Национальность – принадлежность объекта определённому государства (продолжение юрисдикции государства).
Судно – отдельная и самостоятельная единица государства, имеет правовую принадлежность государству и правовую связь с ним (наличие взаимных прав и обязанностей; применение национального права).
1) Судно должно иметь только одну национальность, иначе возникнет коллизия в применяемом праве (принцип эксклюзивности национальности судна; если флагов больше – у него нет национальности).
2) Судно обязательно должно иметь регистрацию, чтобы носить национальность. Национальность и регистрация в данном случае взаимообусловливающие категории.
3) Право плавать под флагом государства – часть суверенитета, поэтому его должны признавать все иные государства.
4) Судно не может переменить флаг во время плавания, в порту; перемена возможна только в случае новой регистрации.
5) Суда имеют иммунитет и обладают неприкосновенностью со стороны других государств.
Правовые источники, которые регулируют национальность морского судна:
· Конвенция ООН 1982 года по морскому праву, ст. 91-94.
«Каждое государство определяет условия предоставления национальности судну, условия регистрации судна, а также права плавать под флагом государства».
Между государством и судном должна существовать реальная связь.
· Женевская Конвенция об открытом море, статья 5.
Реальная связь – государство должно эффективно осуществлять контроль над судами, плавающими под его флагом.
· Конвенция ООН Об условиях регистрации судов.
Не только государство, имеющее выход к морю, имеет право на то, чтобы под его флагом плавали суда, но и то, которое не имеет выхода к морю.
Закреплён принцип эксклюзивности национальности.
Судно не имеет право переменить свой флаг во время плавания и стоянки в порту.
В РФ основной источник – Кодекс Торгового Мореплавания (КТМ), в котором содержатся нормы, которые соответствуют вышеуказанным Конвенциям.
Легального понятия национальность судна нет (только статья 5 Женевской Конвенции, но там в частности).
Теория расширения государственной территории.
Судна, плавающие под флагом государства, считаются территорией этого государства.
Национальность и регистрация.
Национальность является субстантивной категорией, то есть она сохраняется, длится во времени. А регистрация – временная категория.
Национальность – это правовая концепция, функциональная теория.
Обе эти категории могут носить как частный, так и публичный характер.
Публичный характер национальности – судно принадлежит государству, находится под его юрисдикцией.
Частный характер национальности – в некоторых государствах национальность судна определяется через его принадлежность на праве собственности юридическому или физическому лицу.
Публичный характер регистрации заключается в том, что регистрация сообщает другим государствам, что это судно наделено правом плавания под флагом и есть иммунитет. Проявляется в фиксации, учёте судна в органах регистрации.
Частный характер – в определении права собственности на это судно.
При регистрации судна выдаётся сертификат (в РФ – свидетельство). С момента его выдачи официально закрепляется национальность.
Сертификат должен всегда храниться на борту судна.
Кристофер Хил: регистрация нужна и для того, чтобы третьи лица знали, кому предъявлять претензии.
Реальная связь между государством и судном.
Концепция реальной связи разработана в деле «Нотэ Бома» (?) 1939 года.
Связь: 1) Между судном и государством? 2) Между судовладельцем и государством?
Проблема реальности связи – спор между государствами о национальности судна (реальности связи) решается или по согласию, или в судебном порядке.
Легального определения реальной связи нет.
Эффективность связи – эффективный контроль.
Реальность – наличие, существование связи; а правоотношения вытекающих из существования определяют эффективность.
Реальная связь, по мнению некоторых авторов, не имеет отношения к национальности. Она нужна только для правового применения юрисдикции (норм права).
Судебное решение по делу О нефтяном танкере «Сайга».
Реальная связь является основанием для определения национальности.
В некоторых странах морское судно является движимым имуществом (Швеция, например). Но в Швеции морское судно тоже подлежит государственной регистрации.
Эффективность контроля в трёх аспектах:
1) Административный – государственное обеспечение, поддержка судна; государственный контроль за судном; ответственность государства за судно.
2) Технический – индустриальные вопросы в отношении всех видов технических решений (как его строить).
3) Социальный – человеческий фактор (персонал) и другие социальные вопросы, возникающие на борту.
Сравним национальность судна и гражданство человека.
Сходство:
1. Принадлежность государству, нахождение под его юрисдикцией.
2. Специальная процедура для получения.
3. Выдаётся специальный документ, который является доказательством.
4. Осуществление государством правовой защиты в отношении судна / гражданина.
5. Наличие связи между человеком и государством, судном и государством.
Различия:
1) Физическое лицо может иметь двойное (и даже тройное) гражданство, а у судна одна национальность.
2) Сертификат является срочным, они могут быть временными (на время перерегистрации, например).
Удобные флаги.
Удобные флаги = флаги открытого регистра.
Удобные флаги – это флаг любой страны, позволяющей регистрацию иностранного судна на условия, которые являются удобными для лиц, производящих регистрацию (меньшие сборы; например, флаг Либерии).
Утрачивается смысл реальной связи и национальности.
Судно плавает и в открытом море, а на него не распространяется юрисдикция никакого государства, поэтому очень важна национальность судна.