Совместные предприятия

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли разнообразные формы собственности. Рядом с государственной появились частная собственность, реальная кооперативная собственность, акционерные предприятия, разного рода товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди многочисленных новых форм собственности определенное место заняли и смешанные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.

Совместные предприятия — относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. В экономической литературе в большинстве случаев совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования совместного предприятия, так и за рубежом.

Кроме смешанных предприятий на территории России появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат иностранным владельцам (ИНП). Наконец, при изучении данной темы следует обратить внимание и на то, что в нашей печати употребляется еще один, так сказать, родственный термин — предприятия с иностранными инвестициями (НИИ). Это понятие охватывает как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями. Но поскольку основную часть предприятий с зарубежными капиталовложениями составляют все-таки СП, то мы будем употреблять именно этот термин в отношении всех предприятий, в которых в той или иной степени задействован иностранный капитал.

Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. В нашей стране ответы на него давались самые разные, в том числе и такие, что, дескать, «участие социалистического государства обеспечивает на смешанных предприятиях социалистические производственные отношения в рамках общенародной формы собственности» Такое определение можно было бы считать верным при наличии двух условий: во-первых, если существовавшую в Советском Союзе государственную форму собственности были бы достаточные основания рассматривать в качестве социалистической и, во-вторых, если партнером советского предприятия оказалась бы фирма из другой «социалистической» страны. Во всех остальных случаях указанное определение социальной сути СП не соответствовало реальной действительности не только потому, что содержание государственной собственности в бывшем СССР не было социалистическим, но еще и по той причине, что капиталистические партнеры тогдашних совместных предприятий не давали никаких клятв по поводу своего отказа от присвоения прибавочной стоимости, что и явилось условием воспроизводства капиталистических экономических отношений.

Но вернемся к нынешним реалиям существования СП и попытаемся определить их социальную сущность. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства разных собственников, то, казалось бы, что в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности. На наш взгляд, вряд ли это имеет место. В действительности происходит объединение двух форм собственности и образование на их базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими долю материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров или услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП. Иными словами, совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Развитие же международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия, возникло значительно позже первого пути, но в последние десятилетия оно обретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ. Так, в ситуации, когда невозможно через участие в МРТ получить новую технологию или выйти со своей новой технологией и продукцией на мировой рынок, когда не удается быстро освоить производство остродефицитной продукции в стране, тогда целесообразно идти на создание совместных предприятий с зарубежными предпринимателями.

По сравнению с международным разделением труда СП представляют собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Это находит свое выражение в том, что участники совместных предприятий складывают материальные и финансовые ресурсы для осуществления производства товаров или услуг, совместно распределяют доходы, сообща несут риски и убытки, объединенно управляют всеми производственными и реализационными циклами. Короче говоря, в совместном предприятии происходит согласование всех производственных процессов и осуществляется совместное ими управление.

Важной особенностью совместных предприятий в отличие от других форм международного экономического сотрудничества является их быстрая реакция на изменяющуюся политическую ситуацию в странах базирования. Политическая стабильность в странах создает благоприятные условия для организации смешанных предприятий. В странах же с неясными политическими перспективами иностранные предприниматели воздерживаются делать капитальные вложения.

Однако согласованные действия партнеров не означают, что они стремятся облагодетельствовать друг друга. Организован смешанное предприятие, каждый из партнеров реализует свои собственные интересы.

Если смешанное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то российской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара. Где бы капитал ни действовал, всюду его основным побудительным мотивом является присвоение прибыли. Не подлежит никакому сомнению, что эту же цель он преследует и при создании смешанных предприятий. При этом иностранный капитал стремится получить как можно больше прибыли от своего участия в эксплуатации природных и трудовых ресурсов страны, в которую он внедрился. Направляясь на чужую территорию, капитал в своих коммерческих расчетах принимает во внимание не только стоимость рабочей силы, но и качество вовлекаемых в оборот земель, полезных ископаемых и профессиональную подготовку кадров, технические и технологические параметры, емкость ее внутреннего рынка, а также возможность расширения экспорта совместно произведенной продукции на рынках третьих стран и другие факторы, влияющие на величину прибыли. Следовательно, с экономической точки зрения участие капиталистических предпринимателей в создании смешанных хозяйствующих единиц выступает как особая форма экспорта капитала.

Вывозимый за границу капитал, как правило, обладает гибкой маневренностью в международных экономических отношениях и в равной мере высокой экономической организованностью. Но в то же время он разработал целую систему собственной юридической защищенности. Так, в целях достижения своих экономических интересов капитал использует всевозможные юридические средства для характеристики разнообразнейших форм и способов защиты собственных средств производства и материалов, присвоения производимых продуктов и получаемых доходов, а также других интересов. Юридические нормы обеспечивают капиталу спокойное и гарантированное международное движение.

Следует отметить, что иностранный капитал участвует в создании СП на территории России не только под воздействием сиюминутного стремления получить больше прибыли, но и по другим соображениям. Так, по данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам.

Российская сторона, подобно иностранному партнеру, при создании совместных предприятий тоже имеет свои экономические интересы. Прежде всего СП должны способствовать преодолению глубоких народнохозяйственных диспропорций, обеспечив увеличение производства дефицитных у нас товаров, в том числе товаров народного потребления. В отдельных случаях производство товаров на совместном предприятии даже при импорте им деталей будет предпочтительнее, чем импорт из-за рубежа готовых изделий, так как расходы валюты в этом случае будут сведены к минимуму/

Важную роль совместные предприятия способны сыграть в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами. Так, хотя последние президенты США обещали новому российскому руководству устранить препятствия на пути взаимной торговли, американский Конгресс до сих пор не отменил злополучную поправку Джексона—Вэника, лишающую российских экспортеров режима наибольшего благоприятствования. Совместное российскоамериканское предприятие может просто обойти это препятствие, так как его товары выступают на рынке США под американским флагом.

Наконец, несмотря на то, что создание СП представляет собой развитие международной кооперации производства, но один из партнеров, скажем, иностранный, может использовать свое участие в нем для производства деталей и других частичных изделий с целью поставок их на свое материнское предприятие. И тогда совместное предприятие превращается в одного из участников международного производственного кооперирования, т.е. в субъекте углубления международного разделения труда в его внутриотраслевой форме.

Во многих случаях необходимость создания совместных предприятий порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации совместно го предприятия. Одним из таких условий может быть недостаток имеющихся средств для возникновения предприятия оптимальных размеров или экономия средств по каким-либо соображениям. Привлечение же иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание нового или расширения действующего предприятия, уменьшает издержки производства в результате рациональной организации труда и сбыта, применения передовой технологии и сокращения транспортных расходов.

Все перечисленные выше составляющие комплекса российских интересов в создании совместных предприятий при своей реализации должны привести к повышению получаемой ими прибыли, к росту эффективности функционирования всей национальной экономики. Как видим, взаимная заинтересованность участников СП материализуется в конечном результате их деятельности — масштабах прибыли, которая является источником дальнейшего развития производства.

Совместные предприятия получили широкое распространение во многих регионах мира, в том числе и в промышленно развитых странах. Этому содействуют существующие законодательные основы большинства государств, привлекают иностранный капитал на свою национальную территорию. Однако в каждой из заинтересованных стран, поощряющих приток зарубежных инвестиций, разработаны свои системы. Так, в Норвегии действующее законодательство по созданию СП предусматривает приоритетное использование ими местных материалов и рабочей силы. В Испании организация совместных предприятий разрешается при условии, если доля иностранного участника не превысит 50% общего капитала. В Турции законодательные нормы по организации СП поощряют частную собственность. В то же время в таких промышленно развитых странах, как Англия, Германия, Бельгия и Швейцария нет системы законодательного поощрения иностранных капиталовложений. Там исходят из принципа, что зарубежные инвесторы должны функционировать на общих основаниях с местными предпринимателями.

В России совместные предприятия впервые возникли еще в 20-е гг. Тогда советское правительство считало возможным развивать совместное предпринимательство с капиталистическими партнерами, так как это отвечало экономическим интересам страны. Например, нарком внешней торговли Л. Красин говорил, что «гораздо важнее создавать новые ценности, чем только обменивать их или перемещать существующие. Развитие производств — вот основа народной экономики и международных экономических отношений»

Первые совместные предприятия с участием капиталистических компаний стали создаваться в нашей стране в форме концессий. После публикации декрета Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Об общих экономических и юридических условиях концессий» Главный концессионный комитет при Совнаркоме получил сотни предложений на предмет участия в концессиях. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессионных договоров в обрабатывающей, горной и других отраслях народного хозяйства. По числу концессий на первых местах находились Германия, США, Англия и Япония, а по величине инвестированного капитала — Англия, Швейцария и Германия.

Принципиальная юридическая особенность концессий состояла в том, что государство сдавало иностранцам в аренду на определенных условиях предприятия или участки земли, оставаясь их полным хозяином. Это означало, что концессии были государственно-капиталистическими предприятиями. Смешанные советско-иностранные хозяйственные структуры достаточно успешно функционировали. В лучшие времена они давали в год на вложенный в обрабатывающую промышленность рубль на четыре рубля доходов Они приносили высокий доход в государственную казну, намного превышающий доходы от других аналогичных, но исключительно государственных предприятий. Со свертыванием нэпа начался процесс сокращения числа концессий. В 1930 г. было ликвидировано 30 совместных предприятий с участием капиталистических компаний, а в 1937 г. исчезли и последние концессии.

Во второй половине 80-х гг. идея совместного предпринимательства была возрождена и получила свое легитимное оформление. 30 января 1987 г. в СССР был издан Указ Президиума Верховного Совета «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью смешанных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», на основе которого стала регулироваться деятельность смешанных предприятий. Впоследствии в Российской Федерации была принята группа законов, непосредственно касающихся вопроса иностранных инвестиций в отечественную экономику. Главным среди них является Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», вступивший в силу 1 сентября 1991 г.

В соответствии с существующим законодательством создание смешанных предприятий на территории России предполагает прохождение нескольких ступеней. В частности, заинтересованный хозяйствующий субъект предпринимает следующие шаги[3]:

· представляет определенную форму СП — вид товарищества, АО и другие;

· обозначает зарубежного участника;

· предоставляет технико-экономическое обоснование предприятия;

· составляет совместно с партнером устав предприятия; подписывает договор с избранным партнером;

· регистрирует СП в Министерстве финансов Российской Федерации.

После осуществления всех мер, предусмотренных нормативными актами, регулирующие процесс создания смешанных предприятий на территории России с участием зарубежного капитала, созданное СП получает статус юридического лица, срок деятельности которого указывается в учредительных документах. По российскому законодательству, зарегистрированные смешанные предприятия получают право осуществления хозяйственной деятельности на основе коммерческих принципов самофинансирования и самоокупаемости независимо от государственного сектора экономики. Но в то же время, между предприятиями и государственным блоком предприятий не существует глубокого крепостного права, так как СП потребляют те же природные, материальные и трудовые ресурсы, что и предприятия государственного сектора, вступают с последними в экономические отношения на договорной основе и в значительной мере также работают на внутренний рынок, удовлетворяя производственные и личные потребности. Поэтому в российской экономике проблема взаимодействия СП с государственным сектором является вполне актуальной и по мере увеличения их числа ее значимость будет возрастать.

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней мере, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот марш, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах. Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку совместные предприятия по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике России, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых условиях для всех участников. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную самостоятельность создаваемых на территории России СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности совместных предприятий, государство не может остаться безучастным зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важнейших экономических и социальных задач текущего или перспективного значения. Иными словами, совместные предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики России.

Смешанные предприятия на территории России образуются с участием одной или нескольких иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий, объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» на ее территории могут быть созданы смешанные предприятия различных форм.

В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала. При этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного предприятия.

Чаще всего смешанные предприятия возникают путем вовлечения иностранного капитала в деятельность по расширению масштабов производства и повышению эффективности уже функционирующих предприятий и объединений. Это делается либо через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал, либо посредством приобретения какого-то количества акций функционирующего предприятия, либо через покупку имущества российской фирмы. При этом при создании СП задача отечественных предпринимателей состоит в квалифицированной оценке финансовых и научно-производственных возможностей партнера, состояние которых способно обеспечить применение новых технологий и вывести отечественные предприятия с готовой продукцией или полуфабрикатами на труднодоступный мировой рынок.

Возникшие таким путем СП, как правило, представляют собой инвестиционный контракт, заключенный партнерами по поводу сооружения капиталоемких объектов — гостиниц, офисов, промышленных предприятий или отдельных производств, предусматривающих использование оборудования иностранного инвестора. Договор о совместном предприятии предусматривает регулирование таких вопросов совместной деятельности, как определение масштабов производства, раздела и сбыта продукции, порядок выплаты налогов, систему управления и сроки сотрудничества.

Создание новых предприятий или значительное расширение существующих нередко требует крупных финансовых ресурсов, которых может и не быть у участников этого процесса. Тогда к делу подключаются иностранные банки. Они могут финансировать создание объекта от стадии проектирования до его пуска. Проектное финансирование давно применяется промышленно развитыми странами при сооружении предприятий в развивающихся государствах. Суть его состоит в том, что иностранное финансовое учреждение без гарантий местных правительств или банков предоставляет займы только жизнеспособным проектам, реализация которых обеспечит выплату займа и процентов по нему. Чтобы не оказаться в проигрыше, финансовые советники кредиторов проекта тщательно изучают его экономические параметры и осуществляют контроль вплоть до окончания строительства. Это гарантирует финансовое обеспечение объекта в течение всего срока его сооружения и ускоряет завершение строительства.

С организационной точки зрения смешанные предприятия могут выступать в однозаводских и многозаводских формах. Напомним, что среди однозаводских форм предприятий, принимающих участие в международных экономических отношениях, имеются малые, средние и крупные предприятия, а в группе многозаводских предприятий — тресты, комбинаты, концерны и другие производственные объединения. Но в России в настоящее время СП образуются преимущественно в разных однозаводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий. И это не удивительно, так как при подобных формах иностранный инвестор быстрее приспосабливается к условиям местного рынка и к тому же рискует небольшими масштабами своего капитала. При этом на выбор организационных форм совместного предпринимательства оказывают такие критерии, как сфера деятельности СП — промышленность, торговля и другие — и намечаемые масштабы производства. Сделанный выбор организационной формы имеет важное значение для привлечения иностранного инвестора, от которого зависят поставки оборудования, передача технологии и управленческого опыта.

Что касается социальных форм совместных предприятий, то здесь также возможно их большое разнообразие, обусловленное переходом национальной экономики к рыночной системе. Первоначально, когда у нас отсутствовало акционерное законодательство, создаваемые в России СП преимущественно выступали в форме полных, смешанных и с ограниченной ответственностью товариществ. Теперь, когда в нашей стране могут формироваться акционерные общества, то совместные предприятия можно организовать в форме АО открытого и закрытого типов. Более того, многие созданные ранее разного рода совместные товарищества преобразуются в акционерные общества. По российскому законодательству о собственности и товарищества, и акционерные общества суть субъекты частной собственности, что имеет немаловажное значение для иностранного партнера. В самом деле, если последний стал участником совместной предпринимательской деятельности с государственным предприятием, то чиновники, представляющие государственную собственность, согласно российскому Закону «О предприятиях и предпринимательской деятельности» не имеют «права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющими, за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законодательством РФ».

В качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта СП имеют уставный фонд учредительного капитала, который образуется за счет первоначальных и дополнительных взносов их участников. Вклад в уставный фонд можно внести в виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме зданий, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Как правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и оборудования, лицензий и ноу-хау и оценивается как в российской, так и иностранной валюте с перерасчетом последней в рубли по официальному валютному курсу на день подписания договора о создании смешанного предприятия.

Российский участник чаще всего предоставляет в уставный фонд СП землю, природные ресурсы здания и сооружения. Вклад российского партнера в уставный фонд оценивается в том же порядке, что и зарубежного. При этом стоимость материальных ценностей обеих сторон определяется по договорным ценам с учетом цен мирового рынка. Если таковые отсутствуют, то стоимость вносимого имущества устанавливается по согласованию сторон.

Смешанные предприятия отличаются друг от друга не только видами вкладов, но и соотношением долей собственности их участников. Это также очень важный социальный аспект, характеризующий особенности СП. Имеющийся опыт организации смешанных предприятий странами Восточной Европы с промышленно развиты ми государствами Запада свидетельствует, что большинство восточноевропейских участников этих компаний имело долю в общем капитале около 64%, примерно в одной четверти СП капитал распределялся поровну, и лишь в 11,6% совместных предприятий восточноевропейским участникам принадлежала меньшая часть капитала.

Первоначально законодательством нашей страны предусматривалось, что доля российской стороны в уставном фонде учредительного капитала должна составлять не менее 51%. Может быть, на первом этапе реформы столь высокий уровень отечественных участников смешанных предприятий имел основания. Тогда партнерами являлись предприятия разных форм собственности — «социалистической» и капиталистической, и в этом случае по идеологическим мотивам надо было обеспечить приоритет первой. Ныне же, когда формы собственности участников СП фактически стали социально однородными, так как не только индивидуальная и акционерная, но и государственная собственность по отношению к другим формам выступает как частная, нет никакой идеологической, а тем более экономической необходимости определять участие российских партнеров на столь высоком уровне. Поэтому эти правила были пересмотрены. В настоящее время российская сторона соглашается на значительно меньшее участие своего капитала в совместных предприятиях.

Это нужно было сделать еще и потому, что контроль над компанией определяется не только уровнем участия в капитале, но и тем, кто поставляет оборудование, запасные части, технологию и другие факторы производства. Кроме того, не всегда имеет смысл брать на себя большую часть ответственности, особенно при выходе с новыми товарами на внешние рынки, наконец, надо учитывать тот общеизвестный факт, что зарубежного партнера волнует не столько соотношение долей собственности, сколько законодательные гарантии свободного ее изъятия, вывоза прибылей, общепринятые способы решения возникающих споров и другие практические вопросы. Иностранный инвестор стремится иметь такой организационно-правовой режим, который гарантировал бы ему получение максимального экономического эффекта от своих заграничных капиталовложений.

Сформированный учредительный капитал — это фундамент финансовой деятельности совместного предприятия. Он может периодически пополняться специальными отчислениями прибыли от собственной производственной или коммерческой деятельности СП.

Будучи хозяйствующими юридическими лицами, совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и функционируют на основе коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они самостоятельно разрабатывают и осуществляют про граммы производственной деятельности и организуют сбыт своей продукции. Совместные предприятия по своим обязательствам сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство базирования не несет за результаты их деятельности. Но их имущество подлежит обязательному страхованию в страховых органах Российской Федерации и охраняется существующим законодательством: оно не может быть временно изъято государством или принудительно отчуждено за плату, тем более оно не подлежит ни полному, ни частичному принудительному безвозмездному отчуждению в пользу государства. Какое-либо взыскание на имущество совместных предприятий может быть наложено только компетентными судебными органами России или по договоренности партнеров третейским судом.

Важнейшим моментом, определяющим систему функционирования совместных предприятий, является выработанный их участниками порядок распределения доходов. После уплаты предусмотренных государством налогов, а также отчислений в резервный фонд и фонды производственного и социального развития полученная предприятием прибыль распределяется в соответствии с условиями соглашения: в паевых товариществах — по долям внесенного имущества, в акционерных обществах — по акциям, а в контрактных соглашениях — договоренности. Российское государство предоставляет зарубежным партнерам возможность беспрепятственно переводить свою долю полученной прибыли за границу в иностранной валюте. При этом все валютные расходы смешанного предприятия должны осуществляться за счет средств, полученных от реализации продукции на внешнем рынке.

Актуальной проблемой организации совместных предприятий стала разработка методов управления ими. Опыт функционирования СП в России показал, что важным аспектом управления является обеспечение их квалифицированными кадрами. Труд в смешанных предприятиях требует специальной подготовки даже тех россиян, которые получили внешнеторговое образование. Это связано со спецификой функционирования СП. Разумеется, работа в этих предприятиях граждан Российской Федерации способствует приобретению ими нужных профессиональных навыков. Однако такой способ является не самым экономичным методом подготовки кадров. Он хорош в том случае, когда накладывается на прочные экономические, юридические, языковые знания, полученные заранее на специализированных кафедрах институтов, университетов, в бизнес- школах и других учебных заведениях.

Одна из важных сторон управления совместными предприятиями — разделение руководящих функций между Партнерами. От него в большой степени зависит общий результат деятельности предприятия и обеспечение интересов каждого его участника. Поэтому они тщательно регулируют решение этой проблемы. Как правило, иностранные инвесторы требуют значительных полномочий при организации управления совместными предприятиями. Но в целом после завершения переговоров по указанной проблеме высшим органом совместного предприятия является правление, назначенное его участниками. Оперативной деятельностью СП занимается дирекция, которая состоит из российских и иностранных граждан. При этом председателем правления и генеральным директором совместного предприятия не обязательно должны быть граждане Российской Федерации.

Необходимой экономической предпосылкой организации эффективных совместных предприятий сейчас признается хорошее знание производственных и социальных возможностей национальной экономики, текущих и перспективных проблем развития процессов расширенного воспроизводства. Эффект получает тот, кто может полнее судить о конкретном состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс международных экономических отношений. Рассматривая вопрос об организации оптимальных смешанных предприятий, надо учитывать тот факт, что она намечает решение задач, разных по своему производственному масштабу. Речь идет о том, что в одном случае создание СП имеет дело с решением народнохозяйственных задач, а в другом предполагается совершенствование производственных процессов в масштабе регионов или даже на уровне отдельных предприятий.

Народнохозяйственный аспект предполагает выяснение экономической целесообразности образования СП с точки зрения интересов всей национальной экономики, о нахождении наиболее эффективного включения их в народнохозяйственную структуру страны. Достичь этой цели можно в том случае, когда формирование СП происходит на основе четко продуманной стратегии развития национальной экономики, а также связано с глубоким анализом производственного и коммерческого значения привлекаемых иностранных ресурсов для развития СП. Опыт Китая, Бразилии и некоторых промышленно развитых стран показывает, что хорошо продуманная и экономически обоснованная государственная стратегия формирования смешанных предприятий есть необходимое условие их бы строго создания, а впоследствии и бесперебойного функционирования. Одновременно такая государственная стратегия становится не заменимым условием для ориентации заинтересованных иностранных предпринимателей в создании СП.

Государственный контроль за процессом развития совместных предприятий позволяет учитывать вид различных хозяйств, занятых их организацией, а также соотношение величин собственности, принадлежащих разным партнерам. Это дает возможность исследовать особенности деятельности СП и в случае необходимости использовать в качестве позитивного примера такие методы рыночного функционирования предприятий, как система участий, методы маркетинга, внутрифирменные отношения в структуре транснациональных корпораций. Совершенно очевидно, что изучение и использование отдельных элементов рыночного механизма будет содействовать улучшению системы функционирования и отечественных предприятий, совершающих постепенный переход на рельсы рыночной экономики. Региональные задачи решаются на основе тех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает данная территория. Предприятия, расположенные в регионах и находящиеся под контролем региональной администрации, должны его и регулироваться при их вступлении в смешанные предприятия с зарубежными партнерами. Конечно, этот контроль должен осуществляться, когда это оказывается абсолютно необходимым делом, как, например, при распределении валютной выручки, уплате налогов, при переводе части прибыли за рубеж и некоторых других операциях. Об итогах функционирования СП на нашей страны можно судить по нижеследующим данным (табл. 4)[3].

Таблица 4

Основные результаты деятельности СП и иностранных предприятий на территории России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: