Словообразование и словоизменение

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом ("как делаются слова") и в статическом ("как они сделаны") аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его струкны и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.

В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.

Современная теория словообразования базируется на работах Н. М. Шанского, Е. А. Земской, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова и др.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются флексиями. Тождество слова не нарушается.

Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

Фортунатов: формы отдельных полных слов, обозначающих различия в отношениях данных предметов мысли к другим предметам мысли в предложении, называются формами словоизменения…другие формы отдельных полных слов, не формы словоизменения, называются формами словообразования. В результате словообразования возникает новое слово.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: