Морфология – раздел культурологии, изучающий ее внутреннее строение, типичные формы культуры.
В структуре культуры выделяются обыденный и специализированный уровни.
Ø Обыденная – повседневная культура. Человек осваивает ее в семье, с друзьями, соседями через образцы поведения, оценивая обычаи и нравы, через средства массовой коммуникации. В обыденной культуре можно выделить 3 функциональных блока. Организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль. Познавательному блоку – суеверия, обыденная эстетика и этика, практическое знание, народная мудрость. Трансляционному блоку – передача культурного опыта посредством игры, бесед, советов, слухов.
Ø Специализированная – профессиональная культура. В организационном блоке – хозяйственная, политическая, правовая. В познавательном блоке – социально значимое знание (религиозное, научное, философское, художественное). В трансляционном – каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура). Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную и обыденную жизнь, которые могут взаимодействовать и конфликтовать.
|
|
Критерии структурирования, классификации культур:
Ø Культуры различаются по лингвистическому критерию (англосаксонская, словенская).
Ø Выделяются культуры по региональному критерию(российская, европейская);
Ø По социальному и экономическому критерию (крестьянская, дворянская; городская, деревенская, кочевая, земледельческая);
Ø По религиозному критерию (христианская, исламская);
Ø По материальному и духовному.Вещи – основа материальной культуры. Искусственно созданный человеком материальный и не материальный продукт называется артефактом. Основу духовной культуры составляют знания. В понятие «духовная культура» входит мифология, религия, искусство.
Ø Различают локальные и глобальные культуры. Локальная культура – конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими (этническими, национальными) чертами. Глобальная – мировая культура.
Ø Массовая и элитарная культура различаются по объему и качеству потребления.
Ø По роли в обществе ранжируются срединная (доминирующая, господствующая), контркультура (противостоящая господствующей), субкультура (отдельная, автономная), маргинальная (пограничная).
Сводная таблица: структура культуры
Компоненты культуры | Название критерия структурирования |
1) крестьянская, дворянская; городская, деревенская, кочевая, земледельческая | 1) социально-экономический |
2) российская, европейская | 2) региональный |
3) англосаксонская, словенская | 3) лингвистический |
4) артефакты, мифология, искусство | 4) материально-духовный |
5) универсальные черты разных культур | 5) глобальный |
6) конкретные, специфические черты этноса | 6) локальный |
7) усредненный потребитель, невысокое качество | 7) массовый |
8) высокое качество, дорогая продукция | 8) элитарный |
9) доминирующая | 9) срединный |
10) противостоящая господствующей | 10) контркультура |
11) пограничная | 11) маргинальный |
12) отдельная, автономная | 12) субкультура |
Формы (сферы) существования культуры:хозяйство, наука, техника, право, политика, искусство, мораль, философия, религия.
|
|
Таблица: сферы культуры
СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ | КОМПОНЕНТЫ |
Социальная культура | Нравственная, правовая, политическая |
Нравственная культура | Ценности (идеалы) и нормы поведения |
Правовая культура | Юриспруденция (законы), система охраны общественного порядка (правопорядок), общественное мнение |
Политическая культура | Управленческая властная деятельность, идеология |
Духовная культура | Мифология, религия, искусство, философия |
Мифология | Вымысел, принимаемый за правду |
Религиозная культура | Конфессии, мистика, бытовая магия |
Художественная культура | Создание произведений искусства в форме образов |
Технологическая культура | Наука, техника, инженерия |
Научная культура | Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика |
Материально-техническая культура | Превращение природы в культуру, создание артефактов |
Хозяйственная культура | Экономика, торговля, домашнее хозяйство |
Физическая культура | Спорт, физкультура, туризм, здоровье, отдых, продолжение рода |
Комментарий к сферам культуры: мифология, религия, искусство, наука, техника.
Мифология – самая древняя система ценностей, исторически первая форма осмысления мира. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям, помогая чувственной ориентации человека и его деятельности. Развитие науки, рационального познания, часто обесценивает миф, но он не исчез. В современной культуре миф позволяет заострить тот или иной аспект ценности, гиперболизировать, преувеличить ее, подчеркнуть, поэтому мифологизация используется как усилитель.
Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхестественное.
Черты религии:
- вера в бога, совершенное духовное начало, которое стоит у истоков мира;
- возможность контакта с богом (в форме молитвы, культовых ритуалов, через посредника – пророка, посредством выбора ценностей добра или зла);
- вера в бессмертие души, в загробную жизнь;
- бинарность (двойственность) религиозного сознания (бог и дьявол, душа и плоть, добро и зло, человек и природа, земной и потусторонний мир);
- социальный институт, организующий деятельность верующих людей, в форме церкви со своей иерархией, секты, деноминации (религиозное объединение, формирующееся открыто, в отличие от секты);
- Национальные религии (китайское конфуцианство, японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм).
Искусство – сфера культуры, форма эстетического освоения мира через образы и творческое воображение. Эстетика – учение о прекрасном. В искусстве человек отражает свой жизненный опыт в вымышленной форме, образе, созданном человеком. Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, общезначимое, родовое. В основе искусства лежит понятие прекрасного. Представления о прекрасном изменчивы. Они меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу, зависят от индивидуальности (необычные с точки зрения общего мнения представления художника о прекрасном).
|
|
Содержание и форма в искусстве. Содержание – это те идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя или зрителя. Содержание – самое главное в искусстве. Содержание не может быть донесено без формы. В качестве формы могут выступать слова (художественная литература), изображения (живопись, кино, телевидение), пространственные формы (скульптура), тело человека и его движения (танец, пантомима), звуки (музыка).
Формы искусства по классификации подразделяются на временные, пространственные, пространственно-временные.
Временные – литература и музыка.
Пространственные – скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство.
Пространственно-временные (синтетические) – танец, театр, кино.
Наука – рациональная система объяснения мира, пространство, где вызревает разум. Культура – пространство духа. Пути развития науки и культуры нетождественны. Наука способствует получению объективных знаний и не задается вопросом для каких целей это делается. Главная социальная функция науки – усовершенствование жизнедеятельности человека, создание цивилизации, рационально-технической формы бытия. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука приводит к одномерности человека как личности. Первый признак разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей материальными. Наука выполняет цивилизующую функцию, а культура – одухотворяющую. С наукоемкостью культуры должна возрастать гуманность как показатель человечности исторического прогресса, гармонизируя науку и мораль.
Техника – мастерство, система навыков в том или ином виде деятельности, инструментальные средства по преобразованию природы, продукт человеческой цивилизации, неотъемлемый элемент социодинамики, часть общественного прогресса.
Техносфера – область применения техники. Непрерывный научно-технический прогресс привел к появлению технократии - направлению общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами НТП (научно-технического прогресса).
|
|
В современной культуре наступил кризис отношений техники и человека, порожденной технотронной цивилизацией, техногенными катастрофами. Новыми аспектами во взаимоотношениях человек-техника являются: образ жизни человека в техносфере, отношения человек – машина, граница между искусственным и естественным интеллектом, природа и суть творчества. Пути решения проблемы техника-человек: интеграция технического и гуманитарного знания в преодолении технократизма, приоритет человека над машиной, сохранение человеческой идентичности, свободы, уникальности.
(Смотрите раздел III – Словарь. Термины.)