последовательно она изложена Шан-Яном (400 – 338 до н. э.). Главной идеей легизма яв-ляется идея власти, основанная на законах и суровом наказании. По мнению Шан-Яна, когда народ сильнее своей власти, государство более слабо. «Слабым народом» может быть только запуганный, дисци-плинированный, народ единомышленников, который постоянно нахо-дится в рамках системы твердых законов и под страхом сурового наказания. Идеями легизма руководствовалась династия Цинь в конце III в. до н.э. Однако впоследствии официальной идеологией китайской империи стало конфуцианство.

В основе моизма, разработанной Мо-цзи (479 – 400 до н. э.) лежат идеи эгалитаризма (уравнительность). Сущность этих идей заключалась в принципе «казарменного» равноправия. Мо-цзи выдвигает идею естественного равенства людей, идею принадлежности верховной влас-ти народа, предположения, о договорном происхождении государства. В целом, к особенностям политических учений Древнего Востока, кроме религиозно мифологической основы, стоит отнести их прикладной ха-рактер, тесная связь с этикой, требование морального совер-шенствования правителей как возможности эффективного управления государством, традиционализм, консерватизм.

Зарождение политологии как науки состоялось в Древней Греции, которая дала человечеству великие имена Гомера, Гесиода, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Епикура, Поли-бия, стоиков и др.

Политическая свобода – фундаментальная ценность всей древнегреческой политической теории и практики. Это, конечно, была не общая, а избирательна свобода: рабы были вне этой свободы. Древняя Греция являла собой сложное образование из городов – государств. С XI – IX в. до н. э. эти города-государства превратились в само-руководящие демократические политические структуры – «полисы». Образование «полисов» в Древней Греции оказалось возможным благодаря развитию товарно-денежного обмена, частного производства, ремесел, земледелия, морской торговли, новых типов религии. Основным принципом античной демократии было активное участие большинства свободных граждан в политической жизни. Народные собрания, которые формировались гражданами, были носителем высшей суверенной власти.

Выдающийся философ Платон (427 – 347 до н. э.) разработал ряд идей в области политического знания. Он их излагает в диалогах “Государство”, “Политика”, “Законы”. Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей – это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений – это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей. С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе и характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его ocoбенности.

Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов-охранителей, ремесленников и земледельцев-производителей. Подобного рода разделение труда в государе по Платону, соответствует трем началам человеческой душ разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженная система воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. В-третьих, аристократическа форма правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее пред-ставителей. Олицетворением такого правления может быть либо один человек, либо несколько. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или и иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию [32, с. 112].

Платон является родоначальником тоталитарной формы государс-твенного строя, который предусматривает полный контроль государства над всеми областями жизни общества, личности. Ни семьи, ни личной жизни, и всеобщность – такая сущность платоновского “идеального государства”.

Выдающийся философ античного мира Аристотель (384 – 322 до н. э.) первым из ученых древности начал попытку разработки науки о политике. Основной политический труд Аристотеля – “Политика”. Политика, по мнению Аристотеля, тесно связанна с этикой, а государ-ство является результатом естественного развития (подобно семье), высшей формой человеческого общения. Именно в государстве завер-шается интерес человека как существа политического. В отличие от Платона, Аристотель выступает в защиту прав личности, частной собственности и семьи. Основная цель политики, по Аристотелю, – благо общества.

На основе анализа 158 греческих полисов Аристотель разрабатывает свою классификацию государственного правления (табл. 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: