Выводы главы 11

Понятие "технология" в контексте исследования применяется на двух смысловых уровнях. Во-первых, с его помощью мы подчеркиваем нормативно-практическую ориентацию всей работы, нацеленной на решение конкретной общественно значимой задачи. Преобразующая социология в отличие от социологии рефлексивной насквозь технологична. Во-вторых, большая часть исследования посвящена описанию конкретных методик улучшения качества брачно-семейных отношений, которые (методики) и сами построены по технологическому принципу, и, сочетаясь друг с другом, строятся в технологическую цепочку. И, наконец, если уж рискнуть в целом охарактеризовать нашу работу, то хотелось бы, чтобы она производила впечатление более или менее целостного метода решения проблемы упадка социального института брака и семьи.

Становление преобразующей социологии зависит от того, насколько успешно будет решена чрезвычайно важная задача трансформации концептуальных схем в конкретные мероприятия, а также в эффективные механизмы их претворения в социальную действительность. Собственно говоря, это проблема не столько социологии, сколько всего нашего общества, не желающего отстать от своего будущего. Задача эта скорее политическая, чем чисто научная. Но и научная тоже. Вопрос адаптации "высокой" теории в социальную практику стоит сегодня на повестке дня как никогда остро. И дело здесь не только в отсутствии, а если наличии, то незаинтересованности и нерасторопности соответствующих организационных структур по реализации замыслов науки в конкретные материальные воплощения. Чрезвычайно вредно для дела совершенствования социальных отношений фактически параллельное существование отвлеченной от мира сего теории, с одной стороны, и прикованной к сиюминутным потребностям практики с другой. Знание вообще и социологическое знание, в частности, важно не само по себе (во всяком случае не только само по себе), но как важнейшая предпосылка к целеустремленному эффективному действию. Любое знание уже своим происхождением обязано практике. Нынешнее относительное обособление социологического знания от общественной преобразующей практики всего лишь временная фаза, свидетельствующая о его "детской болезни" роста. Постулировать возвращение социологического знания в сферу интересов практического переустройства общества приходится лишь в силу этого временного недостатка.

Мы в своей работе попытались представить в первую очередь вертикальное измерение исследования социальных механизмов укрепления брака, прослеживая взаимосвязь методологии, теории и некоторых конкретных методик повышения качества супружеских отношений. При переходе с одного "этажа" анализа на другой оказались неизбежными немалые потери эвристического потенциала предшествующего этапа исследования, что, впрочем, говорит лишь в пользу его дальнейшего продолжения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: