Какие конкретно реформы предстоят немецкому высшему образованию?

В основу немецкой системы образования в XIX и XX веках были положены т.н. гумбольдтские принципы: «обучение наиболее свободное и индивидуальное», «единство обучения и научной деятельности» и «индивид, занимающийся наукой в соответствии с собственными интересами». Несмотря на централизацию и использование образования в угоду пропагандистским целям при фашистском режиме, Западной Германии удалось создать либеральную и гетерогенную образовательную систему. ГДР даже под контролем коммунистической номенклатуры также смогла сохранить основы этой образовательной философии.

Ключевые полномочия в сфере образовательной политики находились и находятся до сих пор не в руках федерального правительства, а у федеральных земель или их специальных органов (Конференция министров культуры федеральных земель), либо у самих высших учебных заведений (Конференция ректоров ВУЗов), которые в конкурентном, дискуссионном режиме вырабатывают программу реформ. Это укоренено в традициях немецкого образования и имеет свою основу в конституционной норме Основного закона Германии о «принципе свободы»: «Искусство и наука, исследование и обучение независимы».

В соответствии с этим федеральное правительство не в праве оказывать влияние на формулирование содержательной стороны процесса обучения, тем самым ВУЗы как бы подталкиваются к участию в Болонской инициативе.

Один пример: учебные предписания, образовательный план и требования к аттестационным экзаменам (на диплом) утверждаются в Германии профессорским коллективом или специальными органами отдельных университетов. Компетенции в определении формы и содержания т.н. государственных экзаменов федеральные власти имеют только в том случае, если речь идёт о специальностях, которые предназначены для госслужбы (например, юриспруденция, педагогика, полиция или таможня). Это приводит к тому, что утверждённые на общенациональном уровне образовательные стандарты по другим специальностям интерпретируются на местах произвольно. Инженер в ВУЗе Баварии может пройти совершенно иной курс обучения, нежели его коллега из Берлина. Это же справедливо в отношении государственных экзаменов, например, на педагогических специальностях, когда перевод из Берлина в Баварию может оказаться невозможным по причине непризнания диплома.

В рамках Болонского процесса и концепции независимой сертификации образовательных специальностей, которая проводится не общефедеральным органом, а специальными аккредитованными при университете агентурами, предполагается введение общих стандартов для присвоения степеней бакалавра и магистра, которые были бы идентичными во всем «Болонском пространстве». В соответствии с системой баллов (пунктов) ECTS даётся оценка работе студентов (на семинарах, лекциях, экзамены и рефераты). В итоге подсчитывается общее количество «пунктов», на основе чего выдаётся соответствующее свидетельство, причём учитываются «пункты», полученные в другом университете. Бакалавра можно получить после 4 лет обучения при достижении 180-240 ECTS-пунктов, магистра – при дополнительных 60-120 пунктах.

Так же как и «зачётки» в рамках России, эти свидетельства будут признаваемы во всей «Болонской Европе» от Гибралтара до Владивостока. Для немецкого университетского профессора, который до сих пор был жёстко привязан к своей системе предмета, исследования и обучения и был тем самым независим от решений любой внешней инстанции (т.е. другого профессора), это означает полное переосмысление процесса обучения.

К этому с введением платы за обучение и других государственных регулирующих инструментов (например, финансирование университетов по количеству учащихся и в соответствии с другими определёнными параметрами – т.н. бюджетирование) добавляется жёсткая необходимость профилирования университетов и, в конце концов, маркетинга высшей школы с целью соответствия требованиям современного рынка.

Немецкие ВУЗы находятся сегодня в эпицентре поколенческих и парадигмальных изменений, которые ведут к фокусированию внимания на развитии образовательного рынка и рынка труда: образование сегодня – это не только нематериальная ценность, но ещё и продукт, который продаётся, приобретается и усовершенствуется.

Некоторые немецкие университеты уже увидели шансы, предоставляемые этими изменениями, и специфицировали свои предложения, чтобы быть в состоянии финансировать этот «образовательный бизнес» - частично уже при участии иностранных студентов, в том числе из России, которые сами платят за свою учёбу.

В Интернете (www.gate-germany.de и www.campus-germany.de) DAAD и немецкие ВУЗы рекламируют образовательный продукт Германии для иностранных студентов. Эти изменения вскоре ощутят на себе и тюменские студенты: с сентября 2006 г. в Тюмени наряду с новым лектором Фонда Боша будет работать DAAD-лектор, который займется рекламированием немецкого образования. Он будет координировать организацию курсов немецкого языка (в т.ч. платных) в Германии и прилагать усилия к установлению более тесных контактов между ВУЗами Германии и России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: