Человек говорящий

В долгой и сложной эволюции человек проходил различные стадии: "человек прямоходящий", "человек умелый", "человек разумный". Утверждают, что наше время надо было назвать эрой "человека говорящего" — homo loquens. В самом деле, передача и прием словесной информации требуют организации специальных отраслей в народном хозяйстве, специальных учреждений. Работают радиокомитеты и телецентры, телеграф, телефонные узлы, газетные, журнальные и книжные издательства и типографии, театры и кино... Миллионы людей заняты созданием текстов и их передачей! И миллиарды — их восприятием. Ведь каждый из нас, даже не сказав за день и двух слов, все равно участвует в этой деятельности: слушает радио, читает газеты, смотрит телевизионные передачи. Сегодня информация передается на огромные расстояния почти мгновенно, действуют телемосты и общение возможно с представителями самых разных стран. Есть немало людей, для которых профессиональная деятельность связана с употреблением языка, с речью. Это учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений, сами учащиеся, журналисты, врачи, работники сферы обслуживания. А какое громадное значение имеет умение общаться для воспитателя детского сада и как редко нам удается порадоваться такому умению! Всегда ли хорошо, правильно общаются родители с детьми? А подростки со взрослыми? А старики с молодежью? Всегда ли и все хорошо в этом смысле у пассажиров в транспорте или у стоящих в очереди? Есть и другая сторона — наши разговоры с близкими и друзьями, с коллегами, наше обиходное бытовое и деловое общение. В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он так или иначе общается с другими людьми.

Общение необходимо и в процессе совместной согласованной трудовой общественной деятельности, и в процессе создания и укрепления семьи, в воспитании детей, и в повседневном обиходе.

Поэтому каждому из нас прежде всего полезно разобраться хотя бы в самых общих вопросах, касающихся общения как такового и культуры общения, а также речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, "упакованную" в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это говорение и написание; два — в восприятии текста, заложенной в нем информации — это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов — сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы, их изучает теория речевой деятельности. Особенно трудной в этом ряду оказывается работа переводчика, который принимает информацию на одном языке, перекодирует ее на другой язык, на котором и производит текст.

Разными видами речевой деятельности (конечно, в зависимости от своей профессии) человек занимается в неодинаковой степени, отдает им свое время неравномерно. Больше всего мы, вероятно, слушаем. Слушаем радио- и телевизионную речь, слушаем лекции и доклады, слушаем начальника и соседа, жену и друга... Немало и читаем, особенно газет. Есть профессионалы в говорении и любители поговорить. Меньше всего мы, видимо, пишем (в тот период, когда закончили учебу), если этот вид речевой деятельности не связан с нашей профессией. Все меньше пишем писем, все больше заменяем их разговорами по телефону. В Японии, например, исследовали, какими видами речевой деятельности и сколько времени занимается средний житель страны1.

Речевое общение — это обмен информацией (текстами), в таком обмене действуют по крайней мере двое — передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем речевые взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами тактики речевых ходов. В сущности, в любой речевой деятельности так или иначе происходит общение: читая научную статью или рассказ, я "общаюсь" с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

Общение — очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией — со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой — со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров, и мн. др.; этнографией — со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядового; даже врачи-психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодоления2.

Общаться надо уметь. И учиться этому. И воспитывать в себе, в окружающих, в детях культуру общения. А сначала полезно подробнее узнать, что же такое общение.

—————————————

1 См. об этом: Неверов С.В. Общественно-языковая практика современной Японии. М., 1982.

2 См.: Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: