Тема: «Международное морское право». «Национальность судна», «Влияние реальной связи государства с судном»

Национальность – принадлежность объекта определённому государства (продолжение юрисдикции государства).

Судно – отдельная и самостоятельная единица государства, имеет правовую принадлежность государству и правовую связь с ним (наличие взаимных прав и обязанностей; применение национального права).

1) Судно должно иметь только одну национальность, иначе возникнет коллизия в применяемом праве (принцип эксклюзивности национальности судна; если флагов больше – у него нет национальности).

2) Судно обязательно должно иметь регистрацию, чтобы носить национальность. Национальность и регистрация в данном случае взаимообусловливающие категории.

3) Право плавать под флагом государства – часть суверенитета, поэтому его должны признавать все иные государства.

4) Судно не может переменить флаг во время плавания, в порту; перемена возможна только в случае новой регистрации.

5) Суда имеют иммунитет и обладают неприкосновенностью со стороны других государств.

Правовые источники, которые регулируют национальность морского судна:

· Конвенция ООН 1982 года по морскому праву, ст. 91-94.

«Каждое государство определяет условия предоставления национальности судну, условия регистрации судна, а также права плавать под флагом государства».

Между государством и судном должна существовать реальная связь.

· Женевская Конвенция об открытом море, статья 5.

Реальная связь – государство должно эффективно осуществлять контроль над судами, плавающими под его флагом.

· Конвенция ООН Об условиях регистрации судов.

Не только государство, имеющее выход к морю, имеет право на то, чтобы под его флагом плавали суда, но и то, которое не имеет выхода к морю.

Закреплён принцип эксклюзивности национальности.

Судно не имеет право переменить свой флаг во время плавания и стоянки в порту.

В РФ основной источник – Кодекс Торгового Мореплавания (КТМ), в котором содержатся нормы, которые соответствуют вышеуказанным Конвенциям.

Легального понятия национальность судна нет (только статья 5 Женевской Конвенции, но там в частности).

Теория расширения государственной территории.

Судна, плавающие под флагом государства, считаются территорией этого государства.

Национальность и регистрация.

Национальность является субстантивной категорией, то есть она сохраняется, длится во времени. А регистрация – временная категория.

Национальность – это правовая концепция, функциональная теория.

Обе эти категории могут носить как частный, так и публичный характер.

Публичный характер национальности – судно принадлежит государству, находится под его юрисдикцией.

Частный характер национальности – в некоторых государствах национальность судна определяется через его принадлежность на праве собственности юридическому или физическому лицу.

Публичный характер регистрации заключается в том, что регистрация сообщает другим государствам, что это судно наделено правом плавания под флагом и есть иммунитет. Проявляется в фиксации, учёте судна в органах регистрации.

Частный характер – в определении права собственности на это судно.

При регистрации судна выдаётся сертификат (в РФ – свидетельство). С момента его выдачи официально закрепляется национальность.

Сертификат должен всегда храниться на борту судна.

Кристофер Хил: регистрация нужна и для того, чтобы третьи лица знали, кому предъявлять претензии.

Реальная связь между государством и судном.

Концепция реальной связи разработана в деле «Нотэ Бома» (?) 1939 года.

Связь: 1) Между судном и государством? 2) Между судовладельцем и государством?

Проблема реальности связи – спор между государствами о национальности судна (реальности связи) решается или по согласию, или в судебном порядке.

Легального определения реальной связи нет.

Эффективность связи – эффективный контроль.

Реальность – наличие, существование связи; а правоотношения вытекающих из существования определяют эффективность.

Реальная связь, по мнению некоторых авторов, не имеет отношения к национальности. Она нужна только для правового применения юрисдикции (норм права).

Судебное решение по делу О нефтяном танкере «Сайга».

Реальная связь является основанием для определения национальности.

В некоторых странах морское судно является движимым имуществом (Швеция, например). Но в Швеции морское судно тоже подлежит государственной регистрации.

Эффективность контроля в трёх аспектах:

1) Административный – государственное обеспечение, поддержка судна; государственный контроль за судном; ответственность государства за судно.

2) Технический – индустриальные вопросы в отношении всех видов технических решений (как его строить).

3) Социальный – человеческий фактор (персонал) и другие социальные вопросы, возникающие на борту.

Сравним национальность судна и гражданство человека.

Сходство:

1. Принадлежность государству, нахождение под его юрисдикцией.

2. Специальная процедура для получения.

3. Выдаётся специальный документ, который является доказательством.

4. Осуществление государством правовой защиты в отношении судна / гражданина.

5. Наличие связи между человеком и государством, судном и государством.

Различия:

1) Физическое лицо может иметь двойное (и даже тройное) гражданство, а у судна одна национальность.

2) Сертификат является срочным, они могут быть временными (на время перерегистрации, например).

Удобные флаги.

Удобные флаги = флаги открытого регистра.

Удобные флаги – это флаг любой страны, позволяющей регистрацию иностранного судна на условия, которые являются удобными для лиц, производящих регистрацию (меньшие сборы; например, флаг Либерии).

Утрачивается смысл реальной связи и национальности.

Судно плавает и в открытом море, а на него не распространяется юрисдикция никакого государства, поэтому очень важна национальность судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: