Национальные стереотипы в деятельности международного менеджера

1. Американский национальный стереотип (США).

Жителя США можно считать продуктом смешания разных национальных культур, причем условия жизни и многолетний «климат демократии» позволили в известной мере «взять» все лучше от разных наций и сформировать из потомков эмигрантов образ типичного американца, который характеризуется такими чертами:

1. Жесткий прагматизм, ориентация на реальное дело, которое приносит пользу, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег.

2. Целевой динамизм: американец всегда видит жизненные, деловые и другие ценности, которые хочет достичь, и постоянно «заряженный» на действия относительно их достижения. Прогресс и постоянное стремление к обновлению («цель — действия — достижения — новая цель») стали идолом, которому поклоняется вся нация.

3. Американец исключительно из уважением относится ко времени и тем более ко времени как важнейшему деловому ресурсу.

4. Определяющие личные черты типичного американца — это глубокий индивидуализм и уверенность в том, что лишь ты сам можешь все сделать для себя и, соответственно, исключительная самостоятельность в принятии и реализации решений, ровно как и полная готовность нести за них всю необходимую ответственность.

5. Отношение к другим людям и коммуникативные черты характеризуются общим дружелюбием, откровенностью и искренностью, готов­ностью к сотрудничеству и поиску умных компромиссов, стремление к получению всей нужной информации и готовностью обмениваться ею с партнерами.

6. Жесткое распределение делового и личного в американской деловой практике и поведении вообще.

7.В американцах достаточно часто полностью понятный патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенное проявление етноцентризма.

Национальный стереотип — не более чем основа и направление поиска для творческих усилий международного менеджера.

2. Английский национальный стереотип.

В сознании глубоко укоренился образ церемонного, застегнутого на все пуговицы английского джентльмена, лишенного эмоций, который любит спорт, собак и лошадей. Насколько этот юмористический образ отвечает сегодняшнему англичанину?

1. Родственным у англичанина с американцем является их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При этом у англичан не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, конечно, беспокоится о прибылях и хорошем положении вещей, но таким же важным для него является и то, что называется спортивным азартом, получением интересного соревнования и захватывающей игры.

2. Важна отличительная черта англичан — нелюбовь к абстрактным проектам, за которыми не стоит реального дела. Они скорее готовы додумать необходимое в процессе, но как можно быстрее начать что-то делать и практически разрешать текущие проблемы. Попытка убедить англичанина путем умело построенного плана проекта, его детальной проработки на бумаге будет значительно менее эффективна, чем демонстрация деловых черт партнера в действии.

3. В основе отличий личных национальных черт лежит чувство собственного достоинства: именно оно подводит к осознанию необходимости соблюдение этических норм и общепринятых традиционных правил, даже если эти нормы и правила не записаны ни в каких законах.

4. Глубокое уважение к традициям национальным, государственным, семейным. Этот традиционализм может приобретать разные формы и, в частности, форму известного консерватизма, который проявляется в разных аспектах жизни и мышления. Склонность хранить традицию во всем — от цвета галстука к манере мыться.

5. Определенный етноцентризм, но в сравнении с американским он более скрыт, исключительно корректный и, как правило, не проявляется в формах, которые задевали бы национальные чувства других людей.

3. Французский национальный стереотип.

Еще в дореволюционной России Франция считалась своего рода шлюзом европейской культуры. «Генетическая память» нашего народа позволяет и сегодня воспринимать Францию как особенное государство Европы, а Париж — как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется с искусством, эстетикой, утонченностью.

1. Интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте интересно проявились в сфере деловой жизни. Практика показывает, что ни одна европейская нация не занимается построением высокосовершенных планов, проектов и программ так, как это делают французы. Сам процесс познания, построения совершенной логической схемы, обработки ее деталей — все это стихия, в которой естественный француз чувствует себя в своей среде. Но есть и обратная сторона.

2. Обратная сторона — опасение и нерешительность в сфере реализации и практического выполнения всего задуманного на бумаге. Ведь поскольку действительность во многом алогична и нередко иррациональна, плохо заключается в гармонические логические схемы и нуждается в пересмотре этих схем, то такое отношение к реализации планов является обычной реакцией естественного француза.

3. Национальная черта — нелюбовь к компромиссам и больше, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам во время решения разных проблем. Любой поиск компромисса, так или иначе, нарушает начальное совершенство логической схемы, которое, по мнению автора, и должна была бы эффективно решить проблему.

4. Относительно личных черт, их манеры и стиля общения, поведения в семье и личной жизни вообще, то здесь действует эффект компен­сации, то есть никто так не раскован, свободен от условностей, естественный и отличается юмором и изобретательностью в неофициальной обстановке в противовес строгим схемам, законам и регламентам в деловой и официальной жизни.

4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.

1. Базовая черта стереотипа — стремление к созданию обстановки неторопливости, дружелюбия и доверия во всех делах, которые ведет бизнесмен из этого региона. Тот факт, что носители восточной культуры боль­шей мерой ориентированы на саму работу, чем на ее результаты (что часто раздражает европейцев и американцев). Создание доверия — важнейший момент любого дела — нуждается во времени и терпении, а все это не укладывается в жестких, расписанных по датам, западные схемы менеджмента.

Стремление избегать любой конфронтации и критики в деловых отношениях. Руководители стремятся любой ценой сохранить дружеские отношения и атмосферу общего понимания, даже не на пользу делу, избегая любых, даже очевидно назревших конфликтов.

2. Личные черты стереотипа — очень развитая гордость и страх «потерять лицо». Если дать эмоциональность и легкое возбуждение от даже незначительного замечания или события, то понятно, сколько такта, терпения, а главнее всего — осмотрительности, нужно проявлять международному менеджеру в своих словах и тем более поступках.

3.Во время переговоров необходимо помнить:

а) нужно по возможности сурово придерживаться принятого ранее порядка переговоров, общей канвы беседы;

б) если возникает необходимость обсудить незапланированную тему, то нужно дать время и возможность партнеру ознакомиться с ней, имея в виду, что эта адаптация происходит у восточного партнера медленнее;

в) следить за звучанием своего языка, не допускать резкие или грубо озвученные слова, стремиться к максимальной теплоте и дружелюбию в звуках, позах, жестах, выражении лица.

6. Японский национальный стереотип.

1.Базовые черты стереотипа — это чрезвычайно производительное сочетание действительно безмерного трудолюбия (трудолюбивости) и терпение японцев с таким же безграничным внутренним стремлением к красоте и совершенству. Если говорить об организационной стороне дела — системах и методах управления качеством, то в Японии они идеально подходят к национальному стереотипу, и в этом главная причина результативности всех систем и методов, которые в других странах, хотя и дают определенные результаты, но, как правило, не японского уровня.

2. Японцы — безусловные традиционалисты, но, вместе с тем, оригиналы. Бережно храня все лучше в своей культуре, они жадно воспринимают и достаточно умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций. Естественная гибкость и адаптация делают японцев первыми в скорости и точности учета самых разнообразных требований регионов, стран, отдельных групп покупателей и скорости их реализации в товарах и услугах.

3. Дисциплинированность и преданность чувству ответственности перед коллективом (группой), признание безусловного авторитета коллектива, готовность приносить в жертву свои личные потребности и интересы.

4. Жизненные черты нации — вежливость и деликатность, аккуратность и порядочность (что высоко ценится в партнерах), восточная преданность владение собой и абсолютный контроль над личным поведением и эмоциями.

1.3.5.Особенности международной среды в Украине

Прочитайте сильные и слабые стороны среды в Украине

Сильные и слабые стороны среды в Украине.

Сильные стороны политико-правовой среды в Украине:

· стабильность политической системы;

· демократизация политической системы в направлении парламентско-президентской республики;

· европейский выбор Украины;

· наличие основных законов для международного бизнеса в Украине.

Слабые стороны политико-правовой среды в Украине:

· слабые стимулы для учреждения международного бизнеса;

· большое влияние бюрократических структур на деятельность международных корпораций;

· наличие значительного взяточничества;

· значительные политические риски;

· несовершенная система налогообложения, отсутствие Налогового кодекса.

Экономическая среда в Украине характеризуется недостаточными рыночными превращениями.

Сильные стороны украинской экономической среды:

· удобное географическое расположение на перекрестке транспортных соединений между Востоком и Западом, Севером и Югом;

· стабильность национальной валюты;

· квалифицирована рабочая сила;

· развитая инфраструктура.

Слабые стороны украинской экономической среды:

· медленная и противоречивая приватизация;

· неразвитость финансовых институтов и фондового рынка;

· отсутствие рынка земли;

· высокая изношенность производственных фондов;

· низкие доходы населения;

· высокая энергоемкость экономики;

· неблагоприятный инвестиционный климат;

· значительная часть «теневой» экономики — около 40 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: