Виды фирм, действующие на мировом рынке

По принятой в научной теории классификации на мировом рынке действуют три вида фирм: международные, многонациональные и глобальные.

Международные компании, базируясь в одной стране, производят значительную часть продукции на экспорт, одновременно импортируя необходимое сырье и полуфабрикаты.

При этом основные стратегические задачи, решаемые с помощью экспорта и импорта международными компаниями, можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Стратегические задачи, решаемые с помощью экспорта и импорта международными компаниями

Экспорт Импорт
Расширение производства, увеличение прибыли и валютных ресурсов Достижение экономии на масштабах производства Использование сравнит. преимуществ Модернизация и расширение производственной базы фирмы Возможность более выгодного обновления оборудования Расширение ассортимента, увеличение производства и сбыта на внутренних рынках

Многонациональные компании располагают дочерними фирмами (филиалами), находящимися в различных государствах, которые выпускают продукцию прежде для их внутреннего рынка, а также стран со схожими потребительскими предпочтениями покупателей. Распределение функций стратегического управления в различных типах МНК приведено в таблице 2.

Отделения в каждой стране создаются с учетом местных условий и, в известной степени, независимы от стратегического центра.

Последний формулирует лишь основные цели фирмы, с учетом которых подразделения, сохраняя автономию в производстве, сбыте, оперативном управлении, сами решают свои собственные задачи. Центр же оказывает им необходимые консультации, осуществляет контроль над финансовой и маркетинговой политикой.

Считается, что менеджеры одновременно учитывают две культуры — страны базирования и страны пребывания, в результате чего создаются гибридные формы, устраняющие крайности.

Таблица 2

Распределение функций стратегического управления в различных типах МНК

Современные тенденции в области унификации товаров и технологий, снятие внешнеэкономических ограничений (либерализация) правительствами многих стран, усиление процесса обмена информацией через Интернет, спутниковые системы, телекоммуникации и пр. приводят ко все большему распространению глобальных фирм.

Термин глобальный используется тогда, когда мир рассматривается как единое целое без национальных границ и различий между потребителями.

В основе глобализации лежит международная экономическая интеграция. Она стирает грани между субъектами и создает единое мировое экономическое пространство. Поскольку ресурсы и технологии становятся общедоступными, конкуре перекосится, прежде всего, в область качества.

Глобализация меняет масштабы, и условия соперничества, делает конкурентную среду чрезвычайно подвижкой, развивает различные источники преимуществ, порождает глобальную конкуренцию, в условиях которой одни и те же фирмы конкурируют между собой в любой точке планеты.

Такая конкуренция возникает тогда, когда компания максимизирует прибыль, размещая предприятия, производящие стандартную продукцию, по всему миру без учета национальных особенностей покупателей. Причем их позиция и конкурентные преимущества в одной стране поддерживают позиции и преимущества в других государствах.

Глобальные фирмы обладают прочными позициями на всех рынках, используют глобальные информационные системы, материальные ресурсы, с лёгкостью перемещая их в нужную точку, а также опыт и ноу-хау по всей планете. Они осуществляют интеграцию производственных мощностей и координацию набора выпускаемых продуктов в мировом масштабе. Это позволяет им иметь более низкие издержки даже по сравнению с многонациональными компаниями.

Конкретные различия между многонациональными и глобальными компаниями приведены в табл. 3.

Таблица 3

Различие между многонациональными и глобальными компаниями

Международная хозяйственная деятельность может осуществляться в следующих организационных формах[4]:

1) межнациональная корпорация;

2) транснациональная корпорация;

3) международная финансово-промышленная группа;

4) международный стратегический альянс;

5) международное совместное предприятие.

Рассмотрим их подробнее.

Межнациональная компания (МНК) обычно представляет собой объединение фирм нескольких стран на основе картельного соглашения. В мире таких структур немного. В качестве примера можно привести англо-голландскую фирму «Шелл». Под транснациональной компанией (ТНК) понимается корпорация, ведущая операции через самостоятельные дочерние фирмы и филиалы, находящиеся в разных странах. Обычно она имеет форму треста, концерна (чаще всего) или конгломерата.

В децентрализованной ТНК, называемой иногда интергломератом, головной фирмой осуществляется финансовое руководство и контроль; а входящие в нее предприятия имеют статус центров прибыли, вырабатывающих и реализующих собственные производственные и рыночные стратегии.

Принципиальное отличие ТНК от МНК состоит, в том, что ее головная структура имеет четкую национальную принадлежность, например, «Дженерал Моторз» — американская фирма; «Тоета» — японская; «Сименс» — немецкая и т. д.

Основным и чертами ТНК являются[6]:

• активное участие в международном разделении труда, производстве, мировых хозяйственных связях и их регулировании;

• движение капитала относительно независимо от процессов в национальных границах;

• стремление оказывать влияние на экономическую и политическую ситуацию внутри стран и на международной арене.

ТНК — основа и результат глобализации мировой экономики, основанной на интернационализации производства (обычной фирме присуща лишь интернационализация сбыта). Сегодня с полным правом можно говорить о международном производстве и международном продукте.

ТНК — центральное звено мирового производства; им принадлежат наиболее современные и крупные предприятия. Они являются способом адаптации (в форме диверсифицированной монополизации) производственных отношений к международному уровню развития производительных сил, к тому, что концентрация производства и капитала внутри страны перерастает национальные границы и становится материальной базой мировой экономики.

Огромный объем товаров, производимых ТНК, создает основу нового типа международного разделения труда (международное разделение труда между странами дополняется международным разделением труда внутри фирмы, когда продукт, произведенный в одной стране, вне их рамок не имеет законченной формы).

Поэтому ТНК могут использоваться в качестве инструмента внешней политики страны происхождения (хотя и ее правительство не может их полностью контролировать). В результате многие государства утрачивают контроль над частью своей экономики и направлениями экономической политики, не могут принимать многие самостоятельные решения. Последние (скажем, о размещении предприятий) раз и навязываются им ТНК (например, ТНК размещают предприятия там, где удобно им, а не принимающим странам), и эти тенденции постоянно усиливаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: