Санкции

7.1. В случае опозданий в поставке против сроков, указанных в настоящем контракте, Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 0,5% стоимости не поставленного в срок товара за каждую неделю просрочки в течение первых четырех недель и 1% - за каждую последующую неделю.

7.2. Общая сумма штрафа не должна превышать 20% стоимости не поставленного в срок товара.

7.3. Размер штрафа не может быть изменен в арбитражном процессе.

7.4. В случае, если опоздание в поставке товара превысит три месяца, Покупатель имеет право отказаться от Контракта или его части.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта у одного из партнеров могут возникнуть убытки, вызванные как непредвиденными расходами, так и упущенной выгодой. Убытки должны быть непредотвратимыми, непредвиденными и достоверными. Потерпевшая сторона должна разумными способами пытаться их уменьшить, поскольку признается только ущерб, который она не смогла предотвратить. При установлении размеров убытков обычно принимается рыночная стоимость товара, или некая средняя величина между рыночной и контрактной ценой.

Освобождение от ответственности. Форс-мажорные обстоятельства.

В ходе исполнения контракта могут наступить определенные чрезвычайные обстоятельства, препятствующие исполнению обязательств. Эти обстоятельства именуются «непредвиденными» или «форс-мажорными», и при их возникновении сторона не несет ответственности за неисполнение любых своих обязательств. Соответствующие условия в контракте называются «оговоркой о непреодолимой силе» или «форс-мажор».

К общим принципам определения непреодолимой силы относят:

1) объективный и абсолютный характер обстоятельств, которые должны распространяться на всех хозяйствующих субъектов, а не только на должника;

2) юридический форс-мажор - решения высших государственных органов, запрет экспорта или импорта, валютные ограничения и т.п.

При формулировке данной статьи контракта необходимо заранее оговорить, какие обстоятельства стороны относят с форс-мажорным, поскольку в разных странах они могут истолковываться по разному. Различают две категории обстоятельств непреодолимой силы по времени их действия:

1. Длительные (война, блокада, ограничительная торговая политика правительства и т.п.);

2. Кратковременные (пожары, наводнения, другие стихийные действия, замерзание моря и закрытие портов, отклонения в пути из-за военных действий, забастовки т.п.).

Форс-мажорная оговорка обычно состоит из двух частей: в первой содержится перечень различных чрезвычайных обстоятельств, во второй - положение об общей страховом случае и ином событии, не включенном в перечень. Она обычно формулируется так:

1. Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются забастовки, локауты, трудовые беспорядки, неприемлемые условия труда, аварии, задержки в пути, запрещения или иные проявления правительственной политики...

2..... или иные обстоятельства, находящиеся вне контроля каждой из сторон.

В случае, если стороны не включили в контракт условие о форс-мажоре, но определили применимое право, то условие о нем будет регламентироваться этим правом.

В международной торговле широко применяется форма форс-мажорной оговорки, предусматривающая две стадии в последствиях его наступления. На первой стадии срок исполнения контракта продлевается на определенный период, например 60 дней. Если по истечении этого периода обстоятельства форс-мажора продолжают действовать, каждая из сторон имеет право на расторжение контракта.

Контракты предусматривают обязанность стороны, для которой наступили такие обстоятельства, представить в оговоренный срок свидетельство торговой палаты, подтверждающее наличие форс-мажора. Иногда предусматривается, что требующая продления срока исполнения сторона должна направить другой стороне извещение о наступлении данных обстоятельств, оговариваются условия продления или расторжения контракта.

Страхование товаров

Стороны международного контракта купли-продажи обычно включают в него условия о страховании товаров на различных стадиях из продвижения, исполнения сделок, определяют место и плательщика страховых взносов. Как правило, эти действия производятся в соответствии с установленными контрактом базовыми условиями поставки товаров, которые были рассмотрены ранее, а виды и размеры страховых платежей определяются нормами международного и национального права, требующими специального изучения.

В принципе, договор страхования является отдельным договором и выполняет роль средства правового обеспечения интересов продавца и покупателя.

Страховой полис - это свидетельство или сертификат - документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. Страховой полис содержит отработанные в мировой практике нормы страхования и различные типовые и специальные (аварийные) оговорки - особые условия договора страхования.

Страховой риск - вероятное событие или совокупность событий, на случай которых производится страхование. Страховой случай - фактическое наступление события, повлекшее за собой определенные последствия или убытки. Он определяется и подтверждается специальными актами и другими документами.

Страхование производится на определенную сумму, определяющую исчисление (по действующим ставкам) страховых платежей и размер выплат при наступлении страхового случая.

Основной обязанностью страховщика является возмещение убытков, которые могут произойти из-за страхового случая, что определяется видами страховых рисков, обусловленных в договоре, и размерами возмещаемых убытков. Например, статья контракта «Страхование» может быть сформулирована следующим образом:

Продавец обязан застраховать товары, поставляемые по настоящему Контракту (по условиям СИФ) против обычных видов риска в счет стоимости товаров. Товар может быть застрахован от других видов риска только по указанию Покупателя и за его счет.

В практике международной торговли различают следующие виды убытков:

- номинальные - убытки, которые присуждаются к возмещению потерпевшей стороне как исправному контрагенту, когда она, будучи права по существу, не в состоянии привести (хотя и предпринимала к этому добросовестные попытки) достаточного обоснования из-за нарушения контрагентом условия контракта;

- убытки прямые - подлежащий к возмещению ущерб, возникший из-за нарушения условий контракта.

Особенностью морской перевозки является возможность возникновения различных убытков и расходов в результате аварий.

При этом различают:

- общая авария - это убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна или перевозимого груза от общей для них опасности. При этом возникшие убытки распределяются между сторонами, участвующими в общем морском предприятии. Такие убытки могут возникнуть при выбрасывании груза за борт судна при тушении пожара, сильном шторме и т.п.

- частная авария - это убытки по судну, грузу и фрахту, не попадающие под определение общей аварии, в том числе: стоимость выброшенного за борт самовозгорающегося груза, убытки, причиненные судну и грузу пожаром и т.п. Эти убытки не подлежат распределению, их несет потерпевший, или тот, на кого падает ответственность за их возникновение.

Страхование от транспортных рисков может быть морским, авиационным или наземным. Ответственность по договору страхования начинается с момента выдачи груза со склада отправителя и продолжается (с учетом перевозки, перевалки, хранения) до тех пор, пока он не будет доставлен на склад грузополучателя или иной конечный пункт назначения, указанный в контракте и полисе, но не более 60 дней после выгрузки груза с судна в порту назначения.

Обычно груз страхуется в пользу покупателя. Договор страхования может быть заключен на основании одного из трех условий:

- с ответственностью за все риски;

- с ответственностью за частную аварию;

- без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Выбор риска и определение меры страховой ответственности зависят от вида товара, характера сделки, условий транспортировки и других факторов. При этом следует иметь в виду, что в международной торговле страхуются практически все виды сделок купли-продажи и другие операции.

Арбитраж

В процессе исполнения контракта между сторонами могут возникнуть споры и разногласия, которые не удается решить путем переговоров. Эти споры могут возникнуть в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами своих обязательств по контракту (сроки, качество, расчеты) или с различным толкованием сторонами условий контракта при его исполнении.

В большинстве стран споры, возникающие в ходе исполнения внешнеторговых контрактов, рассматриваются в арбитражном порядке в международных коммерческих судах.

Международный коммерческий арбитраж регулируется не только национальным законодательством, но и международными двусторонними и многосторонними соглашениями. Одними из важных многосторонних договоров по вопросам арбитража являются Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанная более чем 80 странами в 1958 году в Нью-Йорке, и Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже от 1961 года.

Международный коммерческий арбитраж существует в двух формах: постоянно действующий арбитраж (институционный), включающий в себя арбитражные суды, коллегии арбитров, арбитражные комиссии, функционирующие при торговых палатах, ассоциациях, биржах, и арбитраж, специально образуемый для рассмотрения отдельных споров - арбитраж ad hoc (изолированный, случайный).

Международный коммерческий арбитраж, в зависимости от характера споров, делится на общий арбитраж, рассматривающий все споры по внешнеэкономическим сделкам, и специализированный арбитраж. К специализированному арбитражу относятся арбитражи, рассматривающие морские споры (арбитраж при Комитете Ллойда в Лондоне, Морская арбитражная палата в Париже, Японский морской арбитраж в Токио, Морской третейский суд в Гамбурге), а также арбитражи, рассматривающие споры, связанные с торговлей конкретными товарами (арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерновыми, арбитражный суд при Федерации по торговле шерстью в Гдыне, арбитраж при Комитете по торговле зерновыми в Роттердаме, арбитраж при Бирже по торговле кожей и кожаными изделиями в Генуе, арбитраж при Нидерландской ассоциации по торговле кофе).

Международные коммерческие арбитражные суды приобретают компетенцию на рассмотрение споров только на основании письменного соглашения спорящих сторон. Арбитражное соглашение может относиться к уже возникшему спору, в этом случае такое соглашение называется третейской записью. Соглашение в отношении споров, могущих возникнуть в будущем, называется арбитражной оговоркой.

В арбитражном соглашении стороны должны договориться о следующем:

- какие предметы спора выносятся на рассмотрение арбитража;

- в каком арбитраже будет рассматриваться спор и будет ли использоваться регламент этого суда;

- материальное право какой страны будет использовано;

- в каком месте и на каком языке будет производиться разбирательство;

- количество арбитров и порядок их выбора.

Если одна из сторон считает, что ее права нарушены, она предъявляет претензию виновной стороне. В случае неудовлетворения претензии и возникновения спора между сторонами, сторона, желающая урегулирования спора, может подать в избранный сторонами арбитражный суд заявку на примирение. Примирение производится мировым посредником, назначаемым арбитражным судом. Если процесс примирения не приводит к соглашению между сторонами, сторона, права которой нарушены, подает в арбитражный суд исковое заявление. В исковом заявлении указываются цена иска, требования истца, излагаются обстоятельства, лежащие в основе исковых требований, предоставляются документы, подтверждающие обоснованность иска и оспариваемых сумм.

Ответственный секретарь суда сообщает истцу сумму арбитражного сбора, направляет ему регламент суда и рекомендательный список арбитров, из которого истец должен выбрать одного арбитра. Одновременно об иске сообщается ответчику, ему предоставляются копии исковых документов, регламент и список арбитров, из которого ответчик также выбирает одного арбитра.

Если стороны установили в арбитражном соглашении, что спор рассматривается тремя арбитрами, то арбитры, выбранные сторонами, должны избрать третьего арбитра - председателя данного состава суда. Если по арбитражному соглашению спор рассматривается одним арбитром, стороны должны договориться, кого из предоставленного списка арбитров они избирают.

Арбитров может назначить и руководство суда, если стороны добровольно передают ему это право или когда стороны не определили арбитров в течение установленного регламентом суда срока. После получения исковых документов ответчик должен направить в арбитраж свои объяснения (отзыв на исковое заявление) или предъявить встречный иск.

В России действует государственный арбитражный суд, а статус постоянно действующего третейского суда имеет международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ (МКАС ТПП РФ), деятельность которого регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» и регламентом, утвержденным ТПП РФ. Вмешательство государственных судебных органов в разбирательство дел в МКАС исключается. В его компетенцию входят:

- споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческая организация хотя бы одной из сторон спора находится за границей;

- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных организаций, созданных на территории РФ между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права РФ.

Для российских предпринимателей условие контракта о передаче возможных споров в МКАС или Морскую арбитражную комиссию при ТПП РФ является наиболее целесообразным.

Включаемая в контракт «Арбитражная оговорка» может быть сформулироывана следующим образом: любой спор, который может возникнуть из настоящего договора, подлежит разрешению в арбитражном суде страны-ответчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: