Происхождение (этимология) термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание; понятие связано с земледелием, участием первобытного человека в овладении силами природы, искусственным взращиванием растений. Для первобытной культуры характерен синкретизм. Природа, культура в сознании человека слиты, соединены, не расчленены.
(Смотрите раздел III. Словарь. Термины.).
Содержание понятия «культура» изменялось исторически.
Таблица: соответствие между исторической эпохой и определением понятия «культура».
Историческая эпоха | Определение понятия «культура» |
Первобытная | обработка, возделывание |
Античность | воспитание в человеке меры, гармонии и порядка |
Средневековье | духовное совершенствование человека через богослужение |
Возрождение | воссоздание гуманизма, универсально развитого человека |
Новое время. Эпоха Просвещения | жесткое разграничение между природой и культурой, развитие знаний, образования, нравственности через культуру - «вторую природу» |
Новейшее время | мир идей, ценностей, символов |
Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Тайлор (1832-1917гг.) разработал метод типологического сравнения культуры. С Тайлора начинается научный подход к культуре, поэтому его определение культуры считается классическим. Э. Тайлор понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Смотрите раздел III – Словарь. Персоналии.).
|
|
Однако эти воззрения основывались на идеях эволюционизм а, постепенного поступательного движения народов от дикости, варварства к культурным ценностям. Культура мыслилась в одной-единственной форме – европейской. Такая позиция получила название европоцентризма. Ее сторонники были убеждены, что перспектива войти в культуру у других народов появилась только с момента открытия их европейцами, что оправдывало колониальную экспансию особой культурной миссией европейцев. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины).
В культурологических концепциях XX-XXI веков утвердилась идея поликультурности.Человечество создало множество локальных, самоценных культур, которых нельзя делить на высшие и низшие, развитые и неразвитые, совершенные и несовершенные. В каждой культуре воплотился исторический и жизненный опыт народа, его ценностный и духовный потенциал. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины. Персоналии.- концепция культурно-исторических типов, теория «локальных цивилизаций» Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби).
|
|
В современной научной литературе присутствует более 1000 определений понятия «культура». Многообразие определений говорит о сложности и многоуровневом характере самого феномена культуры. Классификация определений культуры проделана К.Клакхоном и А.Кребером в середине ХХ века. (Смотрите раздел III – Словарь. Персоналии.).
При всем многообразии определений можно выделить у всех авторов общие характеристики: культура - это сущностная характеристика человека, отличающего его от животного; человек создает искусственный мир идей, ценностей, символов, который противостоит миру природы; культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе. Культура – сложное системно самоорганизованное целое, сеть отношений созданной человеком культуры к природе, обществу и самому человеку.
Функции (действия, влияния) культуры:
1) адаптивная – приспособление к среде (климат, география), изменение природной среды, создание культурной среды обитания.
2) знаковая, сигнификативная – функция присвоения имен. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасность.
3) познавательная (гносеологическая) – накопление знаний через науку и иррациональные системы.
4) информативно-трансляционная – межпоколенная трансляция опыта через коды, знаковые системы. Формы трансляции – рефлексивные (осознаваемые): обучение, воспитание; нерефлексивные (неосознаваемые): подражание окружающим.
5) коммуникативная – общение человека с себе подобным для решения задач. Вербальные средства – речь, невербальные – мимика, жесты, позы, одежда. Важнейшим изобретением стала письменность (знаковая система).
6) интегративная – объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей, контактов государств, народов (этносов), способствует сплочению человечества.
7) нормативная (регулятивная) – система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре. Нормы разрешительные и запретительные. Уровни регуляции: мораль, право, обычаи, традиции, элементарно-бытовые.
8) аксиологическая (оценочная) – формирование системы ценностей, т.к. значимость предметов и явлений для жизни неодинакова.
9) социализация – процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе. В отличие от животного у человека нет врожденных программ. Он получает их от культуры в семье, взрослых, сверстников. В детстве на 70% формируется личность, но социализация происходит всю жизнь и обеспечивает стабильность культуры и общества.
10) инкультурация – процесс усвоения культуры,навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социокультурной группы.
Все функции переплетены, классификация условная.
Сводная таблица:
Функции культуры | Определение функции культуры |
адаптивная | приспособление к среде |
гносеологическая | познавательная, накопление знаний через науку и иррациональные системы |
информативно-трансляционная | межпоколенная передача опыта через коды, знаковые системы |
коммуникативная | общение человека с себе подобным для решения задач |
интегративная | объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей |
регулятивная | система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре |
аксиологическая | формирование системы ценностей |
инкультурация | процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социальной группы |
социализация | процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе |
|
|