Изменения в образовании редко инициируются без административной поддержки — обычно руководителя школы. Успешность и масштабность инновационных изменений значительяо ЯОвьшаются при ООСте уровня административной поддержки. Так, комплексные изменения в работе школы требуют поддержки муниципального органа управления образованием, а комплексные изменения муниципальной системы
Народное образование 97008
ЭБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
газования затруднительны при сопротивлении атонального органа управления образованием (хотя, как показывает практика, возможны).
I1менно управленцы системы образования — наиболее значимый источник инновационных изменений, поскольку обладают большим объёмом информации и более глубоким видением проблем образования по сравнению с педагогическими работниками.
Зажность глубокого, а не одностороннего зйдения проблем определяется необходимостью эбеспечить учёт различных сторон образовательного процесса, а также государственных интересов. Руководитель школы непосредственно определяет судьбу инноваций в школе и несёт ответственность за их результаты. Это касается и внутренних инноваций, исходящих от педагогов, и внешних — от органов управления образованием.
Другой значимый фактор успешности инноваций — поддержка педагогических работников. Хотя они и менее информированы, имеют меньше возможностей для инициирования инноваций (по сравнению с управленцами), педагоги обязательно принимают участие во всех инновационных изменениях в образовании, так как без их участия они просто невозможны.
Небольшие инновации в образовательном процессе многие учителя систематически осуществляют самостоятельно. В некоторых регионах и муниципальных образованиях ведётся сбор, анализ и распространение такого педагогического опыта (формируются банки педагогических идей). Часто из таких небольших инновационных изменений образовательного процесса вырастают новые образовательные технологии.
Стимулирование такой инновационной деятельности педагогов — важная часть стимулирования инновационного развития. Помимо положительных изменений в образовательном процессе эта деятельность обеспечивает более широкую поддержку и масштабных инноваций, более успешное привлечение к их реализации педагогических коллективов. Иными словами, поддержка инноваций на уровне каждого конкретного педагога стимулирует инновации в масштабах образовательного учреждения, системы образования в целом.
Поддерживающие инновации родители, представители общественности играют важную роль в инициировании и реализации инновационных изменений в образовании. К сожалению, не столь значительную роль играют различные фонды, которые могли бы выражать интересы бизнес - сообщества.
Позиция общественности, да и сами образовательные учреждения значительно отличаются друг от друга в зависимости от региона и муниципального образования. Даже внутри одного муниципального образования могут сложиться кардинально отличающиеся отношения между образовательным учреждением и общественностью (прежде всего, родителями учащихся). Поэтому отношение общественности в конкретном муниципальном образовании, микрорайоне, к той или иной образовательной инновации также может быть различным, что влечёт за собой поддержку или сопротивление инновационным изменениям. Особые социально-политические условия России влекут за собой чаще всего апатичное сопротивление инновациям, превращающееся в скрытое сопротивление при негативной общественной оценке новшеств, затрагивающих интересы населения.
В зависимости от обстоятельств при попытках осуществить инновационные изменения общественность оказывает давление через представительные и исполнительные органы власти (чиновники также могут иметь своё мнение по поводу той или иной инновации, причём это мнение может кардинально отличаться от мнения профессионального сообщества).
Отношение общественности к инновациям в образовании, осуществляемым на различном уровне, различное. В зависимости от обстоятельств общественность может:
• оказывать давление на органы управления образованием с тем, чтобы они подключились к решению проблемы;
Народное образование 9'2008
Анатолий Вифлеемский. Инновации в системе образования
• противостоять потенциальному введению планируемой инновации;
• не предпринимать ничего (апатия), что может быть расценено и как молчаливое согласие.
К сожалению, в большинстве случаев общественность не участвует в принятии решения о внедрении инноваций, что негативно сказывается на развитии образования. Иногда общественность поддерживает администрацию образовательного учреждения во внедрении инноваций, иногда пытается блокировать их, иногда возникает резкий протест (в частности, это происходит с ЕГЭ или реструктуризацией сети сельских школ в некоторых территориях), но чаще относится апатично.