Вторая международная школа «НАТО и Россия перед лицом глобальных вызовов современности» (Тюмень, 23 – 25. 11. 2005)

23 – 25 ноября 2005 г. на факультете истории и политических наук Тюменского государственного университета при поддержке Информационного бюро НАТО в Москве и Департамента образования и науки Тюменской области прошла Вторая международная Школа «НАТО и Россия перед лицом глобальных вызовов современности».

Слушателями Школы стали молодые преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов Тюменского, Уральского, Сургутского, Томского государственных университетов и Тобольского пединститута – всего 49 чел. Перед ними выступили 11 лекторов – политологи, международники и экономисты российских центральных и региональных академических и университетских центров.

Среди лекторов и экспертов Школы – ведущие сотрудники Института мировой экономики и международных отношений РАН (Афонцев С.А.), Института философии и права Уральского Отделения РАН (Подвинцев О.Б.), Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ (Никитин А.И.), Уральского, Тюменского и Томского государственных университетов.

В работе Школы приняли участие иностранные специалисты из Германии (Пэнке Джулиан, Германский совет по внешней политике) и Центрального Европейского университета (Шютт Оливер, Директор отдела специальных программ ЦЕУ).

Брюссельскую штаб-квартиру НАТО представлял в Тюмени главный координатор программ отдела сотрудничества со странами партнерами НАТО управления общественной дипломатии Петр Лунак.

Открывая эту – уже вторую за историю факультета – школу НАТО декан ФИиПН ТюмГУ, д.и.н., профессор С. В. Кондратьев, подчеркнул, что проведение школы приурочено к 60-летию факультета.

График работы Второй международной Школа был интенсивным, напряженным и одновременно четким: каждый день с 10 до 18 часов участникам предстояло выслушать и обсудить 5 обстоятельных докладов (конечно же, с перерывами на кофе-паузы и обед). Лекции касались не только вопросов и перспектив взаимоотношения НАТО и России, но и массы других весьма интересных сюжетов – «цветных революций» на постсоветском пространстве, будущего СНГ, взаимоотношений ООН, Евросоюза, НАТО и России, то есть, практически всего спектра актуальных проблем современных международных отношений.

Своеобразный тон и «планку» учебной сессии задал А.И. Никитин – д.п.н., профессор, директор Центра евроатлантической безопасности МГИМО (У) МИД РФ, президент Российской ассоциации политической науки (РАПН), выступив с докладом «Возможности и перспективы совместных операций Россия-НАТО по поддержанию мира в региональных конфликтах». Отметив, что сейчас вмешательство миротворческих миссий в международные конфликты стало нормой, докладчик скрупулезно описал проблемы правового и политического обеспечения этого участия. Основным препятствием здесь является соблюдение принципа суверенитета государства. В уставе ООН – единственного органа на современной международной арене, полномочным определять, когда этим принципом можно пренебречь – предусмотрено такие возможности для применения военной силы: самооборона, подержание мира и установление мира. Два последних случая являются основанием для вмешательства во внутренние дела государства. Однако вызовы современности все чаще переносят «центр тяжести» разрешения этого вопроса на региональные организации (АСЕАН, АРФ, ОАЕ и пр.), что тоже предусмотрено уставом ООН, точнее его 8-й главой.

Россия достаточно активно участвует в миротворческих операциях: постоянно в них занято 11-12 тысяч военнослужащих. В числе таких операций – урегулирование осетино-ингушского конфликта в 1992, таджикско-узбекского конфликта в 1995-97, миротворческие миссии в Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье, а за пределами постсоветского пространства – в Сьерра-Леоне. В 2002 была создана Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Как и НАТО, а также ЕС, ОДКБ создало силы быстрого реагирования – новый инструмент военно-политических действий.

В заключение А.И. Никитин подчеркнул, что на современном этапе нет противостояния между НАТО и Россией, есть стоящие перед ними общие риски и вызовы, отвечать на которые надо «вместе, а не вместо кого-то». Нужна новая концепция взаимоотношений, соответствующая современным условиям.

К.и.н., заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (г. Москва) С.М. Маркедонов коснулся темы урегулирования современных конфликтов. Его доклад «Южный Кавказ – полигон интересов: Россия, США, НАТО, ЕС» отличался детальным знанием и ясным анализом ситуации. Кавказ, по мнению С.М. Маркедонова, является не только зоной пристального внимания со стороны Евросоюза, США и НАТО, но и «головной болью» всего международного сообщества. «Коллапс безопасности» в этом регионе на рубеже 80-х – 90-х гг. прошлого века является фактором нестабильности мира в целом, таким образом, страны Запада не меньше России заинтересованы в прекращении конфликтов на Кавказе. Кровопролитные военные столкновения между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, между Грузией и Абхазией, равно как и Южной Осетией, которые объявили о своей независимости от первой, заставляют международные организации вмешиваться в «горячие» кавказские политические процессы, что ранее было «монополией» российской дипломатии. Кавказ – территория, где пересекается множество интересов, что имеет как свои плюсы (одна страна сейчас не может выступать миротворцем), так и минусы – внимание со стороны ведущих мировых организаций и держав рождает у кавказского истеблишмента завышенные ожидания, подстегивающие к радикальным действиям. Местные элиты тяготеют к НАТО и/или Евросоюзу, рассчитывая на их помощь в урегулировании внутрикавказских конфликтов. Переориентация Грузии, Азербайджана и даже Армении – традиционно пророссийски настроенного государства – на Запад не снимает проблему стабильности, но ставит ее в новой плоскости.

Тему, поднятую С.М. Маркедоновым продолжил следующий докладчик – О.Б. Подвинцев. На его взгляд, нестабильность в странах бывшего СССР есть прямое следствие распада этой «империи». России вследствие этого распад пришлось признать ограниченность своих возможностей на постсоветском пространстве, а любая попытка силового вмешательства с ее стороны во внутренние дела бывших советских республик стала восприниматься последними как проявление державных амбиций. Союз же с Россией объективно для этих стран носил конъюнктурный характер. Тем не менее, Россия в условиях распада сумела сохранить свою главную «жемчужину имперской короны» – Сибирь, в отличие от аналогичных процессов в других империях.

Постепенно, отметил О.Б. Подвинцев, постсоветское пространство перестает быть постсоветским. Определенным рубежом здесь выступают так называемые «цветные революции». К примеру, «оранжевая революция» на Украине несла в себе заряд обновления: люди захотели участвовать в принятии государственных решений, включились в политический процесс, они не побоялись назвать этот процесс «революцией». «Политическим кругам на Западе тоже стоит задуматься об “оранжевой революции”», – отметил лектор, ибо это явление, демократическое по сути. НАТО, безусловно, усиливает демократические тенденции в мире, заключил свое выступление Подвинцев.

Совершенно иной взгляд на роль НАТО в современном мире был представлен в докладе Петра Лунака, главного координатора программ отдела сотрудничества со странами-партнерами управления общественной дипломатии штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. В свое лекции «Будущее Североатлантического альянса» Петр Лунак обозначил и развенчал стереотипы в отношении НАТО. В частности официальный представитель НАТО заявил, что Альянс не был отражением Организации Варшавского договора: «НАТО – результат самостоятельной активности Европы, а также желания США участвовать в европейских процессах». Кроме того, НАТО сильно отличался от ОВД тем, что никогда не вторгался на территорию своих членов, не оккупировала их и не противодействовала выходу из Альянса. После распада СССР и ликвидации ОВД перед НАТО встали новые задачи, главная из которых – противодействие угрозам мировой безопасности. Как приспособить организацию, создававшуюся в иных исторических условиях и для других целей к современности? Здесь видится три сценария:

во-первых, НАТО остается классическим евроцентристским союзом, но тогда не ясно, как его компетенция может распространятся на иные географические зоны;

во-вторых, создание «коалиций желающих» (по примеру войны коалиции США и других стран против Ирака), где НАТО будет одной из сторон;

в-третьих, утверждение НАТО в качестве ядра и движущей силы международной глобальной безопасности. При этом Петр Лунак отметил, что Альянс вовсе не собирается быть «полицейским мира и врачом всех болезней мира», но может оказаться полезным в решении ряда международных конфликтов.

Также докладчик отметил конструктивность отношений НАТО с Россией, призвал работать с каждым конкретным случаем, а не мыслить схемами, отвечая на упреки Альянсу в его несанкционированных ООН действиях в Югославии в 1999 году. В завершении он добавил: «Гораздо легче выиграть войну, нежели выиграть мир после войны».

С докладом «Военно-политические организации в меняющимся мире» выступил д.и.н., директор Центра документации ЕС УрГУ А.Г. Нестеров. Со свойственной профессиональным историкам скрупулезностью он рассказал аудитории о генезисе и историческом развитии НАТО и Западно-Европейского Союза (ЗЕС). На данный же момент потенциал не только ЗЕС, но и НАТО представляются исчерпанными. Но в силу организационной инерции НАТО еще достаточно долго просуществует. У военно-политических организаций нет перспектив, все чаще их задачи решаются в рамках региональных союзов с военно-политическим компонентом (СНГ, ОАГ, Африканский Союз). НАТО в этом смысле превращается в организацию универсального типа с расширением полномочий и возможностей.

Представитель Германского совета по внешней политике Юлиан Пенке вместе с директором отдела специальных программ ЦЕУ Оливером Шюттом – оба в недавнем прошлом Bosh-лекторы кафедры новой истории и международных отношений ТюмГУ – провели мастер–класс для слушателей школы по вопросам принятия «ответственных решений» в современной мировой политики.

Перспективы сотрудничества России и НАТО в области борьбы с новыми угрозами международной безопасности стали предметом выступлений ведущего научныого сотрудника ИМЭМО РАН к.э.н. С.А. Афонцева, лектора МГИМО(У) МИД РФ к.и.н. А.В. Загорского, лектора ТомГУ к.и.н. Л.В. Дериглазовой и Оливера Шютта.

В своих оценках российские исследователи были пессимистичны, они продемонстрировали существенную разницу в целях и стратегиях НАТО и России на международной арене, тогда как их западный коллега интерпретировал сотрудничество России и НАТО как взаимовыгодное и неизбежное.

Школа завершилась круглым столом, на котором были подведены итоги ее работы и обозначены перспективы дальнейшего изучения роли НАТО в современном мире. Главная цель Школы – предоставить возможность всем ее участникам ознакомиться с современными подходами к пониманию положения НАТО и Россия в мировой политике на современном этапе ее развития – была успешно реализована.

М.Г.Агапов, А.В. Семенов (Тюм ГУ)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: