Еженедельное расписание дистанционного курса

Дата/неделя Деятельность студента
1-я неделя
Задача на неделю Раздел 1.1. - комментарии: прочитать, законспектировать. Раздел 1.2. - комментарии: прчитать, законспектировать.
понедельник 1. Получение доступа к учебным материалам. 2. Прочитать, законспектировать Раздел 1.1.
вторник 1. Консультация к разделу 1.1 (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru) .
среда 1. Прочитать, законспектировать Раздел 1.2. (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru)
четверг Подготовка к семинару 1
пятница Подготовка к семинару 1
суббота
воскресенье
2-я неделя
Дата/неделя Деятельность студента
 
Задача на неделю Принять участие в семинаре 1 Принять участие в семинаре 2
понедельник На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 1
вторник Подготовка к семинару 2
среда Подготовка к семинару 2
четверг На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 2
пятница Самостоятельная работа
суббота
воскресенье

Еженедельное расписание дистанционного курса

Дата/неделя Деятельность студента
3-я неделя
Задача на неделю Раздел 1.3 - комментарии: прочитать, законспектировать. Раздел 1.4 - комментарии: прочитать, законспектировать.
понедельник 1. Получение доступа к учебным материалам. 2. Прочитать, законспектировать Раздел 1.3
вторник   1. Консультация к разделу 1.3 (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru)
среда Самостоятельная работа
четверг Самостоятельная работа
пятница Подготовка к семинару 3
суббота
воскресенье
4-я неделя
Дата/неделя Деятельность студента
 
Задача на неделю Принять участие в семинаре 3
понедельник На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 3
вторник Самостоятельная работа
среда Самостоятельная работа
четверг Самостоятельная работа
пятница Самостоятельная работа
суббота
воскресенье

Еженедельное расписание дистанционного курса

5-я неделя
Задача на неделю Раздел 2.1. - комментарии: прочитать, законспектировать. Раздел 2.2. - комментарии: прчитати, законспектировать.
понедельник 1. Получение доступа к учебным материалам. 2. Прочитать, законспектировать Раздел 2.1.
вторник 1. Консультация к разделу 2.1 (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru) .
среда 1. Прочитать, законспектировать Раздел 2.2. (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru)
четверг Подготовка к семинару 4
пятница Подготовка к семинару 4
суббота
воскресенье
 
Дата/неделя Деятельность студента
6-я неделя
Задача на неделю Принять участие в семинаре 4 Принять участие в семинаре 5
понедельник На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 4
вторник Подготовка к семинару 5
среда Подготовка к семинару 5
четверг На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 5
пятница Самостоятельная работа
суббота
воскресенье

Еженедельное расписание дистанционного курса

Дата/неделя Деятельность студента
7-я неделя
Задача на неделю Раздел 2.3 - комментарии: прочитать, законспектировать. Раздел 2.4 - комментарии: прочитать, законспектировать.
понедельник 1. Получение доступа к учебным материалам. 2. Прочитать, законспектировать Раздел 2.3
вторник   1. Консультация к разделу 2.3 (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru)
среда 1. Раздел 2.4 Прочитать, законспектировать.
четверг 2. Консультация к разделу 2.4 (письма принимаются в адрес a_shilnikov@mail.ru)
пятница Подготовка к семинару 6
суббота
воскресенье
8-я неделя
Дата/неделя Деятельность студента
 
Задача на неделю Принять участие в семинаре 6 Принять участие в семинаре 7
понедельник На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 6
вторник Подготовка к семинару 7
среда Подготовка к семинару 7
четверг На почтовый ящик выслать выполненные задачи семинара 7
пятница Самостоятельная работа
суббота
воскресенье
9-я неделя  
понедельник Выполнение индивудуального задания (сканворд лидера)
вторник Выполнение индивудуального задания (сканворд лидера)
среда На почтовый ящик выслать выполненное индивудуальное задание. Подготовка к тестированию
четверг Принять участие в тестировании результаты прислать в адрес a_shilnikov@mail.ru
пятница
суббота
воскресенье

Раздел 1.1. "Сущность международного менеджмента и его характеристика"

Содержание.

1.1. Предмет и подходы к определению международного менеджмента

1.2. Специфические черты и особенности международного менеджмента

1.3. Этапы развитие международного бизнеса

1.4 Ролевые функции международного менеджера

Ключевые слова: геоцентризм (глобализм), глобальная организация, экспорт, интернализация, лицензирование, международный бизнес, международный менеджмент, франчайзинг.

Цель изучения раздела: формирование системы теоретических знаний по управлению деятельностью международных корпораций.

Задачи изучения раздела:формирование компетентности относительно сущности и теоретических принципов международного менеджмента.

Методические рекомендации к изучению Раздела 1.1.

Изучая пункт 1, обратите внимание на определение «международный менеджмент», а также, что является предметом, обьектом и субьектом международного менеджмента. Для этого обратитесь к литературе [7.9.10]

Изучая пункт 2, детально остановитесь на особенностях международного менеджмента.

Изучая пункт 3, охарактеризуйте каждый этап развития международного бизнеса. Для этого обратитесь к литературе [1.3.]

Изучая пункт 4 обратите внимание на ролевые функции международного менеджера. Для этого обратитесь к литературе [1.6.]

Учебный материал

1.1.1. Предмет и подходы к определению международного менеджмента

Прочитайте, запишите и выучите определение международного менеджмента

Речь о международном менеджменте идет тогда, когда сфера деятельности фирмы выходит за государственные границы. При этом деятельность менеджера сводится не столько к эффективному использованию материальных ресурсов, что отработано у себя в стране, сколько к координации производственно-трудовой активности, которая должна успешно осуществляться за границей.

С учетом этого немецкий профессор Марбургского университета Дюльфер Е. предлагает следующее определение: международный менеджмент – это целенаправленная коммуникация (сотрудничество) фирмы с зарубежными деловыми партнерами. За основу взята управленческая функция коммуникация, которая относится к связующим процессам и является важнейшей в международном бизнесе. Второй институциональный признак – это субъекты взаимоотношений – деловые партнеры на микро- и особенно на макроуровне.

Кузьмина Т.И. подчеркивает, что международный менеджмент изучает особенности организации управления компанией, ведущей бизнес в международном масштабе, т.е. имеющей производственные, представительские и сбытовые структурные подразделения. Речь идет о крупнейших транснациональных компаниях (ТНК), но в сферу анализа не попадают предприятия, которые начинают первые шаги на международном рынке.

Международный менеджмент - это особого вида менеджмент, главной целью которого выступает формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможности ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран.

В этом определении присутствует конкретная цель – преумножение конкурентных преимуществ (идея М. Портера), а средство ее достижения – конкретные особенности принимающей страны. Подчеркивается важная роль взаимодействия между странами и государственного взаимодействия на много- и двухсторонней основе.

Запишите, что изучает международный менеджмент

Обобщая предыдущие определения, отметим, что международный менеджмент изучает как происходит управление международной деловой активностью компании, которая выступает в форме экспорта товаров, услуг и капитала.

Каждая форма международной деловой активности имеет свои разновидности:

1) экспорт товаров:

прямой (фирма сама реализует товары на зарубежном рынке);

косвенный (реализуется с помощью посредников);

2) экспорт услуг:

продажа лицензий за границу;

франчайзинг (более глубокое, чем лицензионное, соглашение: качество производимой продукции должно быть не ниже, чем в стране, продающей франшизу);

лизинг;

3) экспорт капитала:

прямые иностранные инвестиции, при помощи которых создаются или СП, или свой зарубежный филиал с целью контроля над их деятельностью.

Обратите внимание на то, что является предметом международного менеджмента, объектом международного менеджмента, субъектом международного менеджмента.

Предмет международного менеджмента – управление международной деловой активностью компании в различных формах посредством коммуникации и сотрудничества с зарубежными деловыми партнерами.

Объект международного менеджмента – управленческая деятельность по осуществлению зарубежной деловой активности с целью решения четырех стратегических задач:

освоение зарубежных рынков;

поиск и использование ресурсов (для перерабатывающих предприятий);

использование разнообразных выгод принимающей страны;

извлечение конкурентных преимуществ.

Субъекты международного менеджмента:

сами менеджеры компании с их зарубежными подразделениями;

менеджеры головной компании и зарубежные менеджеры, первые принимают стратегические решения о начале заграничной деятельности, вторые – еѐ организуют на местах и осуществляют оперативное руководство.

Прочитайте, обратите внимание на то какие группы зарубежных деловых партнеров выделяют

Выделяют 3 группы зарубежных деловых партнеров.

1) Внутрикорпоративные партнеры (местный персонал: наемные работники, включая и менеджеров, и местные учредители, совладельцы заграничной организации – если таковые имеются)

2) Местные фирмы, с которыми сотрудничает иностранная компания (например, поставщики сырья, ресурсов, оптовые и розничные торговцы).

3) Органы высшей и местной государственной власти: президент, правительство, министерства, ведомства, ассоциации, а также местные органы власти.

В некоторых случаях партнерами могут выступать международные экономические организации, которые реализуют проекты в целевой стране.

1.1.2. Специфические черты и особенности международного менеджмента

Прочитайте в чем особенности международного менеджмента

Деятельность фирмы внутри страны и за рубежом отличается тем, что здесь налицо фактор пересечения государственных границ, а также интенсивность и сложность осуществления деловой активности. Например, при прямом экспорте товаров фирма напрямую обслуживает зарубежных клиентов с их особыми потребительскими предпочтениями, привычными стандартами и качеством послепродажного сервиса.

Водораздел проходит по линии: национальный бизнес протекает в знакомой (нормативной) внешней по отношению к фирме среде, международный бизнес – в чужеродной (отличной) окружающей среде принимающей страны. Следовательно, управление зарубежной деловой активностью испытывает комплексное воздействие со стороны чужеродной внешней среды, ее политико-правовых и экономических условий и культурных особенностей.

Базовым различием является содержание, роль и специфика внешней среды в международном бизнесе. Это требует детального анализа внешней среды, качественной информационной базы, преодоления языковых барьеров.

Факторы внутренней среды фирмы – цели, структура, задачи, технологии – принципиально не отличаются от национальной модели. А такая ситуативная переменная, как люди – и как сотрудники, и как потребители, их потребности, восприятия, ожидания, ценности и цели поведения – требуют учета национально-культурных особенностей.

Обратите внимание на отличительные чертымеждународного менеджмента

Основной проблемой международного менеджмента является адаптация руководства фирма к внешней (чужеродной) среде зарубежного бизнеса.

Исходя из такого понимания, выделим отличительные черты международного менеджмента:

- огромное значение имеет зарубежная окружающая среда принимающей страны (политико-правовые нормы, экономические условия, культурные особенности). Это требует управленческого и организационного приспособления от фирмы;

- возрастает количество и виды рисков (политические, валютные, предпринимательские риски, стихийные бедствия), которые необходимо учитывать (страховать) и иметь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые;

- затраты по ведению бизнеса за границей выше, чем в своей стране;

- специфическими институциональными зарубежными партнерами при ведении международного бизнеса выступают высшие органы государственной власти принимающей страны (правительство, министерства, государственные учреждения), а также религиозные организации и неформальные лидеры;

- важной проблемой является разработка первичной стратегии проникновения на внешний рынок с учетом внутреннего потенциала фирмы, рисков и возможностей принимающей страны;

- актуальной является проблема взаимодействия между головной компанией в стране базирования и зарубежными структурными подразделениями;

- особенности проявления управленческих функций за рубежом.

Запишите главные задачи международного менеджмента

Главные задачи международного менеджмента.

1. Комплексное изучение и оценка внешней среды бизнеса для поиска и приумножения источников конкурентных преимуществ фирмы.

2. Анализ и оценка культурного фона целевой страны и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений для эффективного функционирования фирмы.

3. Оптимальной выбор организационно-правовой формы осуществления зарубежной деловой активности фирмы с учетом экономических и правовых возможностей принимающей страны.

4. Формирование эффективного интернационального коллектива международной компании.

5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного делового сервиса в области финансов, технологического и информационного обслуживания зарубежных операций.

1.1.3. Этапы развитие международного бизнеса

Прочитайте этапы развитие международного бизнеса

Американский исследователь Р. Робинсон разделил развитие международного бизнеса на пять периодов.

1. Коммерческая эра (1500–1850 гг.) начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Это была торговля колониальными товарами в Европе с огромными рисками из-за опасностей морских путешествий (особенно в XVI–XVIII вв.). Она сопровождалась развитием финансирования и страхования торговых экспедиций, складского хозяйства, судостроения, промышленной переработки заморского сырья.

2. Эра экспансии (1850–1914 гг.) – это время формирования колониальных империй на фоне индустриального развития европейских стран в результате промышленной революции. Развитые страны перешли от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и ведению плантационного хозяйства в колониях. Конкурентные преимущества Англии, Франции, Голландии формировались за счет добычи и переработки дешевого сырье. Это требовало зарубежных инвестиций в развитие добывающей промышленности в колониях. Главные мотивы развития зарубежного бизнеса в эру экспансии:

использование более дешевых сырьевых, природных, энергетических ресурсов;

расширение рынков сбыта;

новые сферы приложения свободных финансовых ресурсов;

извлечение выгод из местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).

3. Эра концессий (1914–1945 гг.) с позиций международного бизнеса характеризуется формированием на концессионных предприятиях туземных менеджеров среднего эвена и местного подготовленного персонала. В результате Первой мировой войны (1914–1917), Октябрьской революции (1917) и распада Российской империи возникли новые государства и произошел передел мировых рынков. Великая депрессия 1929–1932 гг. поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с национальным. Интернационализация использования людских ресурсов, характерная для эры глобализации, впервые заявила о себе именно в эти годы. Интернационализация мирового рынка рабочей силы, обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества за счет международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных государств (1945–1970 гг.) – это возникновение новых государств, получивших в наследие от концессионной эры относительно развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру, со всеми пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, что вызывает расширение международного бизнеса. Менеджеры понимают необходимость учета культуры и национальных стереотипов поведения туземных партнеров по бизнесу, позволяя добиваться конкурентных преимуществ более высоких порядков. Ведь глобальная эффективность международной компании требует и свободы выбора формы зарубежной деловой активности и абсолютной свободы выбора целевой страны для оптимизации используемых ресурсов.

5. Эра глобализации (начиная с 70–х гг. XX в.) проходит под знаком революционных технологических изменений в области информатизации и компьютеризации, телекоммуникаций и интернет-технологий, вслед за которыми идут экономические, социальные и политические перемены. Разрыв между ведущими индустриальными и более отсталыми странами увеличивается и сохраняется напряженность в отношениях. Рухнула мировая социалистическая система и появились на мировом рынке новые игроки. Только Китай демонстрирует эффективный симбиоз рынка и социализма при поддержке Запада и Японии, которым китайское руководство гарантирует безопасность их инвестиции и доходов. Территория свободного предпринимательства увеличилась на 15–20 %, лишь ограниченное число стран остаются закрытыми для международного бизнеса. В результате глобализации международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. С другой стороны, платой за это становится существенная зависимость страны от состояния мировых рынков.

1.1.4. Ролевые функции международного менеджера

Выучите, что понимают под международным менеджером

Под международным менеджером следует понимать руководителей, которые отвечают в штаб-квартире головной компании за развитие международного бизнеса, так и собственно зарубежных менеджеров.

Запишите какие роли выполняет международный менеджер

Используя концепцию управленческих ролей Минцберга и базовое определение международного менеджмента по Пивоварову, можно выделить семь основных ролей международного менеджера с учетом особой роли внешней среды и проблем к ее адаптации.

1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке. Роль международного менеджера предполагает решение трех ключевых проблем:

выделение совместно с командой ключевых направлений поиска (здесь весьма полезны метод мозговой атаки и техника экспертных опросов типа «Делфи», но в более простых вариантах);

организация усилий служб и внешних консультантов на проведение предварительного анализа;

окончательный выбор перспективных возможностей (с особым упором на контроль результатов анализа и ведущую роль международного менеджера во всех предварительных переговорах с вероятными партнерами).

2. Международный менеджер как стратегический мотиватор определяет мотивы, которыми будет руководствоваться фирма при выборе форм и стратегий выхода на международный рынок.

3. Международный менеджер как культурный аналитик должен: понимать особенности страновой (национальной) культуры, на которые может опереться фирма, предвидеть проблемы коммуникаций для организации эффективной работы, контактировать с топ-менеджерами зарубежных фирм с учетом их национальных стереотипов. По всем этим причинам культурный анализ – основа работы менеджера с внешней средой.

4. Международный менеджер как эффективный организатор и руководитель интернационального коллектива должен учитывать не только культурные и национальные стереотипы, но и учитывать экономические условия и политико-правовые нормы принимающей страны.

5. Международный менеджер как дипломат должен грамотно и тонко вести переговоры до решения зачастую очень непростых проблем взаимоотношений с властями в стране пребывания.

6. Международный менеджер как общественный деятель, ведь он представляет за рубежом не только свою фирму, но и в известных обстоятельствах свою страну и свой народ. Участие в общественной жизни страны пребывания – непременное условие эффективности и стабильности бизнеса за рубежом, хотя понятно, что масштабы этого участия существенно разнятся в зависимости от масштабов самого бизнеса. Здесь на первый план, естественно, выступают политическая и социальная составляющие внешней среды, но заметную роль играет и культурная составляющая.

7. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» заграничного бизнеса выходит за рамки страны пребывания, заботясь об оптимальности бизнеса фирмы в целом. И здесь его зачастую ждут крайне непростые решения, в которых особого учета и тонкой оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды.

Все семь ролей международного менеджера базируются на знании внешней среды. Если экономические, правовые и политические оценки могут готовить для международного менеджера соответствующие службы фирмы, то в культурном фоне и национальной специфике принимающей страны он должен достаточно глубоко разбираться лично.

Запомните типы международных менеджеров

Можно выделить три типа зарубежных менеджеров:

менеджер из материнской компании (экспатриант), который направляется в долгосрочную командировку для постоянной работы за границу из числа руководителей штаб-квартиры в стране базирования;

местный менеджер из принимающей страны из числа ее граждан (национальный/отечественный), который хорошо знает особенности ведения бизнеса в стране;

менеджер из третьих стран или человек без гражданства, который не имеет отношения к материнской компании и не является гражданином принимающей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: