.- 1нноваций в образовании может быть много, при этом в демократическом обществе они могут быть различных типов, так как опираются на разнообразные ценности. Влияет на инновации в образовании и непрекращающаяся борьба между тенденциями стандартизации и вариативности, которые, по нашему мнению, необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи: вариативность возможна при наличии эпределённого стандарта, так как в противном случае мы получаем хаотичный набор (образовательных программ, учреждений и т.д.).
В связи со значительной дифференциацией социально-экономической ситуации в регионах, различиями образовательных учреждений, даже одинаковые сочетания факторов могут привести к различным результатам внедрения инноваций. Эти обстоятельства предопределяют необходимость внедрять различные инновационные модели в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, демографических и других условий конкретного муниципального образования, региона.
|
|
Процесс инновационных изменений состоит из следующих основных этапов: инициирование новации — > реализация и внедрение в практику —> институциализация инновации.
Институциализация инновации, как правило, происходит после её широкого распространения в системе образования.
Многие инновации уже где-либо внедрялись, поэтому обязательными требованиями для успешной реализации и внедрения в практику инноваций считаем следующие:
• изучение материалов и посещение учреждений (органов управления образованием для управленческих инноваций) для ознакомления с сутью инновации и практикой внедрения модели;
• наличие научного руководителя
и тьюторов для распространения инновационного опыта, обучения педагогов и администраторов;
• согласие на инновацию (доброволь
ное!) не менее половины участников
внедрения (педагогов, администрации
школы, учащихся и их родителей). По
лучение такого согласия становится воз
можным при предоставлении гарантий
того, что положение улучшится для зна
чительной части участников образова
тельного процесса.
Последнее требование успешности инновации на самом деле становится самым главным залогом её институциализации. Подчеркнём также, что устойчивое инновационное развитие системы образования требует изменений не только непосредственно образовательного процесса (которое сводится, как правило, к внедрению современных образовательных технологий), но и педагогических работников; учащихся; общественности; органов управления образованием (представляющих интересы государства).
|
|
Однако при этом стороны образовательного процесса должны быть также и субъектами инновационного процесса, так как без их деятельного участия нельзя говорить об устойчивых изменениях. Позитивные инновационные изменения системы образования возможны лишь при совместных усилиях общества (прежде всего семей учащихся) и педагогических коллективов школ.
Мало кто задумывается о том, что частью внедрения инноваций в образовании является эксперимент над детьми, что должно быть тщательно обоснованным и не может иметь массового характера. Однако инноваторы всех уровней крайне редко думают об учащихся как участниках процесса изменений в образовании. Ученики, дети, даже самые маленькие, тоже имеют конституционные права, имеют право не участвовать в эксперименте,
Народное образование 9'2008
Анатолий Вифлеемский, Инновации в системе образования
каким бы хорошим он ни казался инициаторам инноваций, а тем более чиновникам. Кроме того, как участники образовательного процесса они должны быть не только объектами, но и субъектами инновационной деятельности, иначе большинство инноваций в образовании будет терпеть неудачу.
Иски о незаконности проведения ЕГЭ основаны на том, что проведение экспериментов над людьми незаконно без их согласия. Статья 2\ Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. При этом Конституция и международно-правовые документы рассматривают проведение без согласия лица медицинских, научных и иных опытов как частный случай насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.
Эксперимент (если, конечно, он научный) может иметь как положительный результат, так и отрицательный, причём последнее отнюдь не плохо: доказывается неверность исходной гипотезы. А вот судя по тому, как проходил «эксперимент» по внедрению ЕГЭ, федеральные образовательные инноваторы полагают, что эксперимент — это не получение научных результатов, а просто освоение средств в рамках заранее заданных предположений, которые объявляются и результатами.
Ответы, которые можно получить от родителей учащихся практически в любом общеобразовательном или дошкольном образовательном учреждении на вопросы:
• «Хотите ли вы инноваций в образовательном процессе?»
• «Согласны ли вы на проведение эксперимента над вашими детьми?»
будут в основном противоположными.
Если на первый вопрос большинство рощгс- лей скорее ВССГО ОТВвТиг положительно, то второй вопрос гарантированно получит
большинство отрицательных ответов.
Но ведь по сути это один и тот же вопрос!
В то же время для развития образовательного учреждения участие в инновационных процессах учащихся обязательно, именно от них можно получить объяснение, какие требуются новшества в образовательном процессе: для этого педагоги совместно с учащимися, в диалоге, должны выяснить, что делает для них процесс обучения трудным, что уменьшает их мотивацию и успеваемость.
Родители учащихся также должны стать участниками инновационных изменений, их согласие так же необходимо для успешности инновационного развития, как и согласие самих учащихся. При этом надо понимать сложность положения родителей, которые из-за своей занятости не могут посвятить образовательным инновациям столько времени, сколько педагоги и руководители системы образования (заметим, что последние нередко не только не могут объяснить, но и не понимают сути и актуальности той или иной инновации).
Наиболее активную позицию занимают наиболее образованные и обеспеченные родители (в семье у кого-то есть свободное время): они всячески способствуют внедрению инноваций, которые ведут к повышению качества образования. Что касается менее образованных родителей, то им приходится весьма тяжело и чаще всего они идут на поводу у актива.