Выводы (сжатое резюме). Среда международного менеджмента — это совокупность разнообразных отношений и интересов различных групп и организаций

Среда международного менеджмента — это совокупность разнообразных отношений и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, где корпорация осуществляет свои деловые операции.

Политико-правовая среда представляет собой систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти и законодательных актов, что регулирует деловые операции международных корпораций, в стране-хозяйке.

Гражданское право — это система правовых отношений, которая базируется на детально разработанных комплексах законов, которые возведены в определенные кодексы, которые и составляют основу ведения бизнеса.

Теократическое право — система правовых отношений, которая имеет в основе религиозные заповеди.

Экономическая среда международного менеджмента представляет собой совокупность экономических отношений и ресурсов стран-хозяев, которые определяют возможности учреждения и развития отделений транснациональных корпораций в этой стране.

Социально-культурная среда представляет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите составляющие внешней среды менеджмента.

2.Какие факторы необходимо учитывать при анализе политических аспектов среды?

3. Что представляет собой правовая среда?

4. Охарактеризуйте ключевые показатели экономической среды международного менеджмента.

5. Назовите основные черты культурной среды.

6. Какие характерные черты присущи поведенческим стереотипам американских, английских, французских и японских менеджеров?

7. Перечислите основные направления, определяющие изменение технологической среды.

8. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны политико – правовой среды в Украине.

9. Назовите сильные и слабые стороны экономической среды в Украине.

10. Охарактеризуйте особенности социально – культурной среды в Украине.

11. Что такое брендинг страны?

12. Какова оценка деловой культуры в Украине?

13. Перечислите пять уровней украинской пирамиды успеха.

14. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны технологической среды в Украине.

Модуль 2. Тема "Функции международного менеджмента"

Раздел 2.1. "Стратегическое планирование в международных корпорациях"

Содержание

1. Сущность международного стратегического планирования.

2. Современные стратегические ориентации международных кор­пораций.

3. Основные типы международных стратегий.

4. Этапы разработки и реализации международных стратегий

Ключевые слова: геоцентризм, этноцентризм, полицентризм, региоцентризм, стратегическое планирование, стратегия.

Цель изучения раздела: получить представление относительно сущности, типов и значения стратегического планирования.

Задачи изучения раздела: научиться использовать конкретные стратегии развития бизнеса международной компании с учетом ее приоритетов и особенностей страны.

Методические рекомендации к изучению Раздела 2.1.

Изучая пункт 1, обратите внимание в чем заключаются сущность и задачи международного стратегического планирования. Для этого обратитесь к литературе [2.3.6].

Изучая пункт 2, детально познакомтесь с современными стратегическими ориентациями международных кор­пораций. Для этого обратитесь к литературе [1.3.6].

Изучая пункт 3, обратите внимание на типы международных стратегий.Для этого обратитесь к литературе [2.3.7].

Изучая пункт 4, запомните этапы разработки и реализации международных стратегий. Для этого обратитесь к литературе [2.3.6].

Учебный материал

2.1.1. Сущность международного стратегического планирования

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

В международном менеджменте стратегия представляет собой весь комплекс действий, связанный с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ международных корпораций. Наведем несколько других определений стратегий: «Стратегия — это создание уникальной и выгодной позиции, которая предусматривает определенный набор видов деятельности» [Портер, 2000, с. 65]; «Стратегия — это взаимосвязанный комплекс действий, которые осуществляет фирма для достижения своих целей с учетом собственного ресурсного потенциала, а также факторов и ограничений внешней среды. Стратегия — это объединенный план, который связывает все составные элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составные стратегии должны быть интегрированные и совместимые между собой».

Однако при современных условиях стоит взвешивать и на другие аспекты понимания категории «стратегия». В частности в трудах известных специалистов по вопросам стратегического менеджмента наводится пять подходов к определению категории «стратегия» — так называемые 5П: стратегия как план, как принцип поведения, как позиция, как перспектива и, наконец, как прием с целью перехитрить конкурента.

В чем заключается особенность стратегического планирования в международных корпорациях

Принципиальная особенность стратегического планирования в международных корпорациях заключается в том, что международным компаниям придется при разработке стратегий делать сложный выбор между глобализацией и национальной преданностью.

Стратегическое планирование — это процесс определения основной линии организации, долгосрочных целей и выполнения планов деятельности относительно достижения отмеченных целей.

Прочитайте и дайте ответ на вопрос «В чем заключается необходимость и значение стратегического планирования в международном менеджмент?»

Необходимость и значение стратегического планирования в международном менеджменте предопределены:

· содержанием направления развития компании в условиях диверсификации международных операций;

· потребностью в координации и интеграции разнообразных операций в масштабах всей корпорации;

· надлежащей подготовкой к возникающим новым международным вызовам и прорывам.

Преимущества стратегического планирования заключаются в:

· координации и мониторинге длительных международных операций;

· детальной проработке проблем, связанных с политическими рисками, конкурентами, стабильностью валютных курсов и др.

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Основные подходы к формулировке и реализации международных стратегий:

· экономический императив;

· политический императив;

· качественный императив;

· административный императив.

Экономический императив стратегического планирования основывается на выборе международными корпорациями надлежащих продуктов для продвижения в другие страны путем использования брендов ценовой конкуренции, обслуживания и. др. (автомобили, бытовая электроника и химия, сталь и тому подобное).

Политический императив означает в первую очередь отбор международными корпорациями определенных стран для ведения бизнеса, обеспечения защиты своих позиций на зарубежных рынках с помощью правительств своих стран (АвтоЗАЗ-Деу).

Качественный императив означает использование новых систем управления качеством для коренного улучшения позиций международной компании как на внутренних, так и зарубежных рынках (использование корпорацией «Тойота» амортизаторов компании «Монро Ауто Еквипмент» (США), которые имеют нулевой уровень деферентности).

Административный императив базируется на учете особенностей каждой ситуации и обосновании решений в условиях высокого уровня неопределенности, использовании гибких систем координации.

Отмеченные императивы применяются в комбинации.

Стремясь овладеть навыками стратегического планирования в международных корпорациях, важно отличать два вида конкурентных преимуществ. Первый связан со способностью фирмы прибавить к продукции определенную дополнительную ценность, за которую потребители готовы платить больше. Этот вид основывается на эффективных научно-тех­нических разработках корпорации, которые обеспечивают уникальные характеристики продукции и являются основой стратегии дифференциации. Второй тип преимуществ заключается в возможности корпорации уменьшить производственные расходы и являет собой основу стратегии уменьшения расходов.

Стремясь овладеть навыками стратегического планирования в международных корпорациях, важно отличать два вида конкурентных преимуществ. Первый связан со способностью фирмы прибавить к продукции определенную дополнительную ценность, за которую потребители готовы платить больше. Этот вид основывается на эффективных научно-тех­нических разработках корпорации, которые обеспечивают уникальные характеристики продукции и являются основой стратегии дифференциации. Второй тип преимуществ заключается в возможности корпорации уменьшить производственные расходы и представляет собой основу стратегии уменьшения расходов.

Стратегия глобального размещения - позволяет международным корпорациям привести в действие такие факторы увеличения прибыльности, которые недоступны для национальных предприятий:

1. Передача зарубежным отделениям базовых знаний и навыков, которые не поддаются быстрому воссозданию или имитации конкурентами.

2. Экономия на расположении компании и ее подразделов путем размещения производства в тех местностях, в которых конкретные операции по созданию ценностей могут осуществляться болем эфективно и формирование на этой основе глобальной сети.

3. Использование кривой опыта, который представляет собой систематическое сокращение производственных расходов в течение всего жизненного цикла продукции путем приобретения опыта производства и реализации продук­ции и экономии за счет расширения масштабов бизнеса.

2.1.2. Современные стратегические ориентации международных кор­пораций

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Транснациональные корпорации в процессе своего развития проходят через три основных этапа интернационализации: 1) начальный; 2) локальной рыночной экспансии; 3) транснациональный. Каждый из этих этапов характеризуется не только спецификой задач зарубежной деятельности, но и отличиями в ориентации высшего менеджмента, что детально объяснено Говардом Перлмуттером с помощью модели EPRG. В соответствии с этой моделью доминирующим отношениям управленческого персонала фирмы, которая не имеет международного опыта, есть етноцентризм (E), что предусматривает рассмотрение зарубежных операций как подчиненных деятельности на внутреннем рынке. При этом полностью сохраняются критерии оценки результативности, которые используются при анализе работы фирмы внутри страны. Полицентричная ориентация (P) подчеркивает важность учета специфики социально-культурной среды бизнеса в разных странах и использования разработанных на местах и адаптированных к локальным условиям процедур оценки и контроля. Региоцентрична ориентация (R) фокусируется на региональной организации полномочий и коммуникационных потоков, в то время как геоцентрическая, или глобальная, ориентация (G) предусматривает сотрудничество между штаб-квартирой и филиалами для разработки стандартов и процедур, которые отвечают как общим, так и локальным задачам фирмы.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: