Россия и Болонский процес

Стоит сказать, что после всего лишь девятимесячного наблюдения над российским образованием в Институте истории и политических наук мне сложно охарактеризовать состояние Болонского процесса в России, но я намерен попробовать это сделать.

Благодаря общению со своими коллегами из Германии, часть которых работает в России уже несколько лет, я думаю, что вправе сделать некоторые выводы, которые я решил оформить в виде трёх дискуссионных тезисов (я готов обсуждать их в рамках личного общения по электронной почте):

1. Мобильность постепенно входит в моду в России и изменяет жёсткие структуры!

Представление стороннего наблюдателя, убеждённого в оседлости российских студентов и преподавателей, не соответствует истине. Несмотря на то что экономические условия для россиян не столь благоприятны, у студентов, аспирантов и доцентов присутствует жажда повышения своей квалификации, что означает: наращивать опыт пребывания за границей и вместе с тем знания языка и устанавливать новые связи. Даже при отсутствии сетевой взаимосвязи университетов по типу европейской, степень вовлечённости России в иностранное образование и просто пространство поражает. В результате опроса среди студентов 4 курсов ИИиПН я выяснил, что многие студенты уже бывали за границей: многие студенты могут вспомнить о проведенном времени в США по программам Work and Travel или AU PAIR, летних курсах в европейских университетах или даже долгом отдыхе в Европе. Лучшее - в том, что опыт во всех случаях позитивен и его из года в год всё больше!

Мне бы хотелось указать на тот факт, что как только семестровое пребывание российского студента в Европе станет правилом, а не исключением, то модулирование учебного плана появится само собой. Однако с организационной точки зрения система массовой досрочной сдачи экзаменов вряд ли возможна.

2. Несмотря на существующие риски, Россия должна, ощущая определённые недостатки для себя, доказать свою тягу к позитивным изменениям. Всегда что-то новое!

Так же как Германия, Россия сталкивается с проблемой существования долго лелеемой и признанной национальной образовательной системы. Вследствие глобализации для меня очевидно следующее: если есть желание не потерять будущих рынков и вместе с тем сохранить основу традиций относящейся к мировым лидерам образовательной системы, то адаптация к сетевым реалиям неизбежна.

Если единичный опыт реформирования какого-то образовательного направления окажется негативным, вследствие чего оно может быть даже коренным образом деформировано, позитивным моментом станет то, что Тюмень будет участником процесса развития образования в европейском и даже мировом масштабах. От ситуации периферийности к положению «ворот в Азию»!

Разделение учебного процесса на бакалаврский и магистерский этапы поможет России динамично адаптироваться в европейском образовательном пространстве и повысить её привлекательность для иностранных студентов.

Для российских студентов четырехлетний бакалавриат по сравнению с сегодняшним пятилетним дипломным обучением означает возможность упрощённого выхода на европейское образовательное поле. Возможность после российского бакалавра получить степень магистра в Европе или после обучения в Европе защитить диссертацию в России наконец-то станет реальностью.

Институты и факультеты университетов должны попытаться самостоятельно, не ожидая директив «сверху», ускорить процесс реформирования.

3. Демократическая и уверенная в себе Россия как связующее звено между культурными пространствами Европы и Азии, например Германии и Китая.

Насколько уверенно и порой патриотично относятся в России к прошлому страны, я смог почувствовать в различных ситуациях - как в Тюмени, так и при поездках по стране. Однако, несмотря на все трудности изменений (начиная с 1991 г.), у молодого поколения формируется открытый подход в оценках проблем своей страны, стоящих перед ними вызовов, вопросов демократии и международной конкуренции.

После всего, что я узнал о России и о чём поговорил с различными людьми, могу с уверенностью сказать, что Россия завоюет своё культурное и образовательное положение в формирующейся Болонской Европе. Если двери к обмену студентами будут и далее приоткрываться, то это послужит питательной средой для сближения культур Востока и Запада.

Опыт трансформации и хаоса, экономического кризиса и подъема и в целом существования в рамках различных общественных систем может быть истолкован не только как проблема социальной истории, но и как позитивная особенность России.

Россия с мая 2004 г. имеет общие границы с Европейским союзом и широкие связи с Центральной Европой благодаря сотням тысяч этнических русских, проживающих в прибалтийских республиках и в самой Германии. Калининградская область удалена от Берлина на расстояние 15 часов езды железной дорогой, и развитие транспортной инфраструктуры, особенно авиалиний, делает возможным быстрый и доступный по цене «трансферт», в том числе через Урал.

Я убеждён в том, что Тюмень и её соседние города (Екатеринбург, Пермь, Омск) смогут стать успешными партнёрами в построении трансевропейских социальных, экономических и образовательных сетей.

Напоследок несколько практических соображений по поводу Болонского процесса. В учебном 2005/2006 году в ИИиПН училась лишь одна иностранная студентка (Майке Линднер, ун-т г. Люнебург, Германия). Насколько мне известно, в Тюмени не было за это время больше ни европейских, ни американских студентов. Это ни в коем случае не вина «плохих» европейцев или американцев, а, по моему мнению, следствие отсутствия рекламной деятельности и как результат простое незнание. Через менее чем 5 лет Тюмень, при условии если Владивосток перейдёт на бакалавриат и магистрат, будет находиться В Центре европейского образовательного пространства. Свыше 20 % иностранных студентов в странах Болонского процесса приходится на выходцев из России, а другие 80 % в скором времени получат выгодную возможность обучения в России, почему не в Тюмени?

Способность людей в России гибко и прагматично преодолевать возникающие проблемы (например, языковой барьер) помогла мне и Майке Линднер спустя год пребывания в России чувствовать себя здесь как «рыба в воде».

Гостеприимность россиян, здешняя природа и множество сибирских легенд и сказаний могут привлечь внимание молодых людей: необходимо лишь только объяснить им, как можно получить возможность здесь обучаться. Я уверен, что в рамках Болонского процесса Тюмень может стать маленьким студенческим кампусом с множеством иностранных гостей[731].

Пер. с нем. А.В. Девяткова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: