Обыденный и специализированный уровни. Сферы культуры

Морфология раздел культурологии, изучающий ее внутреннее строение, типичные формы культуры.

В структуре культуры выделяются обыденный и специализированный уровни.

Ø Обыденная – повседневная культура. Человек осваивает ее в семье, с друзьями, соседями через образцы поведения, оценивая обычаи и нравы, через средства массовой коммуникации. В обыденной культуре можно выделить 3 функциональных блока. Организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль. Познавательному блоку – суеверия, обыденная эстетика и этика, практическое знание, народная мудрость. Трансляционному блоку – передача культурного опыта посредством игры, бесед, советов, слухов.

Ø Специализированная – профессиональная культура. В организационном блоке – хозяйственная, политическая, правовая. В познавательном блоке – социально значимое знание (религиозное, научное, философское, художественное). В трансляционном – каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура). Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную и обыденную жизнь, которые могут взаимодействовать и конфликтовать.

Критерии структурирования, классификации культур:

Ø Культуры различаются по лингвистическому критерию (англосаксонская, словенская).

Ø Выделяются культуры по региональному критерию(российская, европейская);

Ø По социальному и экономическому критерию (крестьянская, дворянская; городская, деревенская, кочевая, земледельческая);

Ø По религиозному критерию (христианская, исламская);

Ø По материальному и духовному.Вещи – основа материальной культуры. Искусственно созданный человеком материальный и не материальный продукт называется артефактом. Основу духовной культуры составляют знания. В понятие «духовная культура» входит мифология, религия, искусство.

Ø Различают локальные и глобальные культуры. Локальная культура – конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими (этническими, национальными) чертами. Глобальная – мировая культура.

Ø Массовая и элитарная культура различаются по объему и качеству потребления.

Ø По роли в обществе ранжируются срединная (доминирующая, господствующая), контркультура (противостоящая господствующей), субкультура (отдельная, автономная), маргинальная (пограничная).

Сводная таблица: структура культуры

Компоненты культуры Название критерия структурирования
1) крестьянская, дворянская; городская, деревенская, кочевая, земледельческая 1) социально-экономический
2) российская, европейская 2) региональный
3) англосаксонская, словенская 3) лингвистический
4) артефакты, мифология, искусство 4) материально-духовный
5) универсальные черты разных культур 5) глобальный
6) конкретные, специфические черты этноса 6) локальный
7) усредненный потребитель, невысокое качество 7) массовый
8) высокое качество, дорогая продукция 8) элитарный
9) доминирующая 9) срединный
10) противостоящая господствующей 10) контркультура
11) пограничная 11) маргинальный
12) отдельная, автономная 12) субкультура

Формы (сферы) существования культуры:хозяйство, наука, техника, право, политика, искусство, мораль, философия, религия.

Таблица: сферы культуры

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КОМПОНЕНТЫ
Социальная культура Нравственная, правовая, политическая
Нравственная культура Ценности (идеалы) и нормы поведения
Правовая культура Юриспруденция (законы), система охраны общественного порядка (правопорядок), общественное мнение
Политическая культура Управленческая властная деятельность, идеология
Духовная культура Мифология, религия, искусство, философия
Мифология Вымысел, принимаемый за правду
Религиозная культура Конфессии, мистика, бытовая магия
Художественная культура Создание произведений искусства в форме образов
Технологическая культура Наука, техника, инженерия
Научная культура Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика
Материально-техническая культура Превращение природы в культуру, создание артефактов
Хозяйственная культура Экономика, торговля, домашнее хозяйство
Физическая культура Спорт, физкультура, туризм, здоровье, отдых, продолжение рода

Комментарий к сферам культуры: мифология, религия, искусство, наука, техника.

Мифология – самая древняя система ценностей, исторически первая форма осмысления мира. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям, помогая чувственной ориентации человека и его деятельности. Развитие науки, рационального познания, часто обесценивает миф, но он не исчез. В современной культуре миф позволяет заострить тот или иной аспект ценности, гиперболизировать, преувеличить ее, подчеркнуть, поэтому мифологизация используется как усилитель.

Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхестественное.

Черты религии:

- вера в бога, совершенное духовное начало, которое стоит у истоков мира;

- возможность контакта с богом (в форме молитвы, культовых ритуалов, через посредника – пророка, посредством выбора ценностей добра или зла);

- вера в бессмертие души, в загробную жизнь;

- бинарность (двойственность) религиозного сознания (бог и дьявол, душа и плоть, добро и зло, человек и природа, земной и потусторонний мир);

- социальный институт, организующий деятельность верующих людей, в форме церкви со своей иерархией, секты, деноминации (религиозное объединение, формирующееся открыто, в отличие от секты);

- Национальные религии (китайское конфуцианство, японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Искусство сфера культуры, форма эстетического освоения мира через образы и творческое воображение. Эстетика – учение о прекрасном. В искусстве человек отражает свой жизненный опыт в вымышленной форме, образе, созданном человеком. Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, общезначимое, родовое. В основе искусства лежит понятие прекрасного. Представления о прекрасном изменчивы. Они меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу, зависят от индивидуальности (необычные с точки зрения общего мнения представления художника о прекрасном).

Содержание и форма в искусстве. Содержание – это те идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя или зрителя. Содержание – самое главное в искусстве. Содержание не может быть донесено без формы. В качестве формы могут выступать слова (художественная литература), изображения (живопись, кино, телевидение), пространственные формы (скульптура), тело человека и его движения (танец, пантомима), звуки (музыка).

Формы искусства по классификации подразделяются на временные, пространственные, пространственно-временные.

Временные – литература и музыка.

Пространственные – скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство.

Пространственно-временные (синтетические) – танец, театр, кино.

Наука рациональная система объяснения мира, пространство, где вызревает разум. Культура – пространство духа. Пути развития науки и культуры нетождественны. Наука способствует получению объективных знаний и не задается вопросом для каких целей это делается. Главная социальная функция науки – усовершенствование жизнедеятельности человека, создание цивилизации, рационально-технической формы бытия. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука приводит к одномерности человека как личности. Первый признак разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей материальными. Наука выполняет цивилизующую функцию, а культура – одухотворяющую. С наукоемкостью культуры должна возрастать гуманность как показатель человечности исторического прогресса, гармонизируя науку и мораль.

Техника мастерство, система навыков в том или ином виде деятельности, инструментальные средства по преобразованию природы, продукт человеческой цивилизации, неотъемлемый элемент социодинамики, часть общественного прогресса.

Техносфера – область применения техники. Непрерывный научно-технический прогресс привел к появлению технократии - направлению общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами НТП (научно-технического прогресса).

В современной культуре наступил кризис отношений техники и человека, порожденной технотронной цивилизацией, техногенными катастрофами. Новыми аспектами во взаимоотношениях человек-техника являются: образ жизни человека в техносфере, отношения человек – машина, граница между искусственным и естественным интеллектом, природа и суть творчества. Пути решения проблемы техника-человек: интеграция технического и гуманитарного знания в преодолении технократизма, приоритет человека над машиной, сохранение человеческой идентичности, свободы, уникальности.

(Смотрите раздел III – Словарь. Термины.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: