· определение перечня возможно требуемых услуг;
· установление порядка предпродажного и послепродажного обслуживания;
· подготовка документации и обучение пользователей товаров;
· контроль над качеством обслуживания;
· подготовка помещений для хранения запчастей и проведения ремонтных работ;
· управление транспортными средствами и др. работами, а также перемещениями обслуживающего персонала.
2.Формирование системы логистического сервиса
и классификация видов сервисного обслуживания
Формирование Л.сервиса предполагает проведение комплекса работ.
Последовательность работ по формированию системы логистического сервиса:
1. Сегментация потребительского рынка. (Для каждой из групп могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления).
2. Определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг.
3. Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень и сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей.
4. Определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка.
|
|
5. Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг.
6. Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Сегментация может быть проведена по различным признакам: по географическому, по характеру оказываемых услуг и т.д.
Исследования выполняются путем проведения опросов потребителей.
Классификация видов сервисного обслуживания:
Сервис потребительского спроса:
· сроки поставок
· комплектность
· готовность и частота поставок
· погрузка и разгрузка
· безотказность и своевременность
· способ заказов
Производственный сервис:
· доработка и модификация
· испытание и устранение ошибок
· монтаж и наладка
· обучение персонала
· организация эксплуатации
Послепродажное обслуживание гарантийные работы:
· снабжение запчастями
· проведение ремонтных работ
· инфраструктура сервиса
· подготовка ремонтного персонала
· утилизация старой продукции
· рекламная деятельность
· эксплуатационная документация
· каталоги и прейскуранты
· включение в информационную сеть
· техническая документация
· правила приемки и гарантии
Финансово-кредитный сервис вариантность оплаты:
· банковские и коммерческие кредиты
· система скидок и льгот
· государственные международные кредиты
· новые дополнительные формы кредитов
3.Количественная оценка уровня логистического обслуживания
Существует ряд количественных оценок системы сервиса с позиций поставщиков и потребителей услуг.
|
|
Основным критерием является уровень логистического обслуживания, который оценивается коэффициентом:
(1)
где m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса
М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Пример. Оптовое предприятие торгует запасными частями для промышленных изделий определенных марок. Общий список запчастей для одной марки составляет 200 единиц. На предприятии в наличии имеется 50 единиц. Уровень обслуживания, рассчитанный по формуле (1) составит:
Кv = (50/200) *100% = 25%
Другой критерий – временной, определяется по формуле
(2),
где: N - количество услуг, которое практически (теоретически) может быть оказано;
n – фактически оказанное количество услуг;
ti – время на выполнение i – ой услуги.
Для оценки уровня выбираются наиболее значимые виды услуг, которые реализуются с более значительными затратами, а их отсутствие ведет к существенным потерям.
Существуют зависимости, которые характеризуют расходы на сервис и потери с отсутствием сервиса в зависимости от уровня обслуживания (рис.1).
Рис.1.Зависимость затрат и потерь от величины уровня сервиса.
1). Кривая F1 – зависимость расходов на сервис показывает, что от 70% и выше затраты на сервис растут экспоненциально и при достижении уровня в 90% увеличение объема логистического сервиса невыгодно.
2).Кривая F2 – показывает зависимость потерь, связанных с ухудшением уровня обслуживания.
3).Кривая С – выражает решение логистической задачи поиска оптимальной величины уровня обслуживания в зависимости от затрат.
4.Критерии качества логистического обслуживания
Для оценки качества л. обслуживания применяются следующие к ритерии качества логистического обслуживания:
· надежность поставки – определяет способность поставщика соблюдать обусловленные сроки поставок. Важно наличие в договоре обязательств (гарантий) и мер ответственности за нарушение сроков.
· полное время от получения заказов и до поставки партии товаров - длительность заказа, включающая оформление заказа, изготовление (при отсутствии на складе), упаковка отгрузка, доставка.
· гибкость поставки - степень удовлетворения изменяющихся пожеланий клиента в процессе выполнения заказа.
· наличие запасов на складе поставщика.
· возможность предоставления кредитов
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Объектами логистического сервиса являются различные потребители материального потока (рис.2). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Рис. 2. Варианты поступления материального потока в систему потребления.
В принципе, возможны следующие шесть основных вариантов организации системы сервиса, причем все они имеют свои достоинства и недостатки.
1. Сервис ведется исключительно персоналом производителя.
2. Сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя.
3. Для сервиса создается консорциум производителей отдельных видов оборудования, а также деталей и узлов.
4. Сервис поручается независимой специализированной фирме.
5. Для выполнения сервисных работ привлекают посредников (агентские фирмы, дилеры), несущих полную ответственность за качество и удовлетворение претензий по сервису.
Работы, относящиеся к ТО, поручаются персоналу предприятия-покупателя.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Григорьев, М.Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М.Н.Григорьев, С.А.Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 782 с., (с. 427-445)
2. Логистика / Под ред. Б.А.Аникина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2000. -352 с., (с.60-85)
|
|
3. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ: ДАНА,2000.,(с.56-70)
4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник, - М.: ИНФРА – М, 2001. – 608 с. – (Серия «Высшее образование»)., (с.60--92)
5. Чудаков А.Д., «Логистика»: Учебник. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 480 с., (с.8-34)