Анатолий Вифлеемский,
директор Центра экономики образования, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород
Расширение сетей, партнёрств, разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия позволяет создавать атмосферу творческого развития, инфраструктуру для совместной работы над различными темами, однако надлежащего стимулирования таких форм не происходит. Крайне важно получать информацию о позитивном опыте, достижении более высоких результатов. Инновационный опыт есть, но нет системы его распространения.. Приходится констатировать, что проблемы коренятся именно в управленческой системе, неадекватной требованиям современности.
V—ц: |
егодня много говорится об иннова-ионном развитии российской системы образования, реализуются национальные проекты, в которых провозглашаются такого рода цели. К сожалению, на практике мы чаще видим лишь имитацию инновационного развития или псевдоинновации. Система управления инновационным развитием на местах чаще всего отсутствует либо находится в зачаточном состоянии, немного лучше дело обстоит и на федеральном уровне. Проблемы инновационного развития образования недостаточно полно осмыслены администраторами образования всех уровней, педагогическими работниками конкретных образовательных учреждений. А без их активного участия инновационное развитие системы образования невозможно. Внедряя инновации, государственные и муниципальные
|
|
школы находятся в значительно более сложном положении, чем внедряющие новшества предприниматели (хотя они не принимают решения на свой страх и риск): школы действуют в условиях почти полной неопределённости, постоянных реформации экономики образования; субсидиарной ответственности учредителя почти никогда не наступает. Положение школ осложняется дополнительным бременем в виде различного уровня чиновничьих структур, проводящих не скоординированную и не поддерживаемую обществом образовательную политику (чего стоит один лишь ЕГЭ!) и производящих огромный массив противоречивых решений и указаний.
Успешность инновационного развития российского образования зависит и от органов управления образованием,
4ародное образование 9'2008
Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования
однако, к сожалению (несмотря на декларации поддержки инноваций) мы видим весьма печальную картину: федеральные органы управления образования живут собственной жизнью; в ряде случаев их переполняет активность, и тогда на систему образования выплескиваются «инновации» — плохо продуманные и научно необоснованные проекты, обязательные для исполнения без какой-либо экспериментальной апробации. Либо объявляется эксперимент, но все знают его результаты, и ряд регионов «успешно» проводит такого рода эксперименты.
|
|
Федеральными органами управления образования предлагается бесконечный перечень различных реформ, при этом отсутствует комплексный подход к решению проблем (в рамках комплексных проектов модернизации образования попытки такого подхода пока не дают убедительных результатов). Инициативы не приводят к внедрению образовательных программ более высокого качества, а лишь растрачивают и без того скудные ресурсы образовательных учреждений. В результате управленцы в системе образования (особенно на уровне школ) сталкиваются с тем, что инновации фрагментарны, либо происходит перегрузка инновациями. Нередко образовательные учреждения занимаются инновациями исключительно ради самих инноваций.
Государственная политика в сфере образования в России предписывает внедрять инновации в образовательные учреждения, на это выделяются средства (конкурс общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов...). Однако ни самих понятий «инновация», «инновационная образовательная программа», ни внятного перечня предлагаемых к внедрению инноваций (в том числе, исходя из накопленного опыта) нет.
Прежде чем внедрять инновации...
К сожалению, чаще всего инновации в системе образования России внедряются без не-
обходимого осмысления, исключительно ради самих инноваций, часто превращающихся в псевдоинновации.
Прежде чем вводить любые инновации в образовании, необходимо определиться с тем, ради чего они совершаются, что изменится, если инновация будет реализована. Какие аспекты функционирования образовательного учреждения (системы образования в целом) будут изменены и к чему эти изменения приведут? Изменения могут быть, а могут и отсутствовать (произведены в направлении, отличном от желаемого). Кроме того, прежде чем внедрять инновации в практику, необходимо понять, почему это необходимо делать.
В результате проблема внедрения инноваций в практику функционирования системы образования переходит несколько в иную плоскость. Если невозможно дать внятный ответ на поставленные выше вопросы, то такую инновацию вообще не следует реализовывать. Если же ответы на эти вопросы есть, можно переходить к следующему этапу.
Необходимо определиться с тем, где именно в системе образования возможны инновационные изменения и что они должны собой представлять. После чего следует определиться с принципами планируемых инновационных изменений. При этом инновационные изменения в образовании нужно рассматривать в двух основных аспектах: какие изменения следует реализовать; каким образом их необходимо реализовать.
Только ответив на эти вопросы, можно понять, что надо делать управленцу для того, чтобы содействовать инновационному развитию (образовательного учреждения или системы образования в целом) и как его стимулировать.
Таким образом формулируется идея новации, после чего осуществляется её экспериментальная апробация. Результатом эксперимента становится обоснованная
ародное образование 9'2008
ЭБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
:: рмулировка инновации или её отсутствие -хсперимент может дать и отрицательные ре-лыаты). Только после этого можно вести речь о внедрении инновации.