Специфика инноваций в образовании

.- 1нноваций в образовании может быть много, при этом в демократическом обществе они мо­гут быть различных типов, так как опираются на разнообразные ценности. Влияет на иннова­ции в образовании и непрекращающаяся борь­ба между тенденциями стандартизации и вари­ативности, которые, по нашему мнению, необ­ходимо рассматривать в неразрывной взаимо­связи: вариативность возможна при наличии эпределённого стандарта, так как в противном случае мы получаем хаотичный набор (образо­вательных программ, учреждений и т.д.).

В связи со значительной дифференциацией со­циально-экономической ситуации в регионах, различиями образовательных учреждений, да­же одинаковые сочетания факторов могут при­вести к различным результатам внедрения ин­новаций. Эти обстоятельства предопределяют необходимость внедрять различные инноваци­онные модели в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, демо­графических и других условий конкретного му­ниципального образования, региона.

Процесс инновационных изменений состоит из следующих основных этапов: инициирование новации — > реализация и внедрение в прак­тику —> институциализация инновации.

Институциализация инновации, как правило, происходит после её широкого распространения в системе образования.

Многие инновации уже где-либо внедрялись, поэтому обязательными требованиями для ус­пешной реализации и внедрения в практику инноваций считаем следующие:

• изучение материалов и посещение учрежде­ний (органов управления образованием для уп­равленческих инноваций) для ознакомления с сутью инновации и практикой внедрения модели;


• наличие научного руководителя

и тьюторов для распространения инно­вационного опыта, обучения педагогов и администраторов;

• согласие на инновацию (доброволь­
ное!) не менее половины участников
внедрения (педагогов, администрации
школы, учащихся и их родителей). По­
лучение такого согласия становится воз­
можным при предоставлении гарантий
того, что положение улучшится для зна­
чительной части участников образова­
тельного процесса.

Последнее требование успешности инно­вации на самом деле становится самым главным залогом её институциализации. Подчеркнём также, что устойчивое ин­новационное развитие системы образова­ния требует изменений не только непо­средственно образовательного процесса (которое сводится, как правило, к внед­рению современных образовательных технологий), но и педагогических работ­ников; учащихся; общественности; орга­нов управления образованием (представ­ляющих интересы государства).

Однако при этом стороны образователь­ного процесса должны быть также и субъектами инновационного процесса, так как без их деятельного участия нельзя говорить об устойчивых измене­ниях. Позитивные инновационные изме­нения системы образования возможны лишь при совместных усилиях общества (прежде всего семей учащихся) и педа­гогических коллективов школ.

Мало кто задумывается о том, что час­тью внедрения инноваций в образовании является эксперимент над детьми, что должно быть тщательно обоснованным и не может иметь массового характера. Однако инноваторы всех уровней крайне редко думают об учащихся как участни­ках процесса изменений в образовании. Ученики, дети, даже самые маленькие, тоже имеют конституционные права, име­ют право не участвовать в эксперименте,


Народное образование 9'2008


Анатолий Вифлеемский, Инновации в системе образования


каким бы хорошим он ни казался инициато­рам инноваций, а тем более чиновникам. Кроме того, как участники образовательного процесса они должны быть не только объек­тами, но и субъектами инновационной дея­тельности, иначе большинство инноваций в образовании будет терпеть неудачу.

Иски о незаконности проведения ЕГЭ осно­ваны на том, что проведение экспериментов над людьми незаконно без их согласия. Ста­тья 2\ Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть без добровольного со­гласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. При этом Конституция и меж­дународно-правовые документы рассматрива­ют проведение без согласия лица медицин­ских, научных и иных опытов как частный случай насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Эксперимент (если, конечно, он научный) может иметь как положительный результат, так и отрицательный, причём последнее от­нюдь не плохо: доказывается неверность ис­ходной гипотезы. А вот судя по тому, как проходил «эксперимент» по внедрению ЕГЭ, федеральные образовательные инноваторы полагают, что эксперимент — это не получе­ние научных результатов, а просто освоение средств в рамках заранее заданных предполо­жений, которые объявляются и результатами.

Ответы, которые можно получить от родите­лей учащихся практически в любом общеоб­разовательном или дошкольном образова­тельном учреждении на вопросы:

«Хотите ли вы инноваций в образова­тельном процессе?»

«Согласны ли вы на проведение экспери­мента над вашими детьми?»

будут в основном противоположными.

Если на первый вопрос большинство рощгс- лей скорее ВССГО ОТВвТиг положительно, то второй вопрос гарантированно получит


большинство отрицательных ответов.

Но ведь по сути это один и тот же вопрос!

В то же время для развития образова­тельного учреждения участие в инноваци­онных процессах учащихся обязательно, именно от них можно получить объясне­ние, какие требуются новшества в образо­вательном процессе: для этого педагоги совместно с учащимися, в диалоге, долж­ны выяснить, что делает для них процесс обучения трудным, что уменьшает их мо­тивацию и успеваемость.

Родители учащихся также должны стать участниками инновационных изменений, их согласие так же необходимо для успешно­сти инновационного развития, как и согла­сие самих учащихся. При этом надо пони­мать сложность положения родителей, ко­торые из-за своей занятости не могут по­святить образовательным инновациям столько времени, сколько педагоги и руко­водители системы образования (заметим, что последние нередко не только не могут объяснить, но и не понимают сути и акту­альности той или иной инновации).

Наиболее активную позицию занимают наиболее образованные и обеспеченные родители (в семье у кого-то есть свобод­ное время): они всячески способствуют внедрению инноваций, которые ведут к повышению качества образования. Что касается менее образованных родителей, то им приходится весьма тяжело и чаще всего они идут на поводу у актива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: