В системе образования



Анатолий Вифлеемский,

директор Центра экономики образования, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород


Расширение сетей, партнёрств, разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия позволяет создавать атмосферу творческого развития, инфраструктуру для совместной работы над различными темами, однако надлежащего стимулирования таких форм не происходит. Крайне важно получать информацию о позитивном опыте, достижении более высоких результатов. Инновационный опыт есть, но нет системы его распространения.. Приходится констатировать, что проблемы коренятся именно в управленческой системе, неадекватной требованиям современности.


V—ц:

егодня много говорится об иннова-ионном развитии российской сис­темы образования, реализуются на­циональные проекты, в которых провозглашаются такого рода цели. К сожалению, на практике мы чаще видим лишь имитацию инновацион­ного развития или псевдоинновации. Система управления инновационным развитием на местах чаще всего от­сутствует либо находится в зачаточ­ном состоянии, немного лучше дело обстоит и на федеральном уровне. Проблемы инновационного развития образования недостаточно полно ос­мыслены администраторами образо­вания всех уровней, педагогическими работниками конкретных образова­тельных учреждений. А без их ак­тивного участия инновационное раз­витие системы образования невоз­можно. Внедряя инновации, госу­дарственные и муниципальные


школы находятся в значительно более сложном положении, чем внедряющие новшества предприниматели (хотя они не принимают решения на свой страх и риск): школы действуют в условиях почти полной неопределённости, постоян­ных реформации экономики образования; субсидиарной ответственности учредителя почти никогда не наступает. Положение школ осложняется дополнительным бре­менем в виде различного уровня чинов­ничьих структур, проводящих не скоор­динированную и не поддерживаемую об­ществом образовательную политику (чего стоит один лишь ЕГЭ!) и производящих огромный массив противоречивых реше­ний и указаний.

Успешность инновационного развития российского образования зависит и от органов управления образованием,




4ародное образование 9'2008


Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования


однако, к сожалению (несмотря на деклара­ции поддержки инноваций) мы видим весь­ма печальную картину: федеральные органы управления образования живут собственной жизнью; в ряде случаев их переполняет ак­тивность, и тогда на систему образования выплескиваются «инновации» — плохо про­думанные и научно необоснованные проек­ты, обязательные для исполнения без ка­кой-либо экспериментальной апробации. Либо объявляется эксперимент, но все зна­ют его результаты, и ряд регионов «успеш­но» проводит такого рода эксперименты.

Федеральными органами управления образо­вания предлагается бесконечный перечень раз­личных реформ, при этом отсутствует ком­плексный подход к решению проблем (в рам­ках комплексных проектов модернизации об­разования попытки такого подхода пока не дают убедительных результатов). Инициативы не приводят к внедрению образовательных программ более высокого качества, а лишь растрачивают и без того скудные ресурсы об­разовательных учреждений. В результате уп­равленцы в системе образования (особенно на уровне школ) сталкиваются с тем, что ин­новации фрагментарны, либо происходит пере­грузка инновациями. Нередко образователь­ные учреждения занимаются инновациями ис­ключительно ради самих инноваций.

Государственная политика в сфере образова­ния в России предписывает внедрять иннова­ции в образовательные учреждения, на это выделяются средства (конкурс общеобразова­тельных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов...). Однако ни самих понятий «иннова­ция», «инновационная образовательная про­грамма», ни внятного перечня предлагаемых к внедрению инноваций (в том числе, исходя из накопленного опыта) нет.

Прежде чем внедрять инновации...

К сожалению, чаще всего инновации в сис­теме образования России внедряются без не-


обходимого осмысления, исключительно ради самих инноваций, часто превращаю­щихся в псевдоинновации.

Прежде чем вводить любые инновации в образовании, необходимо определиться с тем, ради чего они совершаются, что изменится, если инновация будет реали­зована. Какие аспекты функционирования образовательного учреждения (системы образования в целом) будут изменены и к чему эти изменения приведут? Изме­нения могут быть, а могут и отсутствовать (произведены в направлении, отличном от желаемого). Кроме того, прежде чем вне­дрять инновации в практику, необходимо понять, почему это необходимо делать.

В результате проблема внедрения иннова­ций в практику функционирования систе­мы образования переходит несколько в иную плоскость. Если невозможно дать внятный ответ на поставленные выше во­просы, то такую инновацию вообще не следует реализовывать. Если же ответы на эти вопросы есть, можно переходить к следующему этапу.

Необходимо определиться с тем, где именно в системе образования возможны инновационные изменения и что они должны собой представлять. После чего следует определиться с принципами пла­нируемых инновационных изменений. При этом инновационные изменения в образовании нужно рассматривать в двух основных аспектах: какие измене­ния следует реализовать; каким образом их необходимо реализовать.

Только ответив на эти вопросы, можно понять, что надо делать управленцу для того, чтобы содействовать инновационно­му развитию (образовательного учрежде­ния или системы образования в целом) и как его стимулировать.

Таким образом формулируется идея нова­ции, после чего осуществляется её экспе­риментальная апробация. Результатом эксперимента становится обоснованная


ародное образование 9'2008


ЭБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


:: рмулировка инновации или её отсутствие -хсперимент может дать и отрицательные ре-лыаты). Только после этого можно вести речь о внедрении инновации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: