Особенности личности несовершеннолетних, которые совершают корыстные преступления

Следует отметить, что это важное условие необходимо для качественного применения тактических приемов, что, в свою очередь, повышает эффективность многих следственных действий.

Сформировавшееся мнение практических работников о том, что для изучения личности несовершеннолетнего преступника можно ограничиться сбором формальной информации о подозреваемом, обвиняемом, на сегодняшний день является неактуальным и не отображает истинных потребностей следственной тактики.

Именно личность преступника, исследованная с криминалистических позиций, наиболее полно выражает не только его социальную сущность, но и преступный профессионализм, что позволяет определить наиболее вероятные поиски подозреваемого лица, прогнозировать возможные следственные ситуации и меры по их разрешению[5].

К обстоятельствам, характеризующим личность обвиняемого, относятся: социальный статус обвиняемого (принадлежность к определенной социальной группе), социально-демографическая характеристика (пол, возраст, национальная принадлежность, место жительства, образование и т.д.); социальные функции личности (выполняемые виды деятельности в системе общественных отношений); нравственно-психологическая характеристика, выражающая отношение к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям, психофизиологическая характеристика (психическое состояние до совершения, в момент его совершения и после).

Уместно отметить и такую особенность, что в отношении несовершеннолетних далеко не всегда выносится мера наказания в виде лишения свободы, что, в свою очередь, порождает склонность к совершению новых преступлений.

Комплекс сведений о личности несовершеннолетнего должен быть оптимальным как с точки зрения полного изучения личности, так и с позиции решения поставленных задач уголовного судопроизводства. Формальный подход к изучению личности просто недопустим, что неоднократно отмечалось в научной литературе, поскольку если исследовать личность подростка исключительно с процессуальной точки зрения, то установленные рамки окажутся слишком узкими для решения тактических вопросов. Следователю необходимо знать о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом намного больше, чем просто информацию, имеющую доказательственное значение, поскольку эти сведения в дальнейшем могут помочь установить психологический контакт, вызвать доверие и желание давать правдивые показания.

Необходимо обратить внимание на то, что обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого могут повлиять на степень и характер ответственности. Если в ходе предварительного расследования личность несовершеннолетнего не была изучена в полном объеме, то в процессе уголовного судопроизводства не представляется возможным восполнить данные о личности обвиняемого, которые, возможно, могли повлиять на определение наказания. При возникновении таких ситуаций дело необходимо направлять на дополнительное расследование, тем не менее, судам необходимо также всесторонне, объективно и полно исследовать данные о личности подсудимого в связи с тем, что указанные обстоятельства могут повлиять на определение вида и размера наказания.

в структуре личности несовершеннолетнего необходимо выделить наиболее важные элементы, несущие значительную криминалистическую нагрузку. К ним можно отнести:

1. Персонографические или социально-демографические признаки: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, национальность, гражданство, социальное окружение, влияющее на его поведение и формирование мировоззрения, и т.д.

2. Психические процессы: свойства восприятия и памяти, речь, скорость мыслительных процессов, интеллектуальное развитие личности несовершеннолетнего учитываются как при выборе тактических приемов, так и в самой методике расследования.

3. Темперамент несовершеннолетнего отражает интенсивность, скорость и ритм психических процессов и состояний. Важно учитывать особенности темперамента при установлении психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым.

4. Психические состояния. В основном наиболее криминалистически значимыми являются эмоциональные состояния личности (стресс, тревога, страх и т.д.), они довольно четко проявляются, особенно у несовершеннолетних, что делает их достаточно несложными для визуального восприятия. Разрабатывая тактику любого следственного действия, важно учитывать психические состояния участников.

5. Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на окружающую действительность, межличностные отношения, жизненная позиция и т.д. Сведения о характере (привычная для человека устойчивая форма поведения в деятельности и общении) могут помочь в установлении фактической картины события преступления при избрании тактических приемов и методов.

Проведенное нами исследование уголовных дел о корыстных преступлениях, совершенных несовершеннолетними, дало возможность понять, что личность несовершеннолетнего преступника необходимо изучать в большем объеме, нежели личность взрослого. Характерной особенностью корыстного преступника является то, что это не случайно оступившийся человек, а личность, состоящая из ряда неизменных отрицательных черт, исключительно связанных с материальной выгодой и неспособностью воспринимать объекты вне собственной выгоды.

Особенности психики несовершеннолетних:

1. искаженное представление о нравственных понятиях (смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность);

2. неумение оценивать человека;

3. эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость;

4. обостренное отношение к окружающему, незнакомому при отсутствии знаний и опыта;

5. повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии;

6. стремления к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению "любой ценой";

7. неприятия "чужих советов", педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;

8. желания показать и доказать свою "зрелость", стремления к лидерству;

9. внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: