Поддержка инноваций

Изменения в образовании редко иниции­руются без административной поддерж­ки — обычно руководителя школы. Ус­пешность и масштабность инновационных изменений значительяо ЯОвьшаются при ООСте уровня административной поддерж­ки. Так, комплексные изменения в работе школы требуют поддержки муниципально­го органа управления образованием, а ком­плексные изменения муниципальной системы


Народное образование 97008


ЭБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


газования затруднительны при сопротивлении атонального органа управления образованием (хотя, как показывает практика, возможны).

I1менно управленцы системы образования — наиболее значимый источник инновационных изменений, поскольку обладают большим объё­мом информации и более глубоким видением проблем образования по сравнению с педагоги­ческими работниками.

Зажность глубокого, а не одностороннего зйдения проблем определяется необходимостью эбеспечить учёт различных сторон образова­тельного процесса, а также государственных интересов. Руководитель школы непосредст­венно определяет судьбу инноваций в школе и несёт ответственность за их результаты. Это касается и внутренних инноваций, исходя­щих от педагогов, и внешних — от органов управления образованием.

Другой значимый фактор успешности иннова­ций — поддержка педагогических работников. Хотя они и менее информированы, имеют меньше возможностей для инициирования ин­новаций (по сравнению с управленцами), педа­гоги обязательно принимают участие во всех инновационных изменениях в образовании, так как без их участия они просто невозможны.

Небольшие инновации в образовательном про­цессе многие учителя систематически осуще­ствляют самостоятельно. В некоторых регионах и муниципальных образованиях ведётся сбор, анализ и распространение такого педагогичес­кого опыта (формируются банки педагогичес­ких идей). Часто из таких небольших иннова­ционных изменений образовательного процесса вырастают новые образовательные технологии.

Стимулирование такой инновационной деятель­ности педагогов — важная часть стимулирова­ния инновационного развития. Помимо поло­жительных изменений в образовательном про­цессе эта деятельность обеспечивает более ши­рокую поддержку и масштабных инноваций, более успешное привлечение к их реализации педагогических коллективов. Иными словами, поддержка инноваций на уровне каждого кон­кретного педагога стимулирует инновации в масштабах образовательного учреждения, си­стемы образования в целом.


Поддерживающие инновации родители, представители общественности играют важную роль в инициировании и реали­зации инновационных изменений в обра­зовании. К сожалению, не столь значи­тельную роль играют различные фонды, которые могли бы выражать интересы бизнес - сообщества.

Позиция общественности, да и сами об­разовательные учреждения значительно отличаются друг от друга в зависимости от региона и муниципального образова­ния. Даже внутри одного муниципально­го образования могут сложиться карди­нально отличающиеся отношения между образовательным учреждением и обще­ственностью (прежде всего, родителями учащихся). Поэтому отношение общест­венности в конкретном муниципальном образовании, микрорайоне, к той или иной образовательной инновации также может быть различным, что влечёт за собой поддержку или сопротивление ин­новационным изменениям. Особые соци­ально-политические условия России вле­кут за собой чаще всего апатичное со­противление инновациям, превращающе­еся в скрытое сопротивление при нега­тивной общественной оценке новшеств, затрагивающих интересы населения.

В зависимости от обстоятельств при попытках осуществить инновационные изменения общественность оказывает давление через представительные и ис­полнительные органы власти (чиновни­ки также могут иметь своё мнение по поводу той или иной инновации, при­чём это мнение может кардинально от­личаться от мнения профессионального сообщества).

Отношение общественности к инноваци­ям в образовании, осуществляемым на различном уровне, различное. В зависи­мости от обстоятельств общественность может:

• оказывать давление на органы управ­ления образованием с тем, чтобы они подключились к решению проблемы;


Народное образование 9'2008


Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования


• противостоять потенциальному введению планируемой инновации;

• не предпринимать ничего (апатия), что может быть расценено и как молчаливое со­гласие.

К сожалению, в большинстве случаев обще­ственность не участвует в принятии решения о внедрении инноваций, что негативно ска­зывается на развитии образования. Иногда общественность поддерживает администра­цию образовательного учреждения во внедре­нии инноваций, иногда пытается блокировать их, иногда возникает резкий протест (в част­ности, это происходит с ЕГЭ или реструкту­ризацией сети сельских школ в некоторых территориях), но чаще относится апатично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: