Задачи и функции закупочной логистики

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики, является удовлетворение потребности производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Это достижение зависит от решения целого ряда задач.

Эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

- выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

- обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребности в них.

- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

В западной практике, закупочной деятельности выработан ряд рекомендаций.

В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:

· обращаться с поставщиками также, как с клиентами фирмы;

· не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

· знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

· соблюдать принятые на себя обязательства;

· учитывать в деловой практике интересы поставщика;

· поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

Простейший алгоритм решения задачи, может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения (рис. 1), перечня тина рынка и постановки вопроса относительно его структуры и динамики.

Выделяют следующие тины рынков:

1. непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

2. опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

3. рынки замените;

4. новые рынки.

При проведении анализа, важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются запросы потенциальных потребителей. Эти исследования могут рассматриваться внутри предприятия. Изучение рынка с целью закупок сырью и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Изучив рынок и остановивших на каких- либо конкретных поставщика, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках.

Прежде всего, определение потребности означает, выявление товаров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами:

· путем определение потребности на основе заказов;

· планомерного определения потребности на основе расходов.

Определение потребностей на основе заказов (ПР: машиностроение), происходит путём разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными - в узлах, из которых комплектуются изделия, третичными - в деталях, из которых состоят узлы.

Если потребности на основе заказов не могут быть определенны, то используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. В этом случае потребность определяется при помощи расчетных методов.

Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требующие длительного хранения, закупаются, в сроки, близкие к потреблению. Материалы разового и постоянного потребления, требуемые к определённому моменту, закупаются на условиях договорной поставки.

Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

· простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);

· калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);

· постоянная калькуляция точны учет издержек по каждой операции).

Применяют следующие виды анализа цены:

1. анализ цены на всех стадиях - от возникновения продукта до его поступления потребителю (постатейной калькуляцией определяют цену нетто, включая заготовительные расходы);

2. анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведенных работ и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);

3. анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъективных оценочных критериев определяется, сколько данный продукт может стоить на рынке);

4. анализ цены по первичным издержкам на единицу продукции;

5. анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы и пр.);

6. анализ цены во временном периоде (сравниваются старое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются изменения в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях ….).

Транспортные расходы тоже находятся в поле зрения органов материально-технического обеспечения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, способ их упаковки, методы перегрузки в случае смешанных сообщений.

Важной служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами:

Первый метод: анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за покупки. Он выбирает поставщика исходя, прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы.

Второй метод: заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.

Третий метод: применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка.

С 1980-х годов в организации закупочного процесса на некоторых фирмах усиливаются плановые начала. Планирование процесса приобретения продукции и услуг для удовлетворения потребностей фирмы находится в общем, русле процесса управления ресурсами и становится важной функцией в снабженческой деятельности. В ходе планирования учитывается ряд факторов:

- темпы инфляции и возможность девальвации валют ряда стран, ведущие к росту цен.

- рост концентрации капитала на рынке поставок.

- технологическое развитие производства.

- появление новых материалов… без чего трудно оценить перспективы развития снабженческих служб фирм.

Руководство многих фирм давно осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительные воздействия на рост её прибыли, наряду с продажей продукции. Практически новые отношения к функции снабжения, реализуется через разработку планов или основных положений стратегии закупок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов:

Важности предполагаемой закупки (с точки зрения её, потенциального воздействия на характеристики производимой продукции, сокращение производственных издержек и уровень прибыли);

Особенности рынка поставок (ограниченности рыночных возможностей, наличие барьеров на пути проникновения на рынок, монопольный или олигопольный характер рынка).

В практике материально технического снабжения случаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества, в связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объёма поставок низкокачественных товаров. В большинстве случаев, некондиционные товары возвращаются компании виновнику, оплата за них не производится, возможны штрафные санкции.

Одной из относительно новых форм снабжения, являются также создание на фирмах центров по закупкам. При анализе фактов, являющих на формирование состава такого центра, необходимо учитывать, что степень вовлеченности персонала фирмы в закупочный процесс, меняется, на различных его стадиях. Так, при первичной закупке, когда наблюдается заинтересованность в этом процессе большинства функциональных подразделений, их представители принимают участие в работе центра. По мере того, как процесс закупки переходит от стадии осознания потребности в данной закупке, к конечной стадии – заключение договора с поставщиком, ответственность за принятие решения, переносится на руководство отделом снабжения.

Долгосрочная кооперация с поставщиками, характерная для современного рынка товаров, производственно- технического назначения. В странах Западной Европы, ставят перед отделами снабжения ещё одну задачу- определение баланса между ресурсами поставщика и потребителя, т. е. Реализацию концепции управления совместными ресурсами.

Например: компании «Сааб – Сканиа» (Швеция) в задачу отдела снабжения входят, такие функции как: разработка основы технического решения предъявляемых требований, в движение конкретных предложений по технологии разработок, обеспечение тестирования компонентов в лаборатории компаний. В этой фирме принято, что отдел снабжения отвечает за все контакты с поставщиками. Он так же служит связующим звеном по передачи запроса и результатов совместной деятельности между компанией и поставщиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: