Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой официальное соглашение о сотрудничестве между фирмами. Его участники (самостоятельные компании нескольких стран). Предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления для выполнения задач в соответствии со своей корпоративной миссией. Такие альянсы могут иметь или не иметь организационной формы.
Стимулом к созданию МСА является стремление к минимизации затрат в рамках ценностной цепочки за счет использований и взаимного дополнения конкурентных преимуществ компаний (в том числе и соперничающих) других государств. МСА, в частности, обеспечивают:
· обеспечение доступа к ресурсам (материальным, финансовым, технологическим, информационным), производственному и управленческому опыту соответствующей страны, что особенно важно в связи с сокращением жизненного цикла продукции;
· преодоление институциональных (торговых, инвестиционных и т. п. барьеров);
· облегчение адаптации к местным требованиям;
· снижение риска (путем его распределения);
· экономию на масштабах;
· облегчение противостояний конкурентам (альянс может быть оборонительным и наступательным);
· ускорение реакции на потребности рынка, коммерциализации новшеств.
МСА — важное орудие в глобальной конкуренции. Они являются инструментом деятельности национальных фирм по всему миру, достижений необходимых конкурентных преимуществ. Существуют следующие типы международных стратегических альянсов, особенности которых отражены в табл. 5.
Таблица 5
Особенности различных типов МСА

1. Горизонтальные МСА создаются компаниями, ведущими деятельность на одной и той же ступени технологического процесса, или производящие одинаковые товары и услуги.
2. Вертикальные МСА объединяют поставщиков, дистрибьюторов и потребителей.
3. Родственные диверсифицированные МСА учреждаются фирмами, производящими как взаимодополняемые, так и взаимозаменяемые товары.






