Массовая и элитарная культура выделяются в структурепо объему и качеству потребления.
Массовая культура ориентирует свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», не имеет высокого качества, для ее восприятия не нужно образование. Массовая культура– совокупность общемировых потребительских элементов культуры в больших объемах промышленным способом. Культура повседневной жизни через СМИ, стадионы для огромных масс людей. Массовая культура связана с индустриальным обществом, НТП, утвердилась с середины ХХ века в сфере развлечений.
Элитарная культура (от франц.elite-лучшее) – культура «верхушки» общества, властной, богатой, - и творческой части деятелей искусства и науки. Элита позволяет себе предметы высокого качества, уникальные, ценные. Интеллигенцию отличают творческая независимость, философское глубокое познание мира, эстетическая свобода. Элита обеспечивает прогресс и развитие культуры.
Таблица: сравнение массовой и элитарной культур
|
|
Черты массовой культуры | Черты элитарной культуры |
Унифицированность (единая для всех). | Индивидуальность. |
Тривиальность (обычность). | Оригинальность. |
Простота, доступность. | Закрытость, зашифрованность символов культуры. |
Минимум изобразительных средств. | Широкий спектр выразительности. |
Стереотипы. | Творчество, поиски новых средств и путей развития культуры. |
(Смотрите раздел III – Словарь. Термины.)