Откуда берутся науки о духе? Имена и основные идеи

Традиционно принято считать, что вся содержательная сторона знания присутствовала в первых философских системах античности в синкре­тическом виде. Приоритетным предметом исследований первых греческих ученых (которых называли в то время «историками», «географами», «физиологами») была природа. Однако одновременно с первыми натурфилософскими поэмами в Древней Греции появ­ляется, например, и «История» Геродота. Самого Геродота принято называть «отцом» если и не истории (некоторые современные исто­рики не находят у него того, что принято понимать под историей: описания уникальных исторических событий и/или исторических законов), то по крайней мере этнологии. Так что социально-гума­нитарное знание стало оформляться как самостоятельный предмет довольно рано.

Если у древнегреческих философов социальные и гуманитарные учения и познания были «включены» в натурфилософию, то в эпоху софистов усилиями Протагора, Горгия и Продика создаются предпо­сылки для выделения некоторых отраслей этого знания в отдельные дисциплины. В первую очередь это касалось риторики, искусства весьма востребованного в демократических Афинах. Уже в «Диало­гах» Платона разбираются вопросы, ставшие ключевыми для лин­гвистики (диалог «Кратил»), политологии (диалог «Государство»), права («Законы»). Аристотель закладывает основы и перспективы для появления и развития грамматики, риторики, теории литера­туры, этики, политики и т. д. В дальнейшем сфера социально-гума­нитарного знания развивается по пути дифференциации предметов и специализации методов исследования. Благодаря деятельности александрийских и пергамских библиотекарей филология становит­ся самодостаточной дисциплиной и разрабатывает смежные дисцип­лины — историю, грамматику, риторику, поэтику, текстологию.

Античная эпоха оставила довольно большое количество текстов, имеющих историческое и этнографическое содержание. Геродот, Страбон, Тацит и многие другие античные авторы донесли до нас уникальные сведения о народах и событиях той эпохи. Но главное, что они заложили основы традиции и жанра, в котором продолжали работать в более позднее время средневековые византийские, евро­пейские и арабские философы, политики и историки (Лев Диакон, Константин Багрянородный, Фома Аквинский, Ибн-Фадлан). И дело не ограничивалось описанием и переписыванием ошибочных, с точ­ки зрения современной науки, социологических и исторических ма­териалов. Перу средневекового арабского философа Ибн Халдуна (1332-1406) принадлежит первая попытка создания «науки о куль­туре», которая, как и работы Никколо Макиавелли, должна была служить руководством в политической деятельности (не секрет, что и современная этнология складывалась под воздействием колони­альной политики). Фома Аквинский (1225/6-1274) в «Сумме тео­логии» пытается теоретически рационализировать экономическую жизнь. Но самое сильное влияние на становление и развитие соци­ально-гуманитарного знания оказали эпохи Возрождения и Великих географических открытий, когда древность и современность чело­веческого мира показались во всем своем многообразии и велико­лепии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: