Рыночные отношения в сфере природопользования

В экологическом законодательстве Республики Казахстан закреплено достаточное количество принципов использования природных ресурсов. Одним из важнейших принципов современного механизма государственного правового регулирования рыночных отношений является возмездное использование природных ресурсов. Принцип платности природопользования имеет долгую и непростую историю становления в качестве элемента доктрины регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и основы формирования правового института платности природопользования в Казахстанском законодательстве. В связи с изменениями в политической, социальной, экономической и экологической системе устройство государства и общества существенно менялись декларируемые мотивации взимания экологических платежей, представления о ее экономической и правовой природе, уровень законодательного обеспечения, а также правовые формы взимания платы за осуществления право природопользования. Соответственно, на наш взгляд, значительно увеличился круг субъектов права природопользования. Изучение и определенный правовой анализ данного процесса необходим для понимания сути трансформаций, которые происходили с системой экологических платежей за использования природных ресурсов, для выявления наиболее позитивных и негативных тенденций ее развития. Политические и экономические реформы в РК конца 80-х и 90-х гг. были сопряжены с радикальным изменением государственной политики в вопросе о платности природопользования. В этот период был законодательно закреплен принцип взимания платы за использования природных ресурсов в качестве базового и основополагающего принципа регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Принцип платности впервые был уже закреплен еще при Советском Союзе. В дальнейшем данное положение значительно модернизировалось и получило свое эволюционное правовое развитие в принятом в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 года. В статье 5 устанавливается, принцип платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду. Новизна заключалась в четком правовом закрепление принципа платности за использование природных ресурсов, а также полезных свойств и компонентов, извлекаемых из окружающей среды в процессе хозяйственной и иной антропогенной деятельности человека. Кроме того, в новом, едином кодифицированном акте, регулирующим общественное отношение в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, устанавливается и законодательно закрепляется новый порядок использование природных ресурсов. Совершенствование законодательства в данной области и развития правового института платности природопользования проявилась в связи с принятием и введение в действие Налогового кодекса РК, Бюджетного кодекса РК. Они заключаются в придании плате за природопользование преимущественно налоговой формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и заставляют обратиться к исследованию проблемы ее правовой природы, а также соответствия налоговой формы экономическому и экологическому содержанию отношении, лежащих в основе ее взимания. Но своем научном исследовании мы в основном разрабатываем теоретические и практические проблемы правового регулирование установление государством платы за использования природных ресурсов и конкретный механизм ее взимания. В связи с этим мы считаем необходимым, прежде всего, обратив пристальное внимания на реальное действующий государственно-правовой механизм регулирование экологических платежей, который санкционирован государством и закреплен в нормативно правовых актах.

Также механизм взимания платы за использование природных ресурсов, которое находят свое отражения и юридическое закрепления в конкретных договорах заключаемых между компетентными государственными органами и природопользователями, то есть между субъектами общественных отношении сфере природопользование. Проводя научный анализ правовой природы экологических платежей, как составного элемента государственно-правового механизма управления экологией, мы пришли к определенным выводом.

Во-первых, на наш взгляд, реальное развитие сферы законодательного обеспечения правового института экологических платежей в Республики Казахстан получило с момента обретения Казахстаном независимости и государственного суверенитета и развитием системы национального законодательства.

Во-вторых, совершенствование, развитие и реформирование природоохранного и экологического законодательства Республики Казахстан четко обозначало правовую природу системы установление и взимания платы за использование природных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: