Работа любого предприятия, даже очень небольшого, зависит от наличия товаров, сырья, материалов, услуг, которые ему предоставляют другие предприятия. Работник, принимающий решения о закупках подобен жонглеру, который хочет удержать в воздухе несколько предметов. То есть работнику одновременно надо учесть все составляющие общей цели. Цену выбрать низкую, качество высокое, сроки малые, надежность поставки высокая и т.п.
1.Сущность, задачи и функции закупочной логистики
Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами (МР): планирование, закупки, доставка, приёмка, контроль качества, размещение на складах, хранение и выдача в производство.
Основная важнейшая функция закупок – это снабженческая результативность в виде обеспечения деятельности каждой фирмы необходимыми материальными ресурсами (МР). Эту функцию рассматривается с 2-х сторон (в 2-аспектах):
1). Тактическая подфункция – выражается в реализации (действии) оперативного плана в виде проведения ежедневных операций по закупкам с целью избежания дефицита или отсутствия необходимой продукции.
|
|
2). Стратегическая подфункция – это процесс управления закупками, который отражает взаимодействие фирмы с поставщиками и потребителями, а также планирование и разработку закупочных схем и методов.
В целом функциями закупочной логистики являются:
· формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
· получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
· выбор поставщиков;
· определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества, заказываемых материалов и изделий;
· согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
· контроль над сроками поставки материалов;
· выходной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
· доведение материальных ресурсов до производственных подразделений, поддержание на нормативном уровне заказов материальных ресурсов на складах.
Эти функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с подразделениями: отдел маркетинга, производства, служба подготовки производства, бухгалтерия, юридический отдел, финансовый.
Основными задачами, которые решаются при закупках являются:
«Что купить»; «У кого купить»;
«Сколько купить»; «На каких условиях купить».
Управление закупочной деятельностью осуществляется по фазам: планирование, организация, учет, контроль, анализ процесса закупок.
Переход к рыночной экономике привел к возрастанию роли закупочной логистики. Основными важными задачами при этом являются следующие:
|
|
1. Задача растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком;
2. Сокращение времени внедрения новой продукции;
3. Сокращение действия производственного цикла;
4. Обострение конкуренции.
Основная цель внедрения логистического подхода в закупках – удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Для выполнения этой цели необходимо решить следующие проблемы:
ü выдерживание обоснованных сроков закупок сырья, материалов и комплектующих изделий;
ü обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них;
ü соблюдение требований производства по качеству сырья.