Типология форм политического строя по Аристотелю

  Качественный критерий Количественный критерий
Власть
одного немногих многих
Правильные формы правления (ориентация на общественное благо) Монархия Аристократия Полития
Неправильные формы правления (ориентация на личное благо) Тирания Олигархия Демократия

Необходимо отметить, что Аристотель – сторонник “средних форм”: умеренности в имуществе, владычестве “среднего элемента”, который уравновешивает крайности. Для философа “полития” есть наилучшей из правильных форм. Основой аристократии является добродетель, олигархии – богатство, демократии – воля. “Полития”, по его мнению, совмещает эти три принципа, будучи правлением наилучших, богатых и помогающим бедным.

Аристотель первым сформировал идеи зависимости политического строя от размеров территории государства, численности населения и психологических качеств граждан.

В Средневековье последующее развитие политической мысли проходило в рамках решения вопроса о приоритете двух властей: духовной (церкви) и светской (государства). Установилось господство теологического (божественного) мировоззрения, был провозглашен божественный характер происхождения власти государства. В соответствии с взглядами Аврелия Августина (353 – 430) только церковь, как высшее выражение “Божьего царства” имеет верховенство над государством. Хотя государство является воплощением зла, ее власть необходима для обеспечения порядка и справедливостиd в государстве. В своем трактате “О граде Божьем” Аврелий Августин доводит преимущество духовной власти (“града божьего”) над властью светской (“земным градом”). По мнению Августина, духовная сфера выходит за пределы функций государства. Данная церкви от Бога моральное преимущество над властью светской, дает ей и право контроля над государственной властью.

Фома Аквинский (1227 – 1274) является творцом оригинальной теории закона, в соответствии с которой закон не только результат активности ума, но и выразитель воли правителя. Наилучшей формой правления Фома Аквинский считает монархию, что, наилучшим образом обеспечивает единство, стабильность общества. Облагородить поли-тику можно только на основе религиозного воспитания людей. Народ вправе сбросить правителя, который злоупотребляет властью, а значит и Бога, который нарушает заповеди (идея народного суверенитета).

Идею народного суверенитета развивает Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343) на основе политического опыта итальянских городов – государств. Последующее развитие политических идей происходило на основе богатого наследия классической Древности и Средневековья. Политические учения самых выдающихся мыслителей этого периода человеческой истории являются фундаментом современной науки о политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: