Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения возникает антропоцентристская этика. Человек рассматривается как часть природы. Он конечен как земное телесное существо и бесконечен в своих духовных устремлениях.

Мораль становится формой самоутверждения личности, способом реализации ее внутренних сил и возможностей. Человек с этих позиций предстает «не как жалкий, ничтожный, единичный индивид, а как герой, титан, выражающий своей деятельной натурой мощь природы как высшее существо». Этот идеал героического нравственного духа достаточно полно выразил в своей этической концепции Дж. Бруно (1548 – 1600). Его этика вырастает из материалистического пантеизма, центральным пунктом которого является преодоление теологического понимания Бога и рассмотрение его как единства самой природы.

Это являлось преодолением и античной, и средневековой этической традиции и означало, что ценности и добродетели не потусторонние сущности, а свойства человеческой природы и практики. Человеческая деятельность сама является целеполагающей (вне потустороннего, духовного начала) и базируется на причинности социальной реальности, среды, в которой живет человек.

Синтез (единство) человека и общества Дж. Бруно мыслит как творческую деятельность индивида на благо общества, когда индивид посвящает себя великим целям и общественным идеалам. Морально развитый человек — это энтузиаст, вечно стремящийся к обновлению и движению вперед. Человек — творец самого себя и всего, что его окружает. В этом состоит его путь от звериного к божественному.

Этические идеалы и нравственные ориентации деятелей культуры эпохи Ренессанса. Гуманизм (человечность, милосердие). Душа. Духовность. Гармония. Борьба за социальное равенство граждан. Утверждение норм правового законодательства, уравнивающего в правах богатых и бедных. Потребность в этике гуманизма остро проявилась в эпоху Возрождения как выражение борьбы «третьего сословия» (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии: неравенства. В противовес религиозно- аскетическому пониманию человека и морали (религиозная мораль, аскетизм, грех) гуманисты (Франческа Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Мишель Монтень, Френсис Бэкон, Уильям Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке с их точки зрения должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он

имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (гедонизм, эвдемонизм). В противовес религиозному толкованию мораль понимается как осуществление мирских целей – освобождение человека от всякого социального и духовного гнета, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека и требуют подчинять чувственные побуждения его контролю. В эпоху Возрождения понадобились гуманисты –герои. Деятельность героев – всесторонне развитых и революционно мыслящих личностей способствовала закреплению завоеваний идеалов гуманистов эпохи Возрождения. Ренессанс это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно - ограниченными».

Этика Нового времени

Этап Новой и Новейшей истории человечества охватывает XVII-XX вв. и характеризуется как динамичный, антагонистически-противоречивый, насыщенный событиями мирового значения период развития общества. Это эпоха становления и господства индустриальной цивилизации со всеми ее пороками и достижениями, классовой борьбой, войнами, глубокими кризисами и революционными потрясениями и в то же время величайшими завоеваниями во всех сферах духовной жизни. Утвердившаяся в результате буржуазных революций XVI-XVII вв. капиталистическая общественно-экономическая система с самого начала своего возникновения была обременена такими социальными проблемами как массовое отчуждение работника, антигуманизм, жестокая эксплуатация, стремление к наживе.

Выдающийся вклад в этику Нового времени внесли французские просветители XVIII в. Будучи идеологами революционной буржуазии, французские материалисты провозгласили основными положениями своего этического учения: стремление к равенству и свободе личности; отрицание всех форм феодального угнетения и насилия; утилитаризм и практицизм как принципы моральной деятельности; общественное содержание этики и ее атеистическую направленность. Мораль не привносится извне.

Она детерминирована внешней природой и социальной средой. На переднем плане этической деятельности находится свобода человека, которая рассматривается как синоним разума, просвещения и добродетели. Каждый человек имеет право на счастье, но для этого надо уравнять материальные источники благополучия людей в обществе. Личные интересы должны быть связаны с решением общественных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: