Как не надо внедрять инновации

Примеров того, как не надо внедрять инновации в системе образования, к со­жалению, множество. Это и пресловутый ЕГЭ, и внедрение НСОТ, НПФ и т.д. Практика внедрения новаций, скрываю­щихся за этими аббревиатурами, позво­ляет сделать вывод о том, что федераль­ные образовательные чиновники на са­мом деле тормозят инновационное разви­тие системы образования.

Так, например, весьма опасная совре­менная реформа связана с ЕГЭ. Обра­зовательные изменения уже осуществле­ны посредством изменения законода­тельства. Несмотря на установленное экспертами отсутствие валидности тес­тов, их низкое качество и непроработан­ность системы (несмотря на длительный этап экспериментирования), ЕГЭ вво­дится федеральным законом в качестве обязательной системы.


Народное образование 9'2008


Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования


При этом из нормативных актов по оценке деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления видно, что именно эта система становится базой для оценки деятельности школ, муниципаль­ных и региональных систем образования. Помимо слабой обоснованности самих ре­зультатов ЕГЭ, это означает, что фактически оценка функционирования образовательных учреждений (а также региональных и муни­ципальных систем образования) становится одномерной. Тем самым ставится крест на попытках оценки функционирования школы с точки зрения общественного признания, оценки когнитивного, эмоционального и интеллектуального развития, социальной зрелости.

Мог ли быть успешным эксперимент по вне­дрению ЕГЭ? Исходя из того, как его реа-лизовывали, нет. Нет поддержки со стороны управленцев системы образования (за редким исключением руководителей региональных образовательных систем) — их заставили, а не убедили в необходимости таких измене­ний в системе оценивания выпускников. Нет поддержки ЕГЭ со стороны общества, при этом совершенно непонятно, кому при­носят пользу изменения.

Федеральные чиновники говорили, что бу­дет лучше детям, но дети этого не чувству­ют, наоборот, вследствие непрозрачности оценки ЕГЭ (единая оценка отсутствует), из-за низкого качества проработки тесто­вых материалов (КИМов — контрольных измерительных материалов) стало только хуже (количество апелляций искусственно занижается посредством административного давления).

Вузы фактически отказываются от использо­вания результатов ЕГЭ (устанавливаются дополнительные испытания, появляются не­внятные шкалы перевода оценки в каждом вузе). Никакой единой оценки нет и в поми­не (разве что сдал/не сдал).


Фактически происходит полный отход от декларируемых целей ЕГЭ и его провал ещё до полномасштабного введения. Напомним, что изначально ЕГЭ было ча­стью чисто экономической инновации — реформирования бюджетного финансиро­вания вузов: исходя из оценки ЕГЭ, аби­туриентам должны были предоставляться ГИФО (государственные именные фи­нансовые обязательства).

Приоритетный национальный проект «Образование» можно рассматривать в качестве первого шага на пути модер­низации сферы образования. Но очень большая проблема заключается в том, что этот шаг слишком незначительный, и он не связан с существенным увеличением доли расходов на образование в феде­ральном бюджете. Фактически лишь час­тично улучшается финансирование систе­мы образования: ежегодные выплаты по 100 тысяч рублей 10 тысячам учителей касаются менее одного процента учителей, а педагоги по-прежнему продолжают по­лучать «позорно низкую», по выражению В.В. Путина, зарплату.

Стимулирование инноваций превратилось лишь в декларацию стимулирования реа­лизации инновационных образовательных программ. Особенно ярко это проявилось в рамках «конкурсного отбора общеобра­зовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», который свёлся в результате к выделению в тече­ние трёх лет трём тысячам школ, при­знанных лучшими, дополнительного фи­нансирования в размере 1 миллиона руб­лей (ещё примерно столько же школ ежегодно получали по 100—500 тысяч рублей в регионах, где выделили средст­ва региональные органы власти). Обще­ственности так и не предъявлены резуль­таты реализации инновационных про­грамм «омиллионенных» школ. НО


Сродное образование 9'2008


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: