Полный синтаксический разбор простого предложения

Коробовой Алёны гр. 401

«Части речи и члены предложения»

(2 часа)

Цели урока:

Образовательная: закрепить и систематизировать знания учеников о частях речи и членах предложения.

Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков, памяти, мышления, внимания.

Воспитательная: прививание интереса к изучению родного языка.

Ход урока (1 урок).

Орг. момент.

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

Доброе утро. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и оставьте строчку для темы урока.

Повторение

Полный синтаксический разбор простого предложения

Урок мы начнем с полного синтаксического разбора предложения. После которого вы должны будете сформулировать зачем мы его сделали.

Я не видел реки великолепнее Урала (предложение записано на доске, ученики записывают предложение в тетради). Дайте характеристику этому предложению.

План разбора предложения (предполагается, что дети уже знают этот план)

1. Записать предложение.

2. Подчеркнуть главные члены предложения, указать какой частью они выражены

3. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать, какой частью речи выражены.

4. Дать характеристику предложения:

1) по строению (полное, неполное (один из членов пропущен)

2) по количеству грамматических основ (простое, сложное; если сложное, указать вид: сложносочиненное ССП, сложноподчиненное СПП, бессоюзное сложное БСП)

3) по составу грамматической основы (двусоставное, односоставное)

4) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

5) по интонации (восклицательное, невосклицательное)

6) по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)

7) Чем осложнено (однородными членами, обособлениями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями).

8) Схема

Предполагаемый ответ ученика (один ученик выходит отвечать к доске, остальные оформляют разбор предложения в тетрадях, после того, как ученик закончит отвечать у доски, его одноклассник зачитывает то, что у него записано в тетради):

Предложение простое. Здесь одна грамматическая основа: я не видел. Я – подлежащее, выраженное личным местоимением. Не видел – простое глагольное сказуемое, в состав которого входит частица НЕ. В предложении присутствуют следующие второстепенные члены: реки – дополнение, выраженное существительным; великолепнее – определение, выраженное прилагательным сравнительной степени; Урала – дополнение, выраженное существительным. По цели высказывания предложение повествовательное; по интонации (эмоциональной окраске) – невосклицательное; по количеству грамматических основ (по строению) – простое, т.к. одна грамматическая основа; по составу грамматической основы – двусоставное, т.к. есть оба главных члена; по наличию второстепенных членов – распространенное, т.к. есть второстепенные члены; по строению - полное, т.к. нет опущенных членов. Однородных членов предложения нет.

Письменный разбор:

Полное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: