Примеров того, как не надо внедрять инновации в системе образования, к сожалению, множество. Это и пресловутый ЕГЭ, и внедрение НСОТ, НПФ и т.д. Практика внедрения новаций, скрывающихся за этими аббревиатурами, позволяет сделать вывод о том, что федеральные образовательные чиновники на самом деле тормозят инновационное развитие системы образования.
Так, например, весьма опасная современная реформа связана с ЕГЭ. Образовательные изменения уже осуществлены посредством изменения законодательства. Несмотря на установленное экспертами отсутствие валидности тестов, их низкое качество и непроработанность системы (несмотря на длительный этап экспериментирования), ЕГЭ вводится федеральным законом в качестве обязательной системы.
Народное образование 9'2008
Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования
При этом из нормативных актов по оценке деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления видно, что именно эта система становится базой для оценки деятельности школ, муниципальных и региональных систем образования. Помимо слабой обоснованности самих результатов ЕГЭ, это означает, что фактически оценка функционирования образовательных учреждений (а также региональных и муниципальных систем образования) становится одномерной. Тем самым ставится крест на попытках оценки функционирования школы с точки зрения общественного признания, оценки когнитивного, эмоционального и интеллектуального развития, социальной зрелости.
Мог ли быть успешным эксперимент по внедрению ЕГЭ? Исходя из того, как его реа-лизовывали, нет. Нет поддержки со стороны управленцев системы образования (за редким исключением руководителей региональных образовательных систем) — их заставили, а не убедили в необходимости таких изменений в системе оценивания выпускников. Нет поддержки ЕГЭ со стороны общества, при этом совершенно непонятно, кому приносят пользу изменения.
Федеральные чиновники говорили, что будет лучше детям, но дети этого не чувствуют, наоборот, вследствие непрозрачности оценки ЕГЭ (единая оценка отсутствует), из-за низкого качества проработки тестовых материалов (КИМов — контрольных измерительных материалов) стало только хуже (количество апелляций искусственно занижается посредством административного давления).
Вузы фактически отказываются от использования результатов ЕГЭ (устанавливаются дополнительные испытания, появляются невнятные шкалы перевода оценки в каждом вузе). Никакой единой оценки нет и в помине (разве что сдал/не сдал).
Фактически происходит полный отход от декларируемых целей ЕГЭ и его провал ещё до полномасштабного введения. Напомним, что изначально ЕГЭ было частью чисто экономической инновации — реформирования бюджетного финансирования вузов: исходя из оценки ЕГЭ, абитуриентам должны были предоставляться ГИФО (государственные именные финансовые обязательства).
Приоритетный национальный проект «Образование» можно рассматривать в качестве первого шага на пути модернизации сферы образования. Но очень большая проблема заключается в том, что этот шаг слишком незначительный, и он не связан с существенным увеличением доли расходов на образование в федеральном бюджете. Фактически лишь частично улучшается финансирование системы образования: ежегодные выплаты по 100 тысяч рублей 10 тысячам учителей касаются менее одного процента учителей, а педагоги по-прежнему продолжают получать «позорно низкую», по выражению В.В. Путина, зарплату.
Стимулирование инноваций превратилось лишь в декларацию стимулирования реализации инновационных образовательных программ. Особенно ярко это проявилось в рамках «конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», который свёлся в результате к выделению в течение трёх лет трём тысячам школ, признанных лучшими, дополнительного финансирования в размере 1 миллиона рублей (ещё примерно столько же школ ежегодно получали по 100—500 тысяч рублей в регионах, где выделили средства региональные органы власти). Общественности так и не предъявлены результаты реализации инновационных программ «омиллионенных» школ. НО
Сродное образование 9'2008