Студенты должны уметь провести все виды разбора по школьной методике

Студенты должны знать:

- правописание гласных в корне;

- правописание согласных в корне;

- правописание приставок;

- правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, причастий;

- правописание личных окончаний глагола;

- правописание наречий (слитное, раздельное, через дефис);

- правописание предлогов и союзов;

- правописание частиц; частицы НЕ и НИ;

- знаки препинания при однородных членах предложения;

- знаки препинания при обособленных членах предложения;

- вводные слова и предложения;

- знаки препинания в сложносочинённом предложении;

- знаки препинания в сложноподчинённом предложении;

- знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

- знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п.

1. Фонетический разбор: меня, утюг, тяжёлый.

2. Морфологический разбор: Сосенки становились всё выше.

3. Если бы я писал эту книгу не о музыке а вообще об искусстве я перешёл бы к рассказу о том как близки друг к другу искусства и как мы привыкнув замечать различия между ними часто не замечаем этой близости.

4. Лишь впоследствии я узнал что он посвятил ей задушевные строки где с большим поэтическим чувством вспоминает то далёкое время когда он был её учеником и воспитанником.

5. Чтение Корнеля распалявшее мозг моего героя по ночам незабываемые ощущения при выступлениях на улице запах душной маски которую кто раз надел тот никогда уже не снимет отравили наконец неудачливого юриста и однажды утром погасив над «Сидом» свои свечи он решил что настало его время чтобы удивить мир.

6. И участвуя в сюжете я смотрю со стороны как бегут мои столетья мои годы мои дни как сплетается с другими эта тоненькая нить где уже мне к сожаленью ничего не возвратить.

7. Морфологический разбор: Написанная этим художником картина поражала своей необычной красотой, нежностью всехприсутствующих.

8. Разбор слова по составу: шапочка, покупочка, вазочка, нахохотавшись, любил, любовь, люблю.

9. Расставитьзнаки препинания и сделать синтаксический разбор.

Легенда эта имеет свой драматический эпилог рассказ о том как Нестор окончив строительство и поглядев на завершё(н,нн)ый храм бросил свой плотничий топор в Онежское озеро ибо понял что ничего более прекрасного совершить невозможно.

10. Расставить знаки препинания.Определить частеречную принадлежность всех слов.

Благодаря хозяйку за радушный приём гости стали покидать этот прекрасный дом. Мимо нас промчался грузовик наполненный весёлой детворой мечтающей скорее оказаться дома.

11. Словообразовательный анализ: паровозный, малоупотребительный, мазь, разноцветный, раскрасавица, приземлиться.

12. Морфемный анализ слов: прочитав, пальто, окно, переговаривались.

13. Морфемный анализ слов: обличитель, кого-то, лисий, думая, прийти, целительный, заварной.

14. Морфологический разбор выделенных слов: Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имеет физические причины, но княжна Марья думала, что он что-то хотел сказать ей.

15. Морфемный анализ слов: жизнерадостность, армия, по-весеннему, шапочка, обновочка, плавильный, смотритель, общность, по-французски, обновление.

16. Словообразовательный анализ: разноцветный, вполголоса, заплыв, завуч, безденежье, нынешний, пересвистываться.

17. Морфологический разбор выделенных слов: Оборва…ый, грязный, хуже всех землекопов, он был самый общительный среди них.

18. Морфологический разбор выделенных слов: Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега.

19. Руские легенды помнят до сих пор о том что незабудки высаженные на могиле гусляра звенят тихими мерными мелодиями в которых рассказывается о сыновьей любви к Отчизне к милому и тёплому уголку родительскому дому.

20. Если мы серьёзно не поймём что всё живое на земле родственно связано одной колыбелью если мы не прекратим разрушения собственного дома то человек останется смертельно одиноким в унылой пустыне.

21. Морфеный анализ указанных слов: хлюпавший, гримасничая, отдай, отдающий, дважды.

22. Словообразовательный анализ слов: учительская (сущ.), трудновыполнимый, задуматься, удивительный, удаль, мечтательность.

23. Она сидела повернувшись спиной к передним столам за одним из которых помещался доктор и вполголоса разговаривала с простуженной библиотекаршей которая стояла наклонившись к Анне Фёдоровне и перешёптывалась с ней.

24. То он со злобой думал о том с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького слабого и гордого человека под его пистолетом то он с удивление чувствовал что из всех людей которых он знал никого бы он столько не желал иметь своим другом как этого ненавидимого им адъютанта.

25. Лежит передо мной письмо написанное тем старательным почерком какой бывает у школьников и пожилых людей чья жизнь сложилась так что не довелось получить им образование которое они смогли дать своим детям.

26. Когда я слышу это и вижу небо такое ясное вижу ветви деревьев траву под ногами чувствую как её нагрело солнышко как она вкусно пахнет делается так больно словно всё ушло от меня навсегда.

27. Словообразовательный анализ: разноцветный, синь, танцевальный.

28. Морфемный анализ: обувной, ущемление, объявить, жизненный, переодевание, покупка, истратив.

29. Фонетический разбор: стог, сшить, сбить, сжечь, яма.

30. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. Испуга…ые долгим отсутствием отца и молчанием матери они плакали размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчё…ый чугунок. Одинцова сидела прислонясь к стенке кресел и положив руку на руку слушала Базарова.

31. Определить частеречную принадлежность всех слов: Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные ветром подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

32. Морфологический разбор выделенных слов: Мне подарили интересную книгу. Три человека вернулись домой. В Китае женщины очень красиво вышивают не шёлке.

Определить склонение существительных: путь, человек, женщина, дочь, забияка, какаду, дым, армия, время, озеро.

33. Морфологический разбор выделенных слов: Сегодня состоялась встреча старых друзей. Никто не мог ответить на этот трудный вопрос. В одиннадцать раздался долгожданный звонок.

Определить разряды местоимений: некоторый, никакой, ему, собой, такой, каждый, кто, мой, у нас, всякий.

34. Морфологический разбор выделенных слов: После пятого сентября начались холодные осенние дожди. Этот человек удивил всех нас. Мы купили молоко, конфеты и хлеб.

Определить склонение имён существительных: пламя, путь, дым, армия, рука, забор, яблоко, нить, тишина, голубь.

Он знал что до сих пор его лучшая картина ещё не написана и поэтому искренне удивлялся шуму который всё чаще подымался вокруг его вещей.

Пробег

Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта.

По-белорусски

Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом

Вышеуказанный

Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка которая поколотила бойкую девчонку Нюрку привезли два воза дров.

Железнодорожный

Гул орудий и грохот взрывов расплескались по осенней земле.

Приморье

Я прервал Савельича вопросом сколько у меня всего денег.

Землянка

Бэла сидела на кровати в чёрном шёлковом бешмете, бледная, такая печальная что я испугался.

Эту песню не задушишь, не убьёшь.

Сверхсекретный

ВОПРОСЫ

для проведения комплексной контрольной работы

по курсу «Методика преподавания русского языка»

для студентов 5 курса филологического факультета специальности «Русский язык и литература» и «Русский язык и литература со специализацией «Белорусский язык и литература»

1.Методика преподавания русского языка. Её предмет и задачи.

2.Методы обучения русскому языку. Их классификация.

3.Типы уроков русского языка.

4.Структурные элементы урока русского язык

5.Методы контроля на уроках русского языка.

6.Повторение на уроках русского языка.

7.Методика проверки домашнего задания.

8.Урок объяснения нового материала.

9.Урок закрепления знаний, умений и навыков.

10.Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

11.Методика анализа урока русского языка.

12.Новые формы урока.

13.Нестандартный урок русского языка.

14.Новые технологии в обучении русскому языку.

15.Принципы и методы преподавания фонетики. Система упражнений. Фонетический разбор.

16.Принципы и методы преподавания лексики. Система упражнений. Лексический разбор

17.Принципы и методы преподавания словообразования. Система упражнений. Разбор слова по составу, словообразовательный разбор. Трудные вопросы словообразования.

18.Принципы и методы обучения морфологии. Система упражнений. Морфологический разбор. Основные трудности в преподавании морфологии.

19.Методика преподавания синтаксиса. Система упражнений. Синтаксический разбор.

20.Методика преподавания орфографии. Система упражнений.

21.Орфограмма, типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм.

22.Методика преподавания пунктуации. Система упражнений.

23.Понятие пунктограммы. Опознавательные признаки пунктограмм.

24.Орфографические и пунктуационные ошибки. Негрубые, повторяющиеся, однотипные орфографические и пунктуационные ошибки. Описки.

25.Методика преподавания стилистики. Система упражнений. Лексическая и синтаксическая синонимика.

26.Виды диктантов.

27.Классификация сочинений. Методика подготовки и проведения урока по написанию сочинения.

28.Классификация изложений. Методика подготовки и проведения урока по написанию изложения.

29.Речевые, смысловые и грамматические ошибки в работах учащихся.

30.Внеклассная работа по русскому языку. Факультативные занятия по русскому языку.

31.Основные направления в работе по развитию речи.

32.Межпредметные связи на уроках русского языка.

33.Принципы русской орфографии и их реализация в школьном курсе русского языка.

34.Работа над нормами русского литературного языка.

35.Развитие связной устной речи. Речеведческие понятия на уроках русского языка (тема, текст, типы речи, виды связи в предложениях и т.д., см. учебники 5, 6, 7 классов).

Н.И. Лапицкая

Вопросы к экзамену

по курсу «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

(4 курс, стац. / 6 курс ЗФ, спец. «Русский язык и литература»,

«Русский язык и литература с доп. спец. «Белорусск. язык и литература»»)

2005-2006 учебный год

1.Методика преподавания русского языка. Её предмет и задачи.

2.Методы обучения русскому языку. Их классификация.

3.Приёмы обучения русскому языку

4.Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка.

5.Типы уроков русского языка.

6.Структурные элементы урока русского языка.

7.Объяснительные методы обучения.

8.Эвристические методы обучения.

9.Практические методы обучения.

10.Методы контроля на уроках русского языка.

11.Повторение на уроках русского языка.

12.Методика проверки домашнего задания.

13.Урок объяснения нового материала.

14.Урок закрепления знаний, умений и навыков.

15.Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

16.Методика анализа урока русского языка.

17.Наглядность на уроках русского языка.

18.Межпредметные связи на уроках русского языка.

19.Из методического наследия.

20.Новые формы урока.

21.Нестандартный урок русского языка.

22.Новые технологии в обучении русскому языку.

23.Место фонетики в школьном курсе русского языка. Задачи методики преподавания фонетики. Принципы и методы преподавания фонетики.

24.Система упражнений по фонетике. Фонетический разбор.

25. Место лексикологии и фразеологии в школьном курсе русского языка.Принципы и методы преподавания лексики. Система упражнений.

26. Задачи преподавания словообразования в школе. Принципы и методы преподавания словообразования. Система упражнений. Разбор слова по составу, словообразовательный разбор.

27.Трудные вопросы словообразования.

28.Принципы и методы обучения морфологии. Система упражнений. Морфологический разбор.

29.Основные трудности в преподавании морфологии.

30.Методика преподавания синтаксиса. Система упражнений. Синтаксический разбор.

31.Методика преподавания орфографии. Система упражнений.

32.Трудные вопросы орфографии. Стратегия орфографии. Некоторые приёмы запоминания словарных слов.

33.Орфограмма, типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм. Предупреждение орфографических ошибок, их учёт и анализ.

34.Методика преподавания пунктуации. Система упражнений.

35.Функции знаков препинания. Понятие пунктограммы. Опознавательные признаки пунктограмм. Группировка пунктограмм.

36.Орфографические и пунктуационные ошибки. Их типы. Основные причины пунктуационных ошибок.

37.Негрубые, повторяющиеся, однотипные орфографические и пунктуационные ошибки. Описки.

38.Методика преподавания стилистики. Система упражнений (стилистический анализ текста, метод редактирования, стилистический эксперимент). Лексическая и синтаксическая синонимика.

39.Виды диктантов.

40.Творческий и свободный диктанты.

41.Алгоритмизация и графические схемы на уроках русского языка.

42.Основные направления в работе по развитию речи.

43.Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

44.Работа над нормами русского литературного языка. Типы упражнений.

45.Развитие связной устной речи.

46.Классификация сочинений. Методика подготовки и проведения урока по написанию сочинения.

47.Классификация изложений. Методика подготовки и проведения урока по написанию изложения.

48.Речеведческие понятия на уроках русского языка (тема, текст, типы речи, виды связи в предложениях и т.д., см. учебники 5-11 классов).

49.Сочинение-описание.

50.Сочинение-рассуждение.

51.Сочинение-повествование.

52.Речевые, смысловые и грамматические ошибки в работах учащихся.

53.Внеклассная работа по русскому языку.

54.Факультативные занятия по русскому языку.

55.Фонемный принцип русской орфографии. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

56.Принципы русской орфографии и их реализация в школьном курсе русского языка.

57.Роль личности учителя в процессе обучения русскому языку.

58.Правописание гласных в корне слова (фонемный, исторический принципы написания).

59.Правописание наречий (слитное, раздельное, через дефис).

60.Функции частиц НЕ и НИ. Написание названных частиц.

61. Правописание НЕ с разными частями речи.

62.Знаки препинания при однородных членах предложения.

63.Знаки препинания при обособленных членах предложения.

64.Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

65.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

66.Знаки препинания в предложениях с оборотом с как.

67.Этапы работы учителя по составлению плана-конспекта урока.

68.Вводные слова и предложения.

69.Правописание личных окончаний глаголов.

70.Н и НН в разных частях речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: