Транспортные тарифы. Затраты на перевозку

Транспортные тарифы – это плата и сборы, взыскиваемые за перевозку грузов, а также правила их исчисления. Транспортные тарифы являются основой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

· платы за перевозку грузов;

· сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правил исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

· транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

· покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Тарифы по отношению к объему. Анализ структуры затрат на перевозки показал, что грузы больших объемов обеспечивают перевозчику снижение общих издержек на услуги. Именно эта закономерность легла в основу формирования тарифов, ориентированных на объемы. Последние в структуре тарифов могут отражаться несколькими способами.

Во-первых, они могут быть установлены прямо в зависимости от величины перевозимых грузов. Если поставка мала, ниже некоторого предписанного количества, ее оценивают соответствующим тарифом; тарифные преимущества начинают проявляться, когда груз достигает объемов применяемого транспортного средства или тары (контейнера) и т. д.

Во-вторых, может применяться система классификации грузов, которая принимает в расчет и вид (например, Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов – ЕТСНГ и др.).

Структуры тарифов, связанных с объемами, обычно более сложные, чем рассмотренные здесь, поэтому они должны быть предметом специального изучения.

Тарифы по отношению к расстоянию включают несколько разновидностей. Среди наиболее известных необходимо отметить следующие:

Единые тарифы. Простота может быть ключевым фактором в установлении структуры тарифа: существует единый тариф, независимо от расстояний между пунктами отправления и назначения (рис. 21 а). Например, доставка писем, открыток и телеграмм в пределах России. Эта форма обоснована тем, что значительная часть общих затрат по доставке почты приходится на переработку отправлений, а они не связаны с расстоянием.

Пропорциональные тарифы. Для тех видов транспорта, у которых общие затраты формируются, в основном, за счет выполнения рейсов (авто-, воздушный транспорт), компромиссом между простотой тарифов и затратами на обслуживание являются пропорциональные тарифы.

Зная только два тарифа, можно определить все другие тарифы для грузов (рис. 21 б). Хотя данный метод имеет несколько очевидных преимуществ благодаря своей простоте, ясно видна дискриминация грузоотправителей на дальние расстояния по отношению к преимуществам коротких рейсов.

Сужающиеся тарифы. Общая структура тарифа строится на принципе «сужения». Так как конечные затраты включаются в издержки на линии, тариф, соответствующий им, увеличивается с расстоянием, но затем динамика роста постепенно снижается (рис. 21 в). Главной причиной этого является постепенное распределение конечных и других постоянных затрат на большое расстояние. Степень «сужения» будет зависеть от уровня постоянных издержек, которые несет транспортник, и величины экономии в масштабе рейса. Это означает, что для железнодорожного и водного транспорта такое «сужение» будет сильнее, чем для автомобильного и воздушного.

Рис. 10.1. Тарифы по отношению к расстоянию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: